Об одиннадцатом члене символа веры
1. УЧЕНИЕ О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ
Согласно «Пространному Катехизису», воскресение мертвых , которого мы чаем или ожидаем, есть
«действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны [].
Таким образом, воскресение мертвых — это не духовное воскресение, а реальное воссоединение души со своим телом.
Учение о воскресении мертвых в Священном Писании
Учение о воскресении мертвых присутствует уже в Ветхом Завете:
«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…»
(Иов. 19, 25-27).
В этих словах с полной ясностью выражена идея самотождественности личности: то же самое лицо, некогда жившее на земле, будет участником Воскресения. Не менее определенно о воскресении умерших говорится в пророческих книгах:
«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!..»
(Ис. 26, 19).
«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление»
(Дан. 12, 2).
Всеобщность веры в воскресение во дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря:
«знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день»
(Ин. 11, 24).
Тождественность тела воскресшего телу живущего
Воскресение не есть облечение души в новое тело, по существу это будет то же самое тело, каким человек обладал в этой жизни:
«тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие»
(1 Кор. 15, 53).
«сеется в тлении, восстает в нетлении»
(1 Кор. 15, 43).
Всеобщность и одновременность воскресения мертвых
Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер:
«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут»
(1 Кор. 15, 22).
При этом воскресение совершится одновременно. Православная Церковь осудила так называемый хилиазм, учение о тысячелетнем царстве Христовом на земле. Согласно этому лжеучению, сначала воскреснут праведники, а через 1000 лет все прочие []. Однако Сам Господь говорил, что
«все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения»
(Ин. 5, 28-29).
Изменение живых при воскресении умерших
«…у тех, которые до времени общего Воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные» [].
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся…»
(1 Кор. 15, 51-52).
2. КОНЧИНА МИРА
Воскресение произойдет
«при конце сего видимого мира» [].
Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Небо и земля
«погибнут»
(Пс. 101, 27).
«…небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят»
(2 Пт. 3, 10).
Однако этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование, обновление:
«небо и земля прейдут»
(Мф. 24, 35),
то есть изменятся по образу своего бытия.
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…»
(Откр. 21, 1, 2).
3. СОСТОЯНИЕ ДУШ УМЕРШИХ ДО ДНЯ ВСЕОБЩЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ
До дня всеобщего воскресения души умерших находятся в различном состоянии:
«Души праведных во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии» [].
Тотчас по смерти душам усопших не приписывается ни полноты блаженства, ни полноты мучений,
«потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием» [].
«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое»
(2 Кор. 5, 10).
ГЛАВА XIII