Нормативная часть типовой учебной программы


Многолетняя подготовка занимающихся в учреждениях, осуществляющих деятельность по адаптивной физической культуре и спорту, разделяется на следующие этапы:

1) физкультурно-оздоровительный (физкультурно-коррекционный) с элементами спорта, который может длиться весь период занятий в учреждении;

2) начальной подготовки с продолжительностью 2-3 года;

3) учебно-тренировочный с продолжительностью от 4 лет и более;

4) спортивного совершенствования с продолжительностью от 3 лет и более;

5) высшего спортивного мастерства.

Каждому этапу соответствуют следующие задачи и критерии оценки деятельности учреждений АФКиС.

Физкультурно-оздоровительный (физкультурно-коррекционный) этап с элементами спорта (ФО) предполагает привлечение максимально возможного числа детей с отклонениями в развитии или состоянии здоровья и инвалидов без ограничения возраста к систематическим занятиям плаванием для оздоровления и коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья, воспитания их личности, формирования здорового образа жизни, развития физических качеств.

Критерии оценки деятельности учреждения, осуществляющего деятельность по АФКиС:

1) Стабильность состава занимающихся, посещаемость ими занятий.

2) Динамика индивидуальных показателей, характеризующих состояние органов и систем, нарушения которых являются причинами инвалидности, а также сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, общее состояние организма и уровень функциональных возможностей индивида.

3) Динамика индивидуальных показателей физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких) и основных физических качеств занимающихся (сила, быстрота, выносливость, гибкость, координационные способности).

4) Уровень освоения навыков гигиены, самоконтроля, бытового самообслуживания, общения с окружающими; способности к самостоятельному передвижению.

Этап начальной подготовки (НП) предусматривает в дополнение к задачам первого этапа начало спортивной специализации занимающихся.

Критерии оценки деятельности учреждения:

1) Стабильность состава занимающихся.

2) Динамика улучшения индивидуальных показателей, характеризующих состояние основного дефекта (заболевания), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.

3) Динамика прироста индивидуальных показателей физического развития и (или) основных физических качеств занимающихся.

4) Уровень освоения основ техники плавания, навыков гигиены и самоконтроля, самостоятельного передвижения (в том числе с помощью соответствующих технических средств) и бытового самообслуживания, умение ориентироваться в окружающей среде и незнакомой обстановке, способность контактировать с незнакомым тренером.

Учебно-тренировочный этап (УТ) предусматривает в дополнение к задачам первого и второго этапов повышение уровня спортивных результатов и физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и требований программ по плаванию, в индивидуальных случаях предусматривает привлечение перспективных спортсменов к специализированной спортивной подготовке для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России и успешно выступать в международных соревнованиях. Критерии оценки деятельности учреждения:

1) Освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных учебной программой по плаванию, выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки.

2) Освоение теоретических разделов учебной программы.

3) Динамика улучшения индивидуальных показателей, характеризующих состояние основного дефекта (заболевания), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.

4) Динамика прироста индивидуальных показателей физического развития и (или) основных физических качеств занимающихся и навыков социальной адаптации.

5) Динамика спортивно-технических показателей.

6) Стабильность результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях среди инвалидов.

7) Число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд России среди инвалидов.

Этап спортивного совершенствования (СС) предполагает развитие спорта высших достижений, привлечение перспективных спортсменов к специализированной спортивной подготовке для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих в составе сборных команд России успешно выступать в международных соревнованиях.

Критерии оценки деятельности учреждения:

1) Выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки.

2) Положительная динамика спортивно-технических показателей.

3) Стабильность высоких результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях среди инвалидов.

4) Уровень физического развития и функционального состояния занимающихся.

5) Число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд России среди инвалидов.

Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) предусматривает в дополнение к задачам этапа спортивного совершенствования поддержание уровня высоких спортивных результатов и физической подготовленности спортсменов - членов сборных команд России с целью их подготовки к участию в Параолимпийских играх/ Сурдоолимпийских играх, чемпионатах мира, Европы.

Критерии оценки деятельности учреждения:

1) Выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки.

2) Положительная динамика спортивно-технических показателей.

3) Стабильность высоких результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях среди инвалидов.

4) Уровень физического развития и функционального состояния занимающихся.

5) Число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд России среди инвалидов.

6) Число спортсменов, завоевавших медали на официальных международных соревнованиях среди инвалидов (Параолимпийских игры/Сурдоолимпийские игры, чемпионаты мира, Европы).


Наши рекомендации