Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 27 страница
Глава 191. О том, что не следует порицать еду и питьё
594. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, , никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, он оставлял её».[1436]
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим,, сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «…а если не желал, то хранил молчание».
595. Сообщается, что сподвижник Хульб, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я слышал, как один человек сказал посланнику Аллаха, : «Есть такие виды еды, которые мне затруднительно есть».[1437] (В ответ ему пророк, , сказал: «Пусть в сердце твоём ни в коем случае не возникают сомнения, что из-за этого ты уподобишься (тем, кто исповедует) христианство»[1438].[1439]
Глава 192. О том, что в случае необходимости разрешается говорить: «Я не хочу есть это», или: «Я не привык к такой пище», или говорить нечто подобное
596. В хадисе, передаваемом со слов Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, сообщается следующее:
– Однажды посланнику Аллаха, , принесли жареную ящерицу, и он протянул к ней руку. (Люди стали) говорить: «Это ящерица, о посланник Аллаха», и посланник Аллаха, , убрал руку. Халид спросил: «(Мясо) ящерицы запретно, о посланник Аллаха?» – на что он ответил: «Нет, но там, где живут мои соплеменники, (ящериц) в пищу не употребляют, и я чувствую к ней отвращение».[1440]
Глава 193. О том, что человеку желательно хвалить пищу,
которую он ест
597. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , попросил у своих домочадцев (какую-нибудь) приправу, и они сказали ему: «У нас нет ничего, кроме уксуса». Тогда он велел принести (уксус) и стал есть, приговаривая: «Какая прекрасная приправа уксус, какая прекрасная приправа уксус!»[1441]
Глава 194. Что желательно сказать постящемуся, когда подают угощение, если он не намерен прерывать пост
598. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Когда кого-нибудь из вас пригласят, пусть примет приглашение[1442]; если (приглашённый) соблюдает пост, пусть помолится[1443], если же он не постится, пусть поест».[1444]
599. В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал: «…если он не постится, пусть поест, если же он не постится, пусть призовёт благословение (на того, кто его пригласил)».[1445]
Глава 195. Что желательно сказать человеку, которого пригласят на угощение, если с ним будет кто-нибудь ещё
600. Сообщается, что Абу Мас‘уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Один (из ансаров) пригласил пророка, , и ещё четырёх человек отведать угощения, которое он для него приготовил, однако за ними последовал (ещё один) человек. Когда пророк, , подошёл к дверям (дома пригласившего), он сказал (хозяину): «Этот (человек) последовал за нами, и если хочешь, можешь позволить ему (войти), а если хочешь, то он вернётся», (на что пригласивший) сказал: «Нет, я позволяю ему войти, о посланник Аллаха!»[1446]
Глава 196. О том, как пророк, , увещевал и наставлял тех, кто ел неправильно
601. Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен им Аллах, сказал:
– В детстве я находился на попечении посланника Аллаха, .[1447] Обычно я протягивал руку к (разным концам общего) блюда, но (однажды) посланник Аллаха, , сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!»[1448]
В другой версии этого хадиса, приводимой в “Сахихе”[1449], сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Однажды, когда во время общей трапезы, в которой принимал участие посланник Аллаха, , я стал брать (еду с разных концов общего) блюда, и посланник Аллаха, , сказал мне: «Бери то, что находится рядом с тобой!»
602. Сообщается, что Джабаля бин Сухайм сказал:
– Когда мы находились с Ибн аз-Зубайром, [1450] выдался засушливый год, и нам выдавали финики. Что же касается ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, то, проходя мимо нас, когда мы ели, он говорил: «Не берите по два, ибо, поистине, пророк, , запретил делать это, – а потом добавлял: – если только человеку не даст разрешения (на это) его брат».[1451]
603. Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Как-то раз один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаха, , который велел ему: «Ешь правой!» Тот сказал: «Я не могу», и (тогда пророк, ,) воскликнул: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему,[1452] кроме гордости!» – и больше тот уже не смог поднести ко рту (свою правую[1453] руку).[1454]
Глава 197. О том, что во время совместной трапезы желательно вести беседу
К этой главе относится хадис, который приводится в главе под названием “О том, что человеку желательно хвалить пищу, которую он ест”.[1455] В своей книге “Ихйа ‘улюм ад-дин” имам Абу Хамид аль-Газали пишет, что согласно нормам мусульманской этики во время еды следует разговаривать о том, что одобряется шариатом, а также передавать рассказы о праведных людях.
Глава 198. О том, что следует говорить и делать тому, кто ест, но не может насытиться
604. Передают со слов Вахши бин Харба, да будет доволен им Аллах, что (однажды) сподвижники посланника Аллаха, , сказали (ему): «О посланник Аллаха, поистине, мы едим, но не (можем) насытиться!» Он сказал: «Должно быть, (вы едите) порознь». Они сказали: «Да». (Тогда пророк, ,) сказал: «Так встречайтесь (друг с другом) для еды и поминайте имя Аллаха, (и благодаря этому) еда станет благословенной для вас[1456]».[1457]
Глава 199. О том, что желательно сказать человеку, если ему придётся есть вместе с больным
605. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, , взял за руку прокажённого, положил её на блюдо, (с которого он ел,) и сказал: «Ешь с именем Аллаха, полагаясь на Аллаха и уповая на Него».[1458]
Глава 200. О том, что, если гость или какой-нибудь другой человек уберёт руку от угощения, желательно, чтобы хозяин сказал: «Ешь», и повторял эти слова, пока он не удостоверится, что тот насытился (подобным образом желательно поступать и в тех случаях, когда дело касается питья,
благовоний и тому подобных вещей)
Знай, что человеку желательно поступать так и в тех случаях, когда речь идёт о его жене или других близких людях, если ему покажется, что им всё ещё хочется есть, пусть даже немного.
Указанием на это является длинный хадис в котором сообщается об одном из чудес пророка, . В этом хадисе о том, что однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, который испытывал муки голода, сел на дороге и стал расспрашивать каждого, кто проходил мимо, о смысле одного из айатов Корана в надежде на то, что его пригласят в гости и накормят. В конечном итоге его пригласил к себе посланник Аллаха, , который послал ему за жившими под навесом, а когда Абу Хурайра привёл их, пророк, , досыта напоил всех, кто у него собрался, одной чашей молока. Часть этого хадиса приводится ниже:
606. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Тогда он[1459] сказал: «Остались (только) мы с тобой». Я сказал: “Твоя правда, о посланник Аллаха». Он сказал: «Садись и пей». Тогда я сел и отпил (из этой чаши), после чего он (снова) сказал: «Пей», и я (снова) отпил. И он продолжал говорить мне: «Пей», до тех пор, пока я не воскликнул: «Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я больше не могу!» Он сказал: «Тогда дай её мне», и я дал ему эту чашу, а он воздал хвалу Аллаху Всевышнему,[1460] произнёс слова “С именем Аллаха” и выпил остаток.[1461]
Глава 201. О том, что желательно сказать после еды
607. Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что после того как скатерть с едой убирали, пророк, , обычно говорил: «Хвала Аллаху, (хвала) многая, благая и благословенная, (хвала, которой никогда) не будет достаточно, (хвала, которую) не следует прерывать, (хвала, без которой нам) не обойтись! (Он) – Господь наш! /Аль-хамду ли-Лляхи хамдан кaсиран, тайибан, мубаракaн фи-хи, гайра макфийин, ва ля мувадда‘ин, ва ля мустагнан ‘ан-ху! Рабба-на!/»[1462]
В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды после завершения трапезы пророк, , сказал: «Хвала Аллаху, Который удовлетворил наши потребности и утолил нашу жажду! Невозможно ни отплатить (за Твои милости), ни отрицать их! /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи кaфа-на ва арва-на гайра макфийин ва ля макфурин!/»
608. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, Аллах обязательно останется доволен (таким Его) рабом, который (станет) воздавать Ему хвалу за (каждый) съеденный им кусок и за (каждый) сделанный им глоток».[1463]
609. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что после еды пророк, , обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который накормил нас, напоил нас и сделал нас мусульманами /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ат‘ама-на, ва сака-на, ва джа‘аля-на муслимин/».[1464]
610. Сообщается, что Абу Аййуб Халид бин Зайд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:
– После еды или питья посланник Аллаха, , обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который накормил и напоил (нас этим) и облегчил вход (для каждого куска пищи и глотка воды), и устроил (для этого) выход /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ат‘ама, ва сака, ва саввага-ху, ва джа‘аля ля-ху махраджан/».[1465]
611. Передают со слов Му‘аза бин Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
– Простятся грехи[1466] его тому, кто после еды станет говорить: «Хвала Аллаху, накормившему меня этим и наделившему меня этим, тогда как сам я не прибегал ни к ухищрениям, ни к силе[1467] /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ат‘ама-ни хаза ва раззака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин/».[1468]
612. Как передал последователь[1469] по имени ‘Абд ар-Рахман бин Джубайр, один человек, который прислуживал пророку, , в течение восьми лет, сообщил ему, что он слышал, как пророк, , произносил слова: «С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/», когда ему подавали еду, а после еды он говорил: «О Аллах, ты накормил, напоил, избавил (от нужды), наделил, даровал и оказал благодеяние, хвала же Тебе за то, что Ты дал (мне) /Аллахумма, ат‘амта, ва сакайта, ва агнайта, ва акнайта, ва хадайта, ва ахсанта ва ля-кя-ль-хамду ‘аля ма а‘тайта/».[1470]
613. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что после еды пророк, , обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который облагодетельствовал нас и вывел нас на путь истинный и Который насытил и напоил нас и оказал нам все благодеяния /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи манна ‘аляй-на ва хада-на, ва-ллязи ашба‘а-на, ва арва-на, ва кулля-ль-ихсани ата-на/».[1471]
614. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал:
– Пусть тот, кто съест что-либо (В версии Ибн ас-Сунни, приводятся другие слова: «Пусть тот, кому Аллах пошлёт еду…»), скажет: «О Аллах, сделай это благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого /Аллахумма, барик ля-на фи-хи ва ат‘ым-на хайран мин-ху/». И пусть тот, кому Аллах пошлёт молоко, скажет: «О Аллах, сделай его благословенным для нас и добавь нам этого /Аллахумма, барик ля-на фи-хи ва зид-на мин-ху/», ибо, поистине, ничто, кроме молока, не может служить заменой и еде, и питью.[1472]
615. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, , пил из какого-нибудь сосуда, он всегда делал три глотка, воздавая хвалу Аллаху перед каждым глотком и благодаря Его после того, как заканчивал (пить)».[1473]
Глава 202. О мольбе за хозяев, с которой приглашённому и гостю желательно обратится к Аллаху после еды
616. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Как-то раз) посланник Аллаха, , остановился у моего отца. Мы подали ему еду и небольшой бурдюк (молока, и пророк, ,) поел, а затем ему предложили финики. (Пророк, ,) стал есть их, отбрасывая в сторону косточки, которые он клал между указательным и средним пальцами.[1474] После этого ему подали питьё, и он отпил (из сосуда), а потом передал его тому, кто находился справа от него. Тут мой отец попросил: «Обратись к Аллаху с мольбой за нас», и он сказал: «О Аллах, сделай для них благословенным то, чем Ты наделил их, прости их и помилуй их /Аллахумма, барик ля-хум фи-ма разакта-хум, ва-гфир ля-хум, ва-рхам-хум/».[1475]
617. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что как-то раз пророк, , пришёл к Са‘ду бин ‘Убаде. Тот принёс ему хлеб с оливковым маслом, и пророк, , поел, а потом сказал: «Да разговляются у вас постящиеся, да вкушают вашу еду праведные и да благословляют вас ангелы! /Афтара ‘инда-куму-с-са’имуна, ва акяля та‘ама-куму-ль-абрару, ва саллят ‘аляй-куму-ль-маля’икяту!/»[1476]
618. Сообщается, что ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Разговевшись у Са‘да бин Му‘аза, посланник Аллаха, , сказал: «Да разговляются у вас постящиеся[1477]…»[1478]
619. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Однажды Абу-ль-Хайсам ат-Таййихан приготовил для пророка, , угощение, на которое вместе с ним пригласил и некоторых его сподвижников. После еды пророк, , сказал: «Вознаградите вашего брата». (Люди стали) спрашивать: «О посланник Аллаха, а что послужит ему наградой?» (В ответ на это) он сказал: «Если вы придёте домой к человеку, у которого будете есть и пить, обратитесь к Аллаху с мольбой за него, что и послужит ему наградой».[1479]
Глава 203. О мольбе, с которой человеку желательно обратиться к Аллаху за того, кто напоит его водой, молоком или чем-нибудь ещё
620. Сообщается, что аль-Микдад, да будет доволен им Аллах, сказал:
– И тогда пророк, , поднял голову к небу и сказал: «О Аллах, накорми того, кто накормил меня, и напои того, кто напоил меня /Аллахумма, ат‘им ман ат‘ама-ни ва-скы ман сака-ни/».[1480]
621. Передают со слов ‘Амр бин аль-Хамика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , которого он напоил молоком, сказал: «О Аллах, сделай так, чтобы он наслаждался молодостью /Аллахумма, амти‘-ху би-шабаби-хи/».
Передатчик этого хадиса сказал: «После этого (‘Амр) прожил ещё восемьдесят лет, но к него не появилось ни одного седого волоса».[1481]
622. Сообщается, что ‘Амр бин Ахтаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) посланник Аллаха, , попросил напиться, и я принёс ему воды в деревянной чаше, в которую попал волосок. Я вытащил его оттуда, а посланник Аллаха, , сказал: «О Аллах, надели его красотой /Аллахумма, джаммиль-ху/».
Передатчик этого хадиса сказал: «Я видел (‘Амра), когда ему исполнилось уже девяносто три года, однако его волосы и борода были черны».[1482]
Глава 204. О мольбе человека и побуждении к оказанию гостеприимства
623. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Как-то раз один человек пришёл к посланнику Аллаха, , в надежде на то, что он окажет ему гостеприимство, однако у (пророка, ,) нечем было угостить его. Тогда он спросил: «Не примет ли кто-нибудь у себя этого человека, да помилует его Аллах?» – после чего со своего места поднялся один из ансаров и увёл его с собой…»[1483]
Глава 205. О похвале тому, кто оказал уважение своему гостю
624. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Однажды к пророку, , пришёл какой-то человек и сказал: «Поистине, я изнурён!»[1484] (Услышав это, посланник Аллаха, ,) послал (кого-то) к одной из своих жён, но она сказала: «Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды!» Тогда он послал (его) к другой (своей жене), но и она сказала нечто подобное, (и в конце концов тот обошёл всех его жён, но все) они говорили те же слова. Тогда (пророк, ,) спросил: «Кто приютит у себя этого (человека), да помилует его Аллах, (сегодня) ночью?» Тогда со своего места поднялся один из ансаров и сказал: «Я, о посланник Аллаха», (после чего) увёл (этого человека) к себе домой. Там он спросил свою жену: «Есть ли у тебя что-нибудь?» Она ответила: «Нет (ничего), кроме еды для моих детей». Он сказал: «Займи их чем-нибудь, а когда наш гость войдёт, сделай огонь в светильнике меньше и притворись, что мы (тоже) едим, когда же он протянет руку к еде, поднимись и потуши светильник вид». А потом они сели (на свои места), и гость поел, (они же легли спать голодными). Утром (хозяин дома) пришёл к посланнику Аллаха, , который сказал: «Аллах подивился[1485] тому, как вы поступили с вашим гостем этой ночью!»[1486] – после чего Аллах ниспослал айат, где говорится: {…и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду}[1487].[1488]
В этом хадисе подразумевается, что дети не испытывали крайней нужды в еде, поскольку даже сытый ребёнок обычно просит что-нибудь, когда видит, что другие едят. Таким образом, эти супруги отказались ради гостя только от собственной еды, а Аллах знает об этом лучше.
Глава 206. О том, что человеку желательно приветствовать гостя, воздавать Аллаху Всевышнему хвалу за то, что у него находится гость, и благодарить Аллаха за то, что Он дал ему возможность принять его
625. Передают со слов Абу Хурайры и Абу Шурайха аль-Хуза‘и, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «…пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю…»[1489]
626. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Как-то раз днём (или: ночью) посланник Аллаха, , вышедший из дома, неожиданно увидел Абу Бакра и ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, и спросил (их): «Что заставило вас покинуть свои дома в такой час?» Они ответили: «Голод, о посланник Аллаха». Он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, и меня заставило покинуть свой дом то же, что и вас! Пойдёмте же». И они пошли вместе с ним к одному человеку из числа ансаров, но оказалось, что его нет дома. Увидев (пророка, ,) жена (этого человека) сказала: «Добро пожаловать!» Посланник Аллаха, , спросил её: «А где же такой-то?» (Женщина) ответила: «Он пошёл за хорошей водой для нас», и тут появился этот ансар, который увидел посланника Аллаха, , и двух его спутников, а потом[1490] сказал: «Хвала Аллаху, ни у кого сегодня не будет более высоких гостей, чем у меня!»[1491]
Глава 207. Что желательно говорить после еды
627. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Растворяйте (съеденную) вами пищу с помощью поминания Всемогущего и Великого Аллаха и молитвы и не спите после еды, ибо тогда сердца ваши ожесточатся».[1492]
Книга о приветствии, испрашивании разрешения, благопожелании чихнувшему и обо всём том, что с этим связано
Аллах Всевышний сказал: {А когда вы входите в дома, приветствуйте друг друга благословенным и благим приветствием от Аллаха}.[1493] Аллах Всевышний также сказал: {А когда к вам обращаются с приветствием, то отвечайте на него лучше или так же}.[1494] Аллах Всевышний также сказал: {Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете их обитателей}.[1495] Аллах Всевышний также сказал: {А когда ваши дети достигнут половой зрелости, пусть они спрашивают разрешения, как спрашивали (повзрослевшие) до них…}[1496] Аллах Всевышний также сказал: {Дошёл ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима?[1497] * Вот вошли они к нему и сказали: “Мир!” – он же сказал им (в ответ): “Мир, люди незнакомые!”}[1498]
Знай, что на обязательность приветствий указывают Коран, сунна и единодушное мнение улемов. Что же касается частных и второстепенных вопросов, имеющих к этому отношение, то счесть их просто невозможно. Здесь я ограничусь лишь несколькими главами, если это будет угодно Аллаху Всевышнему, Который оказывает содействие и покровительство, указывает правильный путь и приводит к достижению цели.
Глава 208. О достоинстве приветствий и велении
распространять их
628. Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Один человек спросил посланника Аллаха, : «Какое (проявление) ислама является наилучшим?» – (на что пророк, ,) ответил: «(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей)[1499] и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь».[1500]
629. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:
– Всемогущий и Великий Аллах создал Адама, рост которого равнялся шестидесяти локтям, создав же его, Он сказал (ему): «Иди, поприветствуй этих, – имея в виду нескольких сидевших ангелов, – послушай, как они поприветствуют тебя, (и отныне это будет) твоим приветствием и приветствием твоих потомков». (Адам) сказал: «Мир вам /Ас-саляму ‘аляй-кум/», они же ответили (ему): «Мир тебе и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кя ва рахмату-Ллах/», добавив (к его приветствию слова) “и милость Аллаха”.[1501]
630. Сообщается, что аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, , велел нам (делать) семь (вещей): он велел нам навещать больных, провожать погребальные носилки, желать блага чихнувшему, поддерживать слабого, помогать притесняемому, распространять приветствия[1502], и (способствовать) выполнению клятвы того, кто её даст[1503]».[1504]
631. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Вы не войдёте в рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте мир[1505] между собой!»[1506]
632. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Салям, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «О люди, распространяйте мир, кормите (других), поддерживайте родственные связи, молитесь, когда (другие) люди будут спать, и вы войдёте в рай с миром».[1507]
633. Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал: «Наш пророк, , велел нам распространять приветствия».[1508]
634. Передают со слов Исхака бин ‘Абдуллаха бин Абу Тальхи, что ат-Туфайль бин Убайй бин Ка‘б рассказал ему, что по утрам[1509] он обычно приходил к ‘Абдуллаху бин ‘Умару и отправлялся с ним на рынок.
(Ат-Туфайль бин Убайй бин Ка‘б) сказал:
– И когда мы отправлялись утром на рынок, ‘Абдуллах приветствовал каждого торговца отбросами,[1510] купца, неимущего и вообще любого человека, мимо которого он проходил. Однажды, когда я, (как обычно,) пришёл к ‘Абдуллаху бин ‘Умару, он позвал меня с собой на рынок. Я сказал ему: «Что тебе делать на рынке, ты ведь не останавливаешься, чтобы сделать покупки, не спрашиваешь о товарах, не назначаешь цену (за свой товар) и не присоединяешься к людям, которые там собираются. А я предлагаю: (оставайся) сидеть здесь и давай поговорим». (В ответ мне) он сказал: «О толстяк[1511], поистине, мы ходим на рынок по утрам только ради (распространения) приветствий и приветствуем (там) каждого встречного».[1512]