ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБ (по Минее)
И ЕЩЕ ЧЕГО В МИНЕЕ НЕТ, НО НАДО ПОМНИТЬ:
Без знака
Господи воззвах - 3 стихиры - Октоих везде предваряет Минею, но и дополняет
ее до нужного количества песнопений, т.е из
Минеи берется все, что есть для службы (ука
занного знака). Например: в Минее стихир на
Господи воззвах 3 или 6, тогда и стихир Октои
ха 3 или нет (в сумме должно быть 6)
Тропарь (может отсутствовать)
Канон - на 4 - в Минее 1 или 2 канона, тогда канонов берем 2
или 1 (в сумме должно быть 3)
2. Шестиричная - то же, что и выше +
Господи воззвах - на 6 (количество может быть меньше, т.е. придется повторять)
Стихира на Слава: иногда могут быть хвалитные стихиры
Канон - на 6
3. Славословная - то же, что и выше + Октоих оставляется, служба вся по Минее, кроме канона (каноны соединяются)
Стихиры на стиховне Катавасия рядовая
Седальны по кафизмам Великое славословие поется
Светилен - обязательно есть
Хвалитные стихиры - обязательно есть
4. Полиелейная- то же, что и выше + Октоих оставляется полностью,
служба вся по Минее
Указано петь "Блажен муж" - печатают не всегда
Богородичны все - воскресные
Господи воззвах - на 8
Сподоби, Господи... и Ныне отпущаеши... поем
Паримии (могут находиться в приложении или другой службе)
Седален по полиелее
Прокимен и Евангелие - печатают не всегда
Стихира по Пс.50
Канон БМ наряду или указан - указание печатают не всегда
5. Бденная - то же, что и выше +
Предначинательный псалом, Слава в вышних Богу... поем
Стихиры на малой вечерне - печатают не всегда
Отпуста после вечерни нет, сразу переход на утреню (поэтому нет и отпустительных
тропарей после вечерни, но поем "Богородице Дево, радуйся..." на благословении хлебов)
Стихиры на литии.
Лития, по уставу, должна быть обязательно
СЛУЖБЫ СУТОЧНОГО КРУГА
ВЕЛИКОЕ И МАЛОЕ ПОВЕЧЕРИЕ
служится по вечери (после ужина)
В современной практике богослужения редко где утреня служится в свое время, т.е ранним утром ("заутреня"). Чаще она служится вечером, сразу после вечерни, хотя по уставу это положено только на всенощном бдении.
По этой причине для нас, по-видимому, неразличимы два варианта совершения великого повечерия: в соединении с утреней (всенощное бдение) и отдельно от утрени (фактически утреню совершаем сразу же после повечерия, не дожидаясь утра)
Все же попробуем их различить.
Всенощное бдение (в соединении с утреней): - Рождество и Крещение в любой день седмицы
"праздничное" - Благовещение или храмовый праздник во ВТ-СБ св.Четыредесятницы (Благовещение еще и ВТ-ЧТ Страстной седмицы)
Отдельно от утрени великое повечерие бывает: - СР и ПТ сырной седмицы (кроме праздника Сретения или храмового)
"великопостное" - ПН-ПТ вечером во всю св.Четыредесятницу и ПН,ВТ вечером на Страстной седмице
Малое повечерие - сокращение великого, служится во все остальные дни
На повечерии читается канон БМ Октоиха гласа недели во весь год, кроме периода пред- и попразднства Рождества и Крещения (2-27 янв по н.ст.), когда положены трипеснцы или полные каноны в Минее.
На повечерие может быть перенесена служба Минеи (фактически только канон), а также читаться заупокойный канон Октоиха с утрени СБ по гласу недели, когда об этом указывает Типикон.
Канон(ы) читается перед 3им Трисвятым, т.е. сразу после Слава в вышних Богу...(на "праздничном" повечерии здесь начинается лития, поэтому каноны не читаются).
Идейное содержание - покаяние в грехах дня, моление перед сном; взаимно испрашиваем прощение; временный сон - образ сна смертного.
За пропуск малого повечерия - 50 молитв, 12 поклонов
великого - 150 молитв, 36 поклонов (молитвы - Иисусовы, поклоны - земные; так указывает "Учительное известие")
ПОЛУНОЩНИЦА
совершается ночью, до утра ( в разных монастырях в 2.00 ч, 4.00 ч, 6.30 ч и т.д.)
Вседневная (17я кафизма в основе)
Субботняя (9я кафизма)
Воскресная (канон Св. Троице по гласу Октоиха) - хотя если было всенощное бдение - не совершается.
Идейное содержание - вспоминаем Гефсиманское борение, древний обычай ночной молитвы - в подражание ангелам, второе пришествие Христа, воскресение и суд (притча о 10 девах в тропаре)
За пропуск - 100 молитв, 25 поклонов
По уставу всенощное бдение совершается ночью, поэтому в такие дни повечерие и полунощницу служить не полагается (за вечерней сразу же совершается утреня).
Однако в современной практике всенощное бдение ночью, как правило, служится только на Рождество и Пасху, поэтому в некоторых обителях полунощница и повечерие совершается фактически ежедневно - как благословит настоятель.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ
- изображение Литургии в малом виде
- антифоны изобразительны - изображают милосердие Божие
Время совершения:
- ПН-ПТ Великого поста после 9 часа (в т.ч. и в дни совершения Литургии Преждеосвященных Даров)
- сочельники Рождественский и Крещенский (перед Литургией)
- СР и ПТ сырной седмицы
в Великий пост короче - опускаются Пс.102 и 142, Единородный Сыне, как торжественные песнопения
Обедница - служба, совершаемая вместо литургии, когда по какой-либо причине ее невозможно отслужить полным чином (внезапная болезнь священника, различные форсмажорные обстоятельства).
В таких неприятных случаях изобразительны совершаются максимально приближенно к полной литургии, т.е поется все, что возможно: антифоны, тропари, Символ веры, Отче наш, читается Св.Писание, произносятся ектении (при наличии диакона) - отсутствует лишь так называемый Евхаристический канон.
Изобразительны совершались пустынниками
Идейное содержание - то же, что и у литургии.
За пропуск - 100 молитв, 10 поклонов.
ЧАСЫ
Пасхальные - поются в Светлую седмицу; вместо псалмов - пасхальные песнопения.
Царские - 3 раза в дни воспоминания самых значимых событий земной жизни Спасителя, Царя славы - ПТ страстной седмицы и сочельники (если сочельники попадают на СБ,ВС - тогда в ПТ перед ними);
совершаются все вместе (1,3,6,9), другие псалмы, поются стихиры, паримии, Апостол, Евангелие. Еще одна версия названия - на этих службах присутствовали греческие императоры.
Великопостные - СР и ПТ сырные, ПН-ПТ св.Четыредесятницы, ПН-СР страстной седмицы,