На литургии, не причащаются и даже
Не молятся во время богослужения, не зная
Основных молитв и Символа веры, не понимая
Смысла совершаемых таинств, а главное,
3 64
Не имея интереса к этому.
Противление злу против себя. Этот
Грех проявляется в явном противлении
Обидчику, в воздаянии злом за зло, когда
Наше сердце не хочет понести причиняемую
Ему боль.
Плотоугодие — угождение телу, телесным
Слабостям, плотским страстям.
Похоть — плотское вожделение, распутство.
Пьянство. Вино, как и всякая созданная
Вещь, есть добро, ибо устроено Создателем
для нашей пользы. Вино, в меру принимаемое,
Полезно человеку, радование сердца и
веселие души, употребляемое во время прилично,
— говорит Сирах (Сир. 31, 31—33).
Святой апостол Павел запрещает не пить
вино, а упиваться вином (см.: Еф. 5, 18). «Не
Вино производит пьянство, — пишет святитель
Иоанн Златоуст, — а невоздержание».
Грех пьянства особенно выделен в Святом
Писании: пьяницы... Царства Божия не наследуют,,
— пишет апостол (1 Кор. 6,10). Сам
Спаситель говорит: Смотрите же за собою,
Чтобы сердца ваши не отягчались объяде-
нием и пьянством... (Лк 21,34).
Ропот — ворчание, обида, брюзжание,
Укорение, изъявление недовольства чем-
Либо.
Ропот на Бога. Этот грех есть следствие
Недоверия Богу, могущий привести
К полному отпадению от Церкви, потере
Веры, богоотступничеству и богоборчеству.
Противоположная этому греху добродетель
— смирение перед промыслом Божи-
Им о себе.
Самозамкнутость — отчужденность от
Других людей.
Самооправдание, самодовольство —
Это удовлетворенность своим духовным
Устроением или состоянием.
Самоубийство — величайший грех, ибо
Жизнь есть дар Божий, и только Ему принадлежит
Власть лишить ее нас. Отказ от лечения,
Намеренное неисполнение предписаний
Врача, сознательное нанесение вреда
Своему здоровью чрезмерным употреблением
Вина, курением табака — тоже медленное
Самоубийство. Некоторые убивают себя
Чрезмерным трудом ради обогащения — это
Тоже грех.
Славолюбие, честолюбие происходят
От гордости, от стремления к почету, к похвале,
К поклонению и прославлению. Змий,
нашептавший нашим прародителям будете
как боги (Быт. 3, 5), и сейчас шепчет нашей
Страстной натуре, что надо стремиться к
власти, господству, славе. Как вы можете веровать,
Когда друг от друга принимаете
славу? — вопрошает Спаситель (Ин. 5, 44).
Кто добивается славы и чести в этом мире,
Тот ставит себя идолом вместо Бога, ибо
Только Господу подобает всякая слава, честь
И поклонение.
Сомнение — мысль, нарушающая (явно
И смутно) убежденность в истинности учения
Христа и Его Церкви в целом и частностях,
Например сомнения в Евангельских
Заповедях, сомнения в догматах, то есть каком-
Либо члене Символа веры, в святости
Какого-либо признанного Церковью святого
Или событий Священной истории, празднуемых
В Церкви, в Боговдохновенности
Святых отцов; сомнение в почитании святых
Икон и мощей святых угодников, в невидимом
Божественном присутствии в богослужении
И в таинствах. Нужно учиться
различать «пустые» сомнения, возбуждаемые
Бесами, окружающей средой (миром)
И собственным помраченным грехом
Умом, — такие сомнения нужно отвергать
Актом воли — и действительные духовные
Проблемы, которые надо разрешать, основываясь
На полном доверии к Богу и Его Церкви,
Понуждая себя к полнейшему самораскрытию
Перед Господом в присутствии духовника.
Лучше исповедать все сомнения: и
Те, которые были отвергнуты внутренним
Духовным оком, и в особенности те, которые
Были приняты в сердце и породили там
Смятение и уныние. Таким образом очищается
И просвещается ум и укрепляется вера.
Сомнение может возникать на почве из367
Лишнего доверия себе, увлекаемости чужими
Мнениями, малой ревности к осознанию
Своей веры. Плод сомнения — расслабленность
В следовании путем Спасения, прекословие
Воле Божией.
Сребролюбие — жадность к деньгам,