Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 12 страница
Согласно сунне при совершении витра из трёх ракатов во время первого раката после “Аль-Фатихи” читается сура “Высочайший”, во время второго – сура “Неверные”, а во время третьего – суры “Искренность”, “Рассвет” и “Люди”. Если человек забудет прочесть суру “Высочайший” во время первого раката, её можно прочесть вместе с сурой “Неверные” во время совершения второго. Если же человек забудет прочесть суру “Неверные” во время второго раката, её можно прочесть вместе с сурами “Искренность”, “Рассвет” и “Люди” во время третьего.
235. Сообщается, что Убайй бин Ка‘б, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно после произнесения таслима во время витра посланник Аллаха, , говорил: “Слава Пресвятому Царю! /Субхана-ль-Малики-ль-Куддус!”»[589]
В той версии этого хадиса, которую приводят ан-Наса’и и Ибн ас-Сунни, сообщается, что пророк, , произносил эти слова трижды.
236. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что в конце витра пророк, , обычно говорил: «О Аллах, поистине, я прибегаю к защите благоволения Твоего от негодования Твоего, и к защите прощения Твоего от наказания Твоего, и я прибегаю к Твоей защите от Тебя! Не счесть мне славословий Тебе и не восславить Тебя так, как Сам Ты восславил Себя /Аллахумма, инни а‘узу би-рида-кя мин сахати-кя, ва а‘узу би-му‘афати-кя мин ‘укубати-кя, ва а‘узу би-кя мин-кя! Ля ухсы сана’ан ‘аляй-кя кя-ма аснайта ‘аля нафси-кя/».[590]
Глава 60. Что желательно говорить, если человек
захочет спать и уляжется в постель
Аллах Всевышний сказал: {Поистине, в сотворении небес и земли, в чередовании ночи и дня − знамения для обладающих разумом, * которые поминают Аллаха стоя, сидя и (лёжа) на боках своих...}[591]
237. Передают со слов Хузайфы и Абу Зарра, да будет доволен Аллах ими обоими, что, укладываясь спать, посланник Аллаха, , обычно говорил: «С именем Твоим, о Аллах, я оживаю и умираю[592] /Би-сми-кя, Аллахумма, ахйа ва амут/».[593]
238. Передают со слов ‘Али и аль-Бара бин ‘Азиба, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха, , сказал ‘Али и Фатиме, да будет доволен Аллах ими обоими: «Когда уляжетесь в постель, говорите по тридцать три раза “Аллаху акбар”, “Субхана-Ллах” и “Аль-хамду ли-Ллях”».[594]
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , велел произносить слова “Субхана-Ллах” по тридцать четыре раза.
В третьей версии этого хадиса сообщается, что пророк, , велел произносить слова “Аллаху акбар” по тридцать четыре раза.
‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «И я всегда делал это с тех пор, как услышал (эти слова) от посланника Аллаха, ». Его спросили: «И даже в ночь перед битвой при Сиффине[595]?» Он сказал: «И даже в ночь перед битвой при Сиффине».
239. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
− Когда кто-нибудь из вас захочет лечь в постель, пусть отряхнет её внутренней стороной своего изара, ибо он не знает, что может оказаться (на его постели)[596] после того, (как он встал,) а потом скажет: «С именем Твоим, Господь мой, я улёгся на бок, и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов! /Би-сми-кя, Рабби, вада‘ту джанби ва би-кя арфа‘у-ху, фа ин амсакта нафси, фа-рхам-ха, ва ин арсальта-ха, фа-хфаз-ха би-ма тахфазу би-хи ‘ибада-кя-с-салихин!/»[597]
240. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что перед тем как лечь в постель, пророк, , поплёвывал[598] на ладони, читал суры “Искренность”, “Рассвет” и “Люди” и проводил ладонями по телу.[599]
В другой версии этого хадиса, также приводимой аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
− Каждую ночь перед тем как лечь в постель, пророк, , соединял кисти рук и поворачивал ладони к себе, потом поплёвывал на них и читал суры “Искренность”, “Рассвет” и “Люди”, а потом проводил ладонями по всему телу, куда только мог дотянуться, начиная с головы, лица и всей передней поверхности тела, и он делал это трижды.
241. Передают со слов Абу Мас‘уд ‘Укба б. ‘Амр аль-Ансари аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Тому, кто станет читать ночью два последних айата из суры “Корова”, этого будет достаточно»[600].[601]
Улемы расходились во мнениях относительно смысла слов “этого будет достаточно”. Одни считали, что этого будет достаточно, чтобы защитить человека от бедствий этой ночи, другие же говорили, что имеется в виду то, что этого будет достаточно для совершения ночной молитвы. По-моему, возможно, имеется в виду и то, и другое.
242. Передают со слов аль-Бара бин ‘Азиба, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, , сказал (ему):
− Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи: «О Аллах, я предался Тебе[602], и вручил Тебе дело своё[603], и на Тебя положился из стремления к тебе[604] и из страха перед Тобой[605]. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! О Аллах, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал /Аллахумма, инни аслямту ваджхи иляй-кя, ва фаввадту амри иляй-кя ва альджа’ту захри иляй-кя рагбатан ва рахбатан иляй-кя. Ля мальджа’а ва ля манджа мин-кя илля иляй-кя! Аллахумма, аманту би-китаби-кя аллязи анзальта ва би-набиййи-кя аллязи арсальта/». И если ты умрёшь этой ночью, то (умрёшь) в присущем тебе от рождения состоянии[606], а (поэтому) сделай эти слова последним, что ты будешь говорить (в конце каждого дня).[607]
243. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, , поручил мне хранить собранный в рамадане закят[608], а (через некоторое время) ко мне пришёл (какой-то человек), который принялся пригоршнями набирать себе еду».
В конце этого хадиса говорится, что этот человек сказал Абу Хурайре, да будет доволен им Аллах: «Отпусти меня, (и за это) я научу тебя (таким) словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!» (Абу Хурайра) спросил: «Что (это за слова)?» Тот сказал: «Когда будешь ложиться спать, прочитай айат трона[609], и (если ты станешь делать это,) с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не (сможет) приблизиться к тебе до самого утра».
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Выслушав меня,) пророк, , сказал: «Он действительно сказал тебе правду, несмотря на то что он − отъявленный лжец! Известно ли тебе, кто говорил с тобой эти три ночи, о Абу Хурайра?» Я ответил: «Нет». (Пророк, ,) сказал: «Это (был) шайтан».[610]
244. Передают со слов матери правоверных[611] Хафсы, да будет доволен ею Аллах, что когда посланник Аллаха, , хотел спать, он клал под голову правую руку и трижды говорил: «О Аллах, защити меня от кары Твоей в тот День, когда Ты воскресишь Своих рабов! /Аллахумма, кы-ни ‘азаба-кя йаума таб‘асу ‘ибада-кя!/»[612]
245. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что после того как пророк, , укладывался в постель, он говорил: «О Аллах, Господь небес, Господь земли, Господь великого престола, Господь наш и Господь всего, Тот, Кто расщепляет зёрна и ядра, (Тот, Кто) ниспослал Тору, Евангелие и Коран, прибегаю к Твоей защите от зла всего дурного, (ибо всё) это подвластно Тебе! Ты – Первый, и не было ничего до Тебя, Ты − Последний, и не будет ничего после Тебя, Ты − Побеждающий, и нет ничего над Тобой, Ты − Скрытый, и нет ничего за Тобой,[613] избавь же нас от долга[614] и избавь нас от бедности![615] /Аллахумма, Рабба-с-самавати, ва Рабба-ль-арди, ва Рабба-ль-‘арши-ль-‘азыми, Рабба-на, ва Рабба кулли шай’ин, фалика-ль-хабби ва-н-нава, мунзиля-т-Таурати, ва-ль-Инджили, ва-ль-Курани, а‘узу би-кя мин шарри кулли зи шаррин Анта ахызун би-насыйати-хи! Анта-ль-Аввалю фа-ляйса кабля-кя шай’ун, ва Анта-ль-Ахыру, фа-ляйса ба‘да-кя шай’ун, ва Анта-з-Захыру, фа-ляйса фаука-кя шай’ун, ва Анта-ль-Батыну, фа-ляйса дуна-кя шай’ун, акды ‘ан-на-д-дайна ва агни-на мина-ль-факр!/»[616]
В той версии этого хадиса, которую приводит Абу Дауд, сказано: «...избавь же меня от долга и избавь меня от бедности! /...акды ‘ан-ни-д-дайна ва агни-ни мина-ль-факр!/»
246. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что, улёгшись в постель, посланник Аллаха, , часто говорил: «О Аллах, поистине, я прибегаю к защите Твоего благородного лика и к Твоим совершенным словам от зла того, что Тебе подвластно! О Аллах, Ты избавляешь от долга и прощаешь грех, о Аллах, не потерпит поражение Твоё воинство, и не будут нарушены Твои обещания, и бесполезным пред Тобой окажется богатство обладающего богатством! Слава Тебе и хвала Тебе! /Алахумма, инни а‘узу би-ваджхи-кя-ль-карими ва би-калимати-кя-т-таммати мин шарри ма Анта ахызун би-насыйати-хи! Аллахумма, Анта такшифу-ль-маграма ва-ль-ма’сама, Аллахумма, ля йухзаму джунду-кя, ва йухляфу ва‘ду-кя, ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд! Субхана-кя ва би-хамди-кя!/»[617]
247. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, улёгшись в постель, посланник Аллаха, , обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который накормил, напоил и защитил нас, и дал нам приют, а сколь много таких, для кого нет ни защитника, ни дающего приют! /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ат‘ама-на, ва сака-на, ва кяфа-на, ва ава-на, фа-кям мимман ля кяфийа ля-ху ва ля му’вийа!/»[618]
248. Передают со слов Абу-ль-Азхара (или: Абу Зухайра) аль-Анмари, да будет доволен им Аллах, что, улёгшись ночью в постель, посланник Аллаха, , обычно говорил: «С именем Аллаха я улёгся на бок. О Аллах, прости грех мой, прогони моего шайтана, освободи меня от зависимости (от него) и введи меня в высшее общество! /Би-сми-Лляхи вада‘ту джанби. Аллахумма,-гфир занби, ва ахси‘ шайтани, ва фукка рихани, ва идж‘аль-ни фи-н-надиййи-ль-а‘ля!/»[619]
Толкователь этого хадиса, имам Абу Сулейман Ахмад бин Ибрахим бин аль-Хаттаб аль-Хаттаби, да помилует его Аллах, указывает, что здесь имеется в виду высшее общество ангелов.
249. Сообщается, что Науфаль аль-Ашджа‘и, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Посланник Аллаха, , сказал мне: «Читай: {Скажи: “О неверные!”}[620], и засыпай (только) после этого, ибо, поистине, (эта сура) избавляет от многобожия».[621]
250. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, , сказал:
− Не указать ли вам на такие слова, которые спасут вас от придания сотоварищей Всемогущему и Великому Аллаху? Читайте перед сном {Скажи: “О неверные!”}.[622]
251. Сообщается, что ‘Ирбад б. Сарийа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Перед сном пророк, , обычно читал суры, начинающиеся словами прославления Аллаха[623]».[624]
252. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно пророк, , не засыпал, не прочитав суры “Ночное путешествие” и “Толпы”».[625]
253. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
− После того как пророк, , укладывался в постель, он обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который защитил меня, дал мне приют и напоил меня, Который облагодетельствовал меня, оказал мне милость и щедро одарил меня, хвала Аллаху, что бы ни случилось! О Аллах, Господь и Владыка всего, Бог всего, прибегаю к Твоей защите от огня! /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи кяфа-ни, ва ава-ни, ва ат‘ама-ни, ва сака-ни, ва-ллязи манна ‘аляййа фа-афдаля, ва-ллязи а‘та-ни фа-аджзаля, аль-хамду ли-Лляхи ‘аля кулли халь! Аллахумма, Рабба кулли шай’ин, ва Малика-ху, ва Иляха кулли шай’ин, а‘узу би-кя мина-н-нар!/»[626]
254. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Пророк, , сказал: «Тому, кто, укладываясь в постель, трижды скажет: “Прошу прощения у Аллаха, Живого, Вечносущего, помимо Которого нет иного бога, и приношу Ему своё покаяние /Астагфиру-Ллаха аллязи ля иляха илля Хуа-ль-Хаййа-ль-Каййума, ва атубу иляй-хи/”, Аллах Всевышний простит его грехи, даже если они будут подобны пене морской, или если их будет столько же, сколько звёзд на небе или песка в (пустыне) ‘Алидж, или если их будет столько же, сколько дней просуществует мир этот».[627]
255. Передают, что один сподвижник пророка, , из племени аслам сказал:
− (Однажды,) когда я сидел у посланника Аллаха, , к нему пришёл один человек из числа его сподвижников, который сказал: «О посланник Аллаха, сегодня ночью меня ужалили, и я не спал до самого утра!» (Пророк, ,) спросил: «Кто же (тебя ужалил)?» Тот ответил: «Скорпион». Тогда (пророк, ,) сказал: «Если бы накануне вечером ты сказал: “Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он создал /А‘узу би-кялимати-Ллахи-т-таммати мин шарри ма халяк/”, ничто не повредило бы тебе с соизволения Аллаха».[628]
Такой же хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приводится в “Сунан” Абу Дауда и других источниках. Ранее мы уже приводили ту его версию, которая приводится в “Сахихе” Муслима.[629]
256. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, , дал одному человеку совет читать суру “Собрание”[630] после того, как тот ляжет в постель, и сказал ему: «Если (после этого) ты умрёшь, то умрёшь как шахид», или же он, , сказал: «...(окажешься одним) из обитателей рая».[631]
257. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, велел одному человеку, чтобы тот говорил после того, как ляжет в постель: «О Аллах, поистине, Ты создал душу мою, Ты её упокоишь и Тебе принадлежат смерть и жизнь её[632]. Если Ты вернёшь ей жизнь, защити её[633], а если умертвишь, то прости её. О Аллах, поистине, я прошу Тебя об избавлении! /Аллахумма, инна-кя Анта халякта нафси ва Анта татаваффа-ха, ля-кя мамату-ха ва махйа-ха. Ин ахйайта-ха фа-хфаз-ха, ва ин аматта-ха, фа-гфир ля-ха. Аллахумма, инни ас’алю-кя-ль-‘афийата!/»
Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал эти слова от пророка, ».[634]
258. Ранее мы уже приводили передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, хадис[635], в котором сообщается, что пророк, , велел Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, произносить слова: «О Аллах, Творец небес и земли, Знающий сокрытое и явное, Господь и Владыка всего, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, и прибегаю к Твоей защите от зла собственной души, а также от зла шайтана и его многобожия /Аллахумма, Фатыра-с-самавати ва-ль-арди, ‘Алима-ль-гайби ва-ш-шахадати, Рабба кулли шай’ин ва Малика-ху, ашхаду алля иляха илля Анта, а‘узу би-кя мин шарри нафси, ва шарри-ш-шайтани, ва ширки-хи/», утром, вечером и после того, как он будет ложиться в постель.[636]
259. Сообщается, что Шаддад бин Аус, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Посланник Аллаха, , сказал: «Если любой мусульманин, укладываясь в постель, прочтёт любую суру из Книги Аллаха Всевышнего, Всемогущий и Великий Аллах непременно вверит его попечению ангела, который не позволит никому приблизиться к этому человеку и причинить ему вред, пока тот не проснётся, когда бы он ни проснулся».[637]
260. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Посланник Аллаха, , сказал: «После того как человек укладывается в постель, к нему спешат ангел и шайтан, и ангел говорит: “О Аллах, заверши благим!” − шайтан же говорит: “Заверши дурным! ” − и если человек помянет Аллаха Всевышнего, а потом заснёт, ангел проведёт эту ночь, оберегая его».[638]
261. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что когда посланник Аллаха, , ложился спать, он говорил: «О Аллах, с именем Твоим, Господь мой, я улёгся на бок, прости же грех мой! /Аллахумма, би-сми-кя, Рабби, вада‘ту джанби, фа-гфир ли занби!/»[639]
262. Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, , сказал: «Если человек уляжется в постель чистым и будет поминать Всемогущего и Великого Аллаха, пока не заснёт, не пропуская ни одного мгновения ночи, чтобы не попросить Всемогущего и Великого Аллаха о каком-либо из благ мира этого или мира иного, (Аллах) непременно дарует ему это».[640]
263. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно после того как посланник Аллаха, , ложился спать, он говорил: “О Аллах, дай мне пользоваться моим слухом и моим зрением, сделай их моими наследниками, помоги мне (в борьбе) против моего врага и дай мне отомстить ему! О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от бремени долга и от голода, ибо, поистине, плохо делить с ним постель! /Аллахумма, амти‘-ни би-сам‘и ва басари, ва идж‘аль-хума-ль-вариса мини, ва-нсур-ни ‘аля ‘адувви, ва ари-ни мин-ху са’ри! Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин галябати-д-дайни ва мина-ль-джу‘и, фа-инна-ху би’са-д-даджи‘!/”»[641]
Улемы говорили, что слова “сделай их моими наследниками” означают: сделай так, чтобы слух и зрение не подводили меня до самой смерти. Говорят также, что здесь имеется в виду сила слуха и зрения в старости, когда другие чувства и органы ослабеют. Говорят также, что под слухом подразумевается способность понимать услышанное и действовать в соответствии с этим, а под зрением − способность принимать во внимание увиденное.
264. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «С того дня как я стала жить вместе с посланником Аллаха, , и до тех пор, пока он не покинул мир этот, он не засыпал, не обратившись к Аллаху с мольбой о защите от малодушия, нерадения, скуки, скупости, старческой немощи, бедствий, которые могут коснуться семьи и имущества, мучений могилы, а также от шайтана и его многобожия».[642]
265. Сообщается, что когда ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, хотела спать, она говорила: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя (послать мне) видения благие и верные, а не ложные, (видения) полезные, а не вредные /Аллахумма, инни ас’алю-кя ру’йа салихатан гайра кязибатин, нафи‘атан гайра дарратин/», и если она произносила эти слова, люди знали, что она уже ничего больше не скажет до утра или до тех пор, пока не проснётся ночью.[643]
266. Имам Абу Бакр бин Абу Дауд приводит сообщение, в котором говорится, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не видел ни одного разумного человека, который засыпал бы, не прочитав трёх последних айатов суры “Корова”».[644]
267. В другом сообщении, которое приводит имам Абу Бакр, говорится, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не вижу ни одного разумного человека, принявшего ислам, который засыпал бы, не прочитав айат трона[645]».[646]
Сообщается, что Ибрахим ан-Наха‘и сказал: «Они учили их[647], что перед сном желательно прочитывать суры “Рассвет” и “Люди”».
В другой версии этого сообщения говорится, что он сказал: «Они считали, что желательно еженощно по три раза читать суры “Искренность”, “Рассвет” и “Люди”».[648]
Знай, что есть также много других хадисов и сообщений о том, что говорили в подобных случаях сподвижники, однако и того, что было приведено нами, достаточно для каждого, кому удастся применять это на практике. Все прочие известные нам хадисы и сообщения мы опустили из опасений перед тем, что это может надоесть читателю, а Аллах знает об этом лучше. Каждому предпочтительнее всего повторять всё, что мы привели в этой главе, а если кто-нибудь не сможет делать это, пусть ограничится наиболее важным и тем, что будет ему по силам.
Глава 61. О том, что нежелательно засыпать, не помянув
Аллаха Всевышнего
268. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Отмщение /тира/ Аллаха постигнет того, кто усядется где-либо, не помянув там Аллаха Всевышнего, как постигнет оно и того, кто уляжется где-либо, не помянув там Аллаха Всевышнего!»[649]
“Тира” означает “убыль”. Говорят также, что имеется в виду ответственность.
Глава 62. Что желательно говорить тому, кто проснётся ночью, а потом захочет заснуть снова
Знай, что некоторые люди просыпаются ночью и больше уже не спят, а что касается слов поминания Аллаха, которые желательно произносить в подобных случаях, то их мы уже приводили в начале книги. Другие же хотят заснуть снова, и желательно, чтобы такие люди поминали Аллаха Всевышнего, пока их не одолеет сон. Известно множество хадисов, где приводятся примеры слов поминания, которые произносятся в подобных случаях. Иногда в этих хадисах желающим заснуть снова рекомендуется говорить то же, что и тем людям, которые больше не засыпают, но можно привести и другие примеры.
269. Передают со слов ‘Убады бин ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:
− Если человек проснётся ночью и скажет: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть и Ему хвала; Он всё может; хвала Аллаху; слава Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир; аль-хамду ли-Ллях, ва субхана-Ллах, ва ля иляха илля-Ллах, ва-Ллаху акбар, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/», а потом скажет: «О Аллах, прости меня! /Аллахумма-гфир ли!/» − или же обратится к Аллаху с (какой-нибудь иной) мольбой, то на мольбу его будет дан ответ, если же он совершит омовение и помолится, то молитва его будет принята.[650]
270. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, проснувшись ночью, посланник Аллаха, , обычно говорил: «Нет бога, кроме Тебя, преславен Ты, о Аллах! Прошу у Тебя прощения за грех свой и прошу милости Твоей. О Аллах, добавь мне знания, не сбивай с пути истинного сердце моё после того, как Ты указал мне (этот путь), и даруй мне от Тебя милость, ибо, поистине, Ты – Дарующий! /Ля иляха илля Анта, субхана-кя, Аллахумма! Астагфиру-кя ли-занби ва ас’алю-кя рахмата-кя. Аллахумма, зид-ни ‘ильман, ва ля тузиг кальби ба‘да из хадайта-ни, ва хаб ли мин лядун-кя рахматан, Инна-кя Анта-ль-Ваххаб!/»[651]
271. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала, что, проснувшись ночью, посланник Аллаха, , обычно говорил: «Нет бога, кроме Аллаха, Единого, Всеподчиняющего, Господа небес, земли и того, что находится между ними, Всемогущего, Прощающего /Ля иляха илля-Ллаху-ль-Вахиду-ль-Каххару, Раббу-с-самавати, ва-ль-арди, ва ма байна-хума,-ль-‘Азизу-ль-Гаффар/».[652]
272. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Если ночью Всемогущий и Великий Аллах вернёт (Своему) рабу-мусульманину его душу, а тот восславит Его, попросит у Него прощения и обратится к Нему с мольбами, (Аллах) примет у него (это)».[653]
273. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
− Если кто-нибудь из вас встанет ночью с постели, а потом вернётся обратно, пусть отряхнет её внутренней стороной своего изара, ибо он не знает, что может оказаться (на его постели)[654] после того, (как он встал). Когда же он (снова) уляжется, пусть скажет: «С именем Твоим, Господь мой, я улёгся на бок и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов! /Би-сми-кя, Рабби, вада‘ту джанби ва би-кя арфа‘у-ху, фа ин амсакта нафси, фа-рхам-ха, ва ин арсальта-ха, фа-хфаз-ха би-ма тахфазу би-хи ‘ибада-кя-с-салихин!/»[655]
274. Имам Малик, да помилует его Аллах, сказал:
− Дошло до меня, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, обычно молился по ночам и говорил: «Заснули глаза и скрылись звёзды, а Ты − Живой, Вечносущий /Намати-ль-‘уйуну, ва гарати-н-нуджуму, ва Анта Хаййун, Каййум/».[656]
Глава 63. О том, что желательно говорить в том случае, когда человек, лежащий в постели, испытывает беспокойство
и не может заснуть
275. Сообщается, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Как-то раз) я пожаловался посланнику Аллаха, , на то, что меня мучит бессонница, и он сказал: «Говори: “О Аллах, скрылись звёзды и заснули глаза, а Ты − Живой, Вечносущий, и не берёт Тебя ни дремота, ни сон.[657] О Живой, о Вечносущий, сделай спокойной ночь мою и усыпи глаз мой! /Аллахумма, гарати-н-нуджуму, ва хада’ати-ль-‘уйуну, ва Анта Хаййун, Каййумун, ля та’хузу-кя синатун, ва ля наум. Йа Хаййу, йа Каййуму, ахди’ ляйли ва аним ‘айни!/”» После этого я стал произносить эти слова (по ночам), и Всемогущий и Великий Аллах избавил меня от того, что доставляло мне беспокойство.[658]
276. Передают со слов Мухаммада бин Йахйи бин Хабана, что в своё время Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, начала мучить бессонница, и он пожаловался на это пророку, , который, который велел, чтобы, ложась в постель, (Халид) обращался к Аллаху с такой мольбой: «Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от Его гнева, от зла Его рабов, от наущений шайтанов и от того, чтобы они являлись ко мне /А‘узу би-кялимати-Лляхи-т-таммати мин гадаби-хи, ва мин шарри ‘ибади-хи, ва мин хамазати-ш-шайатыни ва ан йахдуру-ни/».[659]
277. Сообщается, что Бурайда, да будет доволен им Аллах, сказал: