Господь наш, поистине, Ты посрамишь того, кого введёшь в ад, и не будет у несправедливых помощников! 4 страница
" إذَا نُودِيَ لِلصَّلاةِ أدْبَرَ الشَّيْطانُ وَلَهُ ضُرَاطٌ حتَّى لا يَسْمَعَ التَّأذِينَ " .
90. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва...»[279]
91 - عن معاوية رضي اللّه عنه قال: سمعت رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول:
"المُؤَذّنُونَ أطْوَلُ النَّاسِ أعناقاً يَوْمَ القِيامَةِ" .
91. Сообщается, что Муа‘вийа, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения самые длинные шеи из всех людей будут у муаззинов[280]».[281]
92 - عن أبي سعيد الخدري رضي اللّه عنه قال: سمعت رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول:
" لاَ يَسْمَعُ مَدَى صَوْتِ المُؤَذّنِ جنّ ولا شيءٌ إِلاَّ شَهدَ لَهُ يَوْمَ القِيامة" .
92. Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто бы ни услышал (голос) муаззина, будь то джинн, человек или любое иное (создание), он станет свидетельствовать за него в День воскресения».[282]
Наши товарищи придерживались четырёх разных мнений относительно того, что является более достойным − исполнение обязанностей имама или произнесение азана. Наиболее правильным представляется мнение, согласно которому более достойным является произнесение азана. Другие считали, что более достойным является исполнение обязанностей имама, третьи считали, что достоинство одного равно достоинству другого, четвёртые же говорили: «Если человек знает обязанности имама и сумеет выполнить их в полном объёме, то выполнение обязанностей имама достойнее, в противном же случае достойнее произнесение слов азана».
بابُ صِفَةِ الأَذان
Глава 25. Об особенностях азана
Знай, что слова азана общеизвестны, а “тарджи‘”, по нашему мнению, соответствует сунне. После того как муаззин громко скажет: «Аллаху акбар /Аллах велик/, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар», ему следует произнести слова «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха /Ашхаду алля иляха илля-Ллах/, свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха; свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха /Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/, свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха» так, чтобы это было слышно только ему и тем, кто будет находиться поблизости. Это и именуется “тарджи‘”. После этого он должен уже громко сказать: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха; свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха, свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха».
Мы считаем, что соответствует сунне и “тасвиб”, то есть двукратное произнесение муаззином слов “Молитва лучше сна! /Ас-саляту хайрун мин ан-наум!/” перед утренней молитвой после слов “Спешите к спасению /Хаййа ‘аля-ль-фалях!/”. Хадисы, в которых говорится о необходимости произнесения слов “тарджи‘” и “тасвиба”, хорошо известны.
Знай, что азан муаззина, который не произнесёт слова “тарджи‘” и “тасвиба”, будет действительным, однако, если он не произнесёт их, это будет означать, что он отказался от наилучшего. Недействительным является азан, который произносит человек, лишённый разума, женщина или неверный, если же его произнесёт разумный подросток, азан будет действительным. Если к молитве призовёт неверный, который произнесёт слова обоих свидетельств, это, согласно наиболее верному мнению, будет означать, что он принял ислам. Один из наших товарищей сказал: «Это не говорит о том, что человек принял ислам». Что же касается недействительности его азана, то на этот счёт расхождений во мнениях нет, поскольку первые слова азана произносятся раньше, чем слова обоих свидетельств, произнесение которых позволяет говорить о том, что человек принял ислам. У этой темы есть множество ответвлений, которые разрабатываются в книгах по фикху, однако это не является предметом нашего разговора.
بابُ صِفَةِ الإِقامة
Глава 26. Об особенностях икамы[283]
Правильным и соответствующим тому, о чём говорится в достоверных хадисах, является мнение, согласно которому икама состоит из одиннадцати фраз − “Аллаху акбар, Аллаху акбар; ашхаду алля иляха илля-Ллах; ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах; хаййа ‘аля-с-салят; хаййа ‘аля-ль-фалях; кад камат ас-салят, кад камат ас-салят; Аллаху акбар, Аллаху акбар; ля иляха илля-Ллах”.
Знай, что произнесение азана и икамы соответствует сунне. Мы считаем, что это мнение является наиболее верным независимо от того, об общей или о какой-либо иной молитве идёт речь. Один из наших товарищей сказал: «Это[284] − обязанность по способности /фард аль-кифайа/[285]». Другой сказал: «Это является обязанностью по способности только во время общей молитвы». Если мы скажем, что произнесение азана и икамы является обязанностью по способности, это будет означать, что в случае отказа от их произнесения жителями какого-нибудь селения иди квартала с ними из-за этого следует сражаться. Если же мы скажем, что это соответствует сунне, то сражаться с ними, согласно наиболее верному мнению, не следует, как не следует сражаться с теми, кто не совершает дополнительную молитву до или после обязательной полуденной молитвы. Один из наших товарищей сказал: «С ними следует сражаться, поскольку отказ от этого является явным знаком».
Желательно чётко и громко произносить каждую букву из слов азана и икамы. Желательно произносить слова икамы как можно быстрее и тише, чем слова азана[286]. Желательно, чтобы у муаззина был хороший голос, чтобы он был достоин доверия, чтобы он умел определять время молитв и чтобы он выполнял свои обязанности с охотой. Желательно, чтобы муаззин, который произносит слова азана и икамы, находился в состоянии ритуальной чистоты и возвышался над другими[287], обратившись лицом к кибле. Если муаззин провозгласит азан или икаму, повернувшись к кибле спиной, или сидя, или лёжа на боку, или находясь в состоянии осквернения, как азан, так и икама будут действительны, но поступать так нежелательно. Большое осквернение является нежелательным в большей мере, чем малое, а состояние осквернения при произнесении слов икамы нежелательно в большей мере, чем при возглашении азана.
Возглашение азана узаконено только перед совершением пяти обязательных молитв – утренней /фаджр/, полуденной /зухр/, послеполуденной /‘аср/, закатной /магриб/ и вечерней /‘иша/. Это в равной степени касается молитвы, время которой ещё не закончилось, и пропущенной молитвы и является обязательным для человека, живущего где-либо постоянно и путника, для совершающего молитву в одиночестве и тех, кто принимает участие в общей молитве. Возглашение азана кем-либо из участников молитвы избавляет от выполнения этой обязанности остальных. В том случае, когда одна за другой возмещаются несколько пропущенных молитв, азан возглашается только перед первой молитвы, икама же произносится для каждой из них. Если две молитвы совмещаются друг с другом, азан также возглашается только перед первой молитвой, а икама произносится для каждой из них. Что же касается любых необязательных молитв, то азан, по общему мнению, произносить не следует. Среди молитв есть такие, перед которыми желательно произносить слова: «Общая молитва», если они проводятся вместе с другими людьми. К их числу относятся праздничные молитвы, молитвы во время солнечных затмений и моления о ниспослании дождя. В иных случаях, например, при совершении молитв в соответствии с сунной и добровольных молитв вообще, поступать так нежелательно. Есть и такие молитвы, относительно которых мнения по данному вопросу расходятся, а именно − общие дополнительные молитвы во время рамадана /таравих/ и заупокойные молитвы. Наиболее верным следует считать мнение, согласно которому так следует поступать во время рамадана, но не перед заупокойными молитвами.
Произнесение икамы является действительным только в том случае, когда это делается своевременно и при наличии желания совершить молитву. Азан же будет действительным только после начала периода времени, отведённого для совершения любой обязательной молитвы, за исключением утренней, так как призывать к утренней молитве можно и до наступления отведённого для неё периода времени. Улемы расходились во мнениях относительно времени, с наступлением которого можно возглашать призыв к утренней молитве. Наиболее верным представляется мнение, согласно которому это можно делать после полуночи. Одни считали, что возглашать призыв к утренней молитве можно незадолго до рассвета, по мнению же других, это можно делать всю ночь, но считать так совершенно неверно. Некоторые утверждают, что делать это можно по истечении двух третей ночи, но предпочтение следует отдать первому из вышеупомянутых мнений.
Произносить икаму могут женщины и гермафродиты, но возглашать азан они не могут, поскольку им запрещается возвышать голос.
بابُ ما يقولُ مَنْ سمعَ المؤذّنَ والمقيمَ
Глава 27. О том, что желательно говорить человеку, который слышит голос того, кто произносит азан или икаму
Желательно, чтобы человек, который слышит голос того, кто произносит азан или икаму, повторял всё, что он говорит, за исключением слов “Спешите на молитву! /Хаййа ‘аля-с-салят!/” и “Спешите к спасению! /Хаййа ‘аля-ль-фалях!/”. После каждой из этих фраз желательно говорить: «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха[288] /Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/». После слов “Молитва лучше сна! /Ас-саляту хайрун мин ан-наум!/” желательно говорить: «Ты сказал правду, а я повинуюсь /Садакта ва барарту/». Говорят также, что желательно говорить: «Правду сказал посланник − молитва лучше сна». После двукратного произнесения слов “Молитва началась /Кад камат ас-салят/” во время икамы желательно сказать: «Да устроит и да продлит её Аллах! /Акама-ха-Ллах ва адама-ха!/» − а после слов “Свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха /Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/” желательно сказать: «И я свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха /Ва ана ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/». После этого желательно сказать: «Доволен я Аллахом как Господом[289], Мухаммадом − как посланником и исламом − как религией /Радийту би-Лляхи Раббан, ва би-Мухаммадин расулян, ва би-ль-ислами динан/». Закончив следить за словами азана, желательно призвать благословение на пророка[290], а потом сказать: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к Василе[291] и высокому положению[292] и направь его к месту достохвальному[293], которое Ты обещал ему! /Аллахумма, Рабба хазихи-д-да‘вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-ка’имати, ати Мухаммадан аль-Василята ва-ль-фадылята ва-б‘ас-ху макаман махмудан аллязи ва‘адта-ху!/» − после чего человек может обратиться к Аллаху с мольбами, касающимися любых религиозных и мирских дел.
93 - عن أبي سعيد الخدري رضي اللّه عنه قال: قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم:
" إذا سَمِعْتُمُ النِّداءَ فَقُولُوا مِثْلَ ما يَقُولُ المُؤَذّنُ".
93. Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда услышите призыв (к молитве), повторяйте то, что говорит муаззин”».[294]
94 - عن عبد اللّه بن عمرو بن العاص رضي اللّه عنهما، أنه سمع النبيّ صلى اللّه عليه وسلم يقول:
"إذَا سَمِعْتُمُ المُؤَذِّنَ فَقُولُوا مِثْلَ مَا يَقُولُ، ثُمَّ صَلُّوا علَيَّ، فإنَّهُ مَنْ صَلَّى عَليَّ صَلاةً صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ بِها عَشْراً، ثُمَّ سَلُوا اللّه لِي الوَسِيلَةَ، فإنها مَنْزِلَةٌ في الجَنَّةِ لا تَنْبَغِي إلاَّ لِعَبْدٍ مِنْ عِبادِ اللّه وأرْجُو أنْ أكُونَ أنا هُوَ، فَمَنْ سألَ لِيَ الوَسِيلَةَ حَلَّتْ لَهُ الشَّفاعَةُ" .
94. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда услышите (призыв) муаззина (к молитве), повторяйте то, что он говорит, потом призовите на меня благословение, ибо, поистине, того, кто призовёт на меня благословение один раз, Аллах благословит[295] десять раз, а потом попросите Аллаха, чтобы Он привёл меня к Василе, ибо она является таким положением, занимать которое достоин один из рабов Аллаха, и я надеюсь, что им стану я; тот же, кто попросит привести меня к Василе, получит право на заступничество[296]».[297]
95 - عن عمر بن الخطاب رضي اللّه عنه قال: قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم:
"إذَا قالَ المُؤَذّنُ: اللَّهُ أكْبَرُ اللَّهُ أكْبَرُ، فَقالَ أحَدُكُمْ: اللَّهُ أكْبَرُ اللَّهُ أكْبَرُ، ثُمَّ قالَ: أشْهَدُ أنْ لا إِلهَ إِلاَّ اللَّهُ، قَالَ: أشْهَدُ أنْ لا إِلهَ إِلاَّ اللَّهُ، ثُمَّ قالَ: أشْهَدُ أنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ، قالَ: أشْهَدُ أنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ؛ ثُمَّ قالَ: حَيَّ عَلى الصَّلاةِ، قالَ: لا حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باللّه؛ ثُمَّ قالَ: حَيَّ عَلى الفَلاح، قالَ: لا حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باللَّهِ؛ ثُمَّ قَالَ: اللَّهُ أكْبَرُ اللَّهُ أكْبَرُ، قالَ: اللَّهُ أكْبَرُ اللَّهُ أكْبرُ؛ ثمَّ قالَ: لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ، قالَ: لا إلهَ إِلاَّ اللّه مِنْ قَلْبه دَخَلَ الجنَّة".
95. Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если муаззин скажет: “Аллах велик, Аллах велик”, а любой из вас скажет: “Аллах велик, Аллах велик”, и если (муаззин) скажет: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха”, а (любой из вас) скажет: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха”, и если (муаззин) скажет: “Свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха”, а (любой из вас) скажет: “Свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха”, и если (муаззин) скажет: “Спешите на молитву!” − а (любой из вас) скажет: “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха”, и если (муаззин) скажет: “Спешите к спасению!” − а (любой из вас) скажет: “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха”, и если муаззин скажет: “Аллах велик, Аллах велик”, а любой из вас скажет: “Аллах велик, Аллах велик”, и если (муаззин) скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, а (любой из вас) скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, (и если всё это человек) будет говорить от сердца, он войдёт в рай».[298]
96 - وعن سعد بن أبي وقاص رضي اللّه عنه عن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال:
"مَنْ قَالَ حِينَ يَسْمَعُ المُؤَذّنَ: أشْهَدُ أنْ لا إله إلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لا شَرِيكَ لَهُ، وَأنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ، رَضِيتُ باللَّهِ رَبّاً، وبِمُحَمَّدٍ صلى اللّه عليه وسلم رَسُولاً، وبالإِسْلامِ دِيناً، غُفِرَ لَهُ ذَنْبُهُ".
96. Передают со слов Са’да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Простится грех[299] его тому, кто, услышав (голос) муаззина, скажет: “Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад − Его раб и Его посланник; доволен я Аллахом как Господом, Мухаммадом − как посланником и исламом − как религией/Ашхаду алля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху ва анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху; радыйту би-Лляхи Раббан, ва би-Мухаммадин расулян, ва би-ль-ислами динан/”».[300]
وفي رواية "مَنْ قَالَ حِينَ يَسْمَعُ المُؤَذّنَ: وأنا أشْهَدُ " .
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «...тому, кто, услышав (голос) муаззина, скажет: “И я свидетельствую”».
97 - عن عائشة رضي اللّه عنها بإسناد صحيح:
أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم كان إذا سمع المؤذّن يتشهد، قال: "وأنا وأنا".
97. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, слышал (голос) муаззина, произносившего слова свидетельства, он говорил: «И я, и я».[301]
98 - عن جابر بن عبد اللّه رضي اللّه عنهما: أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال:
"مَنْ قال حِينَ يَسْمَعُ النِّدَاءَ: اللَّهُمَّ رَبِّ هَذهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَالصَّلاةِ القائِمةِ، آتِ مُحَمَّداً الوَسِيلَةَ والفَضِيلَةَ، وابْعَثْهُ مَقاماً محموداً الذي وَعَدْتَهُ. حَلَّتْ لَهُ شَفاعَتِي يَوْمَ القِيامَةِ" . رواه البخاري في صحيحه.