ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБ (по Минее)

И ЕЩЕ ЧЕГО В МИНЕЕ НЕТ, НО НАДО ПОМНИТЬ:

Без знака

Господи воззвах - 3 стихиры - Октоих везде предваряет Минею, но и дополняет

ее до нужного количества песнопений, т.е из

Минеи берется все, что есть для службы (ука

занного знака). Например: в Минее стихир на

Господи воззвах 3 или 6, тогда и стихир Октои

ха 3 или нет (в сумме должно быть 6)

Тропарь (может отсутствовать)

Канон - на 4 - в Минее 1 или 2 канона, тогда канонов берем 2

или 1 (в сумме должно быть 3)

2. Шестиричная - то же, что и выше +

Господи воззвах - на 6 (количество может быть меньше, т.е. придется повторять)

Стихира на Слава: иногда могут быть хвалитные стихиры

Канон - на 6

3. Славословная - то же, что и выше + Октоих оставляется, служба вся по Минее, кроме канона (каноны соединяются)

Стихиры на стиховне Катавасия рядовая

Седальны по кафизмам Великое славословие поется

Светилен - обязательно есть

Хвалитные стихиры - обязательно есть

4. Полиелейная- то же, что и выше + Октоих оставляется полностью,

служба вся по Минее

Указано петь "Блажен муж" - печатают не всегда

Богородичны все - воскресные

Господи воззвах - на 8

Сподоби, Господи... и Ныне отпущаеши... поем

Паримии (могут находиться в приложении или другой службе)

Седален по полиелее

Прокимен и Евангелие - печатают не всегда

Стихира по Пс.50

Канон БМ наряду или указан - указание печатают не всегда

5. Бденная - то же, что и выше +

Предначинательный псалом, Слава в вышних Богу... поем

Стихиры на малой вечерне - печатают не всегда

Отпуста после вечерни нет, сразу переход на утреню (поэтому нет и отпустительных

тропарей после вечерни, но поем "Богородице Дево, радуйся..." на благословении хлебов)

Стихиры на литии.

Лития, по уставу, должна быть обязательно

СЛУЖБЫ СУТОЧНОГО КРУГА

ВЕЛИКОЕ И МАЛОЕ ПОВЕЧЕРИЕ

служится по вечери (после ужина)

В современной практике богослужения редко где утреня служится в свое время, т.е ранним утром ("заутреня"). Чаще она служится вечером, сразу после вечерни, хотя по уставу это положено только на всенощном бдении.

По этой причине для нас, по-видимому, неразличимы два варианта совершения великого повечерия: в соединении с утреней (всенощное бдение) и отдельно от утрени (фактически утреню совершаем сразу же после повечерия, не дожидаясь утра)

Все же попробуем их различить.

Всенощное бдение (в соединении с утреней): - Рождество и Крещение в любой день седмицы

"праздничное" - Благовещение или храмовый праздник во ВТ-СБ св.Четыредесятницы (Благовещение еще и ВТ-ЧТ Страстной седмицы)

Отдельно от утрени великое повечерие бывает: - СР и ПТ сырной седмицы (кроме праздника Сретения или храмового)

"великопостное" - ПН-ПТ вечером во всю св.Четыредесятницу и ПН,ВТ вечером на Страстной седмице

Малое повечерие - сокращение великого, служится во все остальные дни

На повечерии читается канон БМ Октоиха гласа недели во весь год, кроме периода пред- и попразднства Рождества и Крещения (2-27 янв по н.ст.), когда положены трипеснцы или полные каноны в Минее.

На повечерие может быть перенесена служба Минеи (фактически только канон), а также читаться заупокойный канон Октоиха с утрени СБ по гласу недели, когда об этом указывает Типикон.

Канон(ы) читается перед 3им Трисвятым, т.е. сразу после Слава в вышних Богу...(на "праздничном" повечерии здесь начинается лития, поэтому каноны не читаются).

Идейное содержание - покаяние в грехах дня, моление перед сном; взаимно испрашиваем прощение; временный сон - образ сна смертного.

За пропуск малого повечерия - 50 молитв, 12 поклонов

великого - 150 молитв, 36 поклонов (молитвы - Иисусовы, поклоны - земные; так указывает "Учительное известие")

ПОЛУНОЩНИЦА

совершается ночью, до утра ( в разных монастырях в 2.00 ч, 4.00 ч, 6.30 ч и т.д.)

Вседневная (17я кафизма в основе)

Субботняя (9я кафизма)

Воскресная (канон Св. Троице по гласу Октоиха) - хотя если было всенощное бдение - не совершается.

Идейное содержание - вспоминаем Гефсиманское борение, древний обычай ночной молитвы - в подражание ангелам, второе пришествие Христа, воскресение и суд (притча о 10 девах в тропаре)

За пропуск - 100 молитв, 25 поклонов

По уставу всенощное бдение совершается ночью, поэтому в такие дни повечерие и полунощницу служить не полагается (за вечерней сразу же совершается утреня).

Однако в современной практике всенощное бдение ночью, как правило, служится только на Рождество и Пасху, поэтому в некоторых обителях полунощница и повечерие совершается фактически ежедневно - как благословит настоятель.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ

- изображение Литургии в малом виде

- антифоны изобразительны - изображают милосердие Божие

Время совершения:

- ПН-ПТ Великого поста после 9 часа (в т.ч. и в дни совершения Литургии Преждеосвященных Даров)

- сочельники Рождественский и Крещенский (перед Литургией)

- СР и ПТ сырной седмицы

в Великий пост короче - опускаются Пс.102 и 142, Единородный Сыне, как торжественные песнопения

Обедница - служба, совершаемая вместо литургии, когда по какой-либо причине ее невозможно отслужить полным чином (внезапная болезнь священника, различные форсмажорные обстоятельства).

В таких неприятных случаях изобразительны совершаются максимально приближенно к полной литургии, т.е поется все, что возможно: антифоны, тропари, Символ веры, Отче наш, читается Св.Писание, произносятся ектении (при наличии диакона) - отсутствует лишь так называемый Евхаристический канон.

Изобразительны совершались пустынниками

Идейное содержание - то же, что и у литургии.

За пропуск - 100 молитв, 10 поклонов.

ЧАСЫ

Пасхальные - поются в Светлую седмицу; вместо псалмов - пасхальные песнопения.

Царские - 3 раза в дни воспоминания самых значимых событий земной жизни Спасителя, Царя славы - ПТ страстной седмицы и сочельники (если сочельники попадают на СБ,ВС - тогда в ПТ перед ними);

совершаются все вместе (1,3,6,9), другие псалмы, поются стихиры, паримии, Апостол, Евангелие. Еще одна версия названия - на этих службах присутствовали греческие императоры.

Великопостные - СР и ПТ сырные, ПН-ПТ св.Четыредесятницы, ПН-СР страстной седмицы,

Наши рекомендации