Боже! Они – мое семейство, так удали от них скверну и очисти их всецело»[11].
Умм Саляма спросила: «Я тоже с ними, о, Посланник Аллаха?». Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) ответил: «Ты оставайся на своем месте, ты во благе»[12].
Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!), в течение шести месяцев проходя по утрам мимо дома Фатимы(мир ей!) и направляясь в мечеть для совершения утренней молитвы, говорил:
الصَّلاَةُ يَا أَهْلَ الْبَيْتِ
«[Время] молитвы, о семейство мое!», а затем читал упомянутый выше айат.
Семейство Пророка – Ахл аль-бейт(мир им!), очищенные Аллахом от всякой скверны, – они те, которые постигают истинное значение и смысл Священного Корана, так как сказано в нем:
﴿إِنَّهُ لَقُرْءَانٌ كَرِيمٌ. فِي كِتَابٍ مَكْنُونٍ.لاَ يَمَسُّهُ إِلاَّ الْمُطَهَّرُونَ﴾
Пoиcтинe, этo вeдь Kopaн блaгopoдный. В книгe сoкpoвeннoй. Постигают его только очищенные»[13].
По поводу айата, упомянутого в начале этого рассказа, существует множество преданий, подтверждающих, что Святой Пророк (да благословит Аллах его и род его!) брал под свое покровительство Али, Фатиму, Хасана и Хусейна(мир им!), причисляя их к Ахл аль-бейт(мир им!), но в то же время отказывая в этом своим женам.
Семейство Пророка(мир им!) символизирует собой Ковчег Спасения. В предании от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) сказано:
مَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي فِي أُمَّتِي مَثَلُ سَفِينَةِ نُوحٍ مَنْ رَكِبَهَا نَجَى وَ مَنْ رَغِبَ عَنْهَا هَلَكَ
«Мое семейство среди моей общины подобно ковчегу Ноя, кто вступит на него, спасется, а кто отвернется от него – погибнет»[14].
Речь идет о том, что во времена больших перемен, происходящих в интеллектуальной, идеологической и социальной жизни исламского сообщества, единственным средством спасения является доктрина Ахл аль-бейт(мир им!).
Рассказ № 5
Истинные покровители правоверных
В Священном Коране говорится:
﴿إِنَّمَا وَلِيُّكُمُ اللّهُ وَرَسُولُهُ وَالَّذِينَ ءَامَنُوا الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلاَةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَهُمْ رَاكِعُونَ﴾
«Воистину, вашим покровителем является лишь Аллах, а также Посланник Его и верующие, которые выстаивают молитву, и при поясном поклоне [во время молитвы] вносят закят»[15].
В связи с обстоятельствами ниспослания этого айата рассказывают, что однажды в мечеть Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) зашел нищий и стал просить милостыню. Но никто не подал ему. Тогда Али ибн Аби Талиб (мир ему!), совершающий в это время поясной поклон, указал на нищего пальцем и отдал ему свое кольцо. В честь этого подаяния и был ниспослан этот айат.
Это событие было описано десятью сподвижниками Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и среди них Ибн ‘Аббас, ‘Аммар, Джабир ибн ‘Абдалла, Абу Зарр, Анас ибн Малик, Биляль и другие. Кроме того, обстоятельства ниспослания этого айата подтверждаются многими суннитскими богословами[16].
Почти все достоверные толкования Корана фиксируют это событие.
А теперь рассмотрим смысл этого айата:
Арабское слово «валий» используется в этом айате не в смысле «друг» или «помощник», поскольку понятия дружбы и помощи относятся ко всем мусульманам вообще, а не только к тем, кто подает милостыню при совершении молитвенных поклонов. Согласно мусульманским источникам, оно подразумевает здесь исключительно Али ибн Аби Талиба(мир ему!), а использование глагола «аману» (уверовали) во множественном числе объясняется важностью лица, о котором идет речь. Аналогичный прием применяется в айате, посвященном взаимному проклятию, где говорится «анфусана ва анфусакум» (нас самих и вас самих) (сура 3, айат 61).
В то же время многие из мусульманских богословов и толкователей Корана считают, что слово «валий» используется в настоящем айате в значении «покровитель», от «вилайя» - «покровительство, материальная и духовная ответственность и наставление». Тем более, что этот покровитель упоминается здесь в одном ряду с Аллахом и Его Посланником (да благословит Аллах его и род его!).
Таким образом, настоящий айат указывает на правопреемство и имамат Али ибн Аби Талиба(мир ему!), а также на его превосходство и избранность Самим Аллахом.
Рассказ № 6
Пожертвование душой ради Аллаха
В Священном Коране говорится:
﴿وَمِنَ النَّاسِ مَن يَشْرِي نَفْسَهُ ابْتِغَاء مَرْضَاتِ اللّهِ وَاللّهُ رَؤُوفٌ بِالْعِبَادِ﴾