Назвать ребенка на седьмой день
Сказал Пророк (мир ему):
كُلُّ غُلَامٍ رَهِينَةٌ بِعَقِيقَتِهِ ، تُذْبَحُ عَنْهُ يَوْمَ سَابِعِهِ ، وَيُحْلَقُ ، وَيُسَمَّى
«Каждый ребенок – не будет заступаться за отца, пока за него не сделают акыку . Животное закалывается за него на седьмой день. В этот же день ребенку дают имя и бреют голову»
Передал хадис имам Ахмад и аргументировал им
В то же время, можно назвать и на первый день, и на третий – об этом тоже пришли хадисы
Сделать акыку за него
Узаконенность акыки
Сказал имам Аль-Асрам, ученик имама Ахмада Ибн Ханбаля:
أخبرنا أبو عبد الله بباب في العقيقة فيه عن النبي صلى الله عليه و سلم أحاديث مسندة وعن أصحابه وعن التابعين ثم قال قال أبو حنيفة هو من عمل الجاهلية ويتبسم كالمتعجب
«Передал нам Абу Абдуллах Ахмад Ибн Ханбаль раздел касательно акыки, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в виде непрерывных хадисов от Пророка, и от сподвижников, и от табиинов, а затем сказал: "Сказал Абу Ханифа, что акыка – из деяний джахилии", и улыбался, как удивляющийся этому»
Источник: "Тарих Багдад", 13-438
Сказал имам Ибн аль-Мунзир (ум. 310 г.х.):
وذلك أمر معمول به بالحجاز قديما وحديثا يستعمله العلماء وذكر مالك أنه الأمر الذي لا اختلاف فيه عندهم وممن كان يرى العقيقة عبد الله بن عباس وعبد الله بن عمر وعائشة أم المؤمنين وروينا ذلك عن فاطمة بنت رسول الله وعن بريدة الأسلمي والقاسم بن محمد وعروة بن الزبير وعطاء بن أبي رباح والزهري وأبي الزناد وبه قال مالك وأهل المدينة والشافعي وأصحابه وأحمد وإسحاق وأبو ثور وجماعة يكثر عددهم من أهل العلم متبعين في ذلك سنة رسول الله وإذا ثبتت السنة وجب القول بها ولم يضرها من عدل عنها قال وأنكر أصحاب الرأي أن تكون العقيقة سنة وخالفوا في ذلك الأخبار الكائنة عن رسول الله وعن أصحابه وعمن روي عنه ذلك من التابعين
"Акыка - то, по чему было действие в Хиджазе всегда, в старые времена и новые - делали ее ученые. И Малик упомянул, что в акыке у них не было разногласий.
И из тех, кто считал акыку узаконенной - Абдуллах Ибн Аббас, Абдуллах Ибн Умар, мать правоверных Аиша, и мы передавали это также от Фатымы, дочери Посланника Аллаха, и от Бурейды аль-Аслами, и аль-Касима Ибн Мухаммада, и Урвы ибн аз Зубейра, и Ато Ибн Аби Рабаха, и аз Зухри, и Абу аз Зинада.
И также сказали Малик и ученые Медины, и аш Шафии и его ученики, и Ахмад и Исхак, и Абу Саур, и джамаат который очень велик из ученых следовавших в этом за Сунной Посланника Аллаха.
И когда достоверна Сунна - следует говорить в соответствии с ней, и не вредит отклонение тех, кто от нее отклонился!
И приверженцы суждений по своим мнениям (последователи Абу Ханифы – прим.) отрицали то, что акыка - Сунна, и противоречили в этом достоверным сообщениям от Посланника Аллаха, и его сподвижников, и табиинов!"
Источник: "Тухфатуль мавдуд", стр. 36
Хукм акыки
Акыка – очень желательная Сунна, которую нежелательно оставлять, потому что в случае ее оставления ребенок не будет делать заступничество за отца – но не является обязательной ни у кого, кроме захиритов, с чьим мазхабом не считаются
Сказал Абу аз Зинад (100-174 г.х.), один из великих факихов табии табиинов:
العقيقة من أمر المسلمين الذي كانوا يكرهون تركه
«Акыка – из дел мусульман, которые они не любили оставлять»
Источник: «Аль-Истизкар», 22385
Время акыки
Предшествовало в хадисе Самуры, что желательное время акыки – 7-й день
Сказал имам ат Тирмизи передав этот хадис и удостоверив:
وَالْعَمَلُ عَلَى هَذَا عِنْدَ أَهْلِ الْعِلْمِ يَسْتَحِبُّونَ أَنْ يُذْبَحَ عَنِ الْغُلاَمِ الْعَقِيقَةُ يَوْمَ السَّابِعِ فَإِنْ لَمْ يَتَهَيَّأْ يَوْمَ السَّابِعِ فَيَوْمَ الرَّابِعِ عَشَرَ فَإِنْ لَمْ يَتَهَيَّأْ عُقَّ عَنْهُ يَوْمَ حَادٍ وَعِشْرِينَ
«И действие – по этому у людей знания, они называют желательным зарезать за ребенка акыку на седьмой день, если же не получилось на седьмой – то на 14, если не получилось на 14 – то на 21-й»
Источник: «Ас-Сунан», 1606
4. Если не получилось в первый месяц – можно ли сделать ее после?
Нет в этом проблем по более верному мнению – инша Аллах
Сказал имам аль-Лейс Ибн Са’д:
إِن لم يتهيأ أَن يعق فِي سَبْعَة أَيَّام فَلَا بَأْس بِأَن يعق بعد ذَلِك
«Если не получилось у него сделать акыку в первые семь дней – нет проблем сделать ее потом»
Источник: «Мухтасар ихтиляф аль фукаха»
5. Сколько зарезать в акыке?
Сказал имам ат-Тирмизи:
وَالْعَمَلُ عِنْدَ أَهْلِ الْعِلْمِ فِى الْعَقِيقَةِ عَلَى مَا رُوِىَ عَنِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- مِنْ غَيْرِ وَجْهٍ عَنِ الْغُلاَمِ شَاتَانِ مُكَافِئَتَانِ وَعَنِ الْجَارِيَةِ شَاةٌ. - وَرُوِىَ عَنِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- أَيْضًا أَنَّهُ عَقَّ عَنِ الْحَسَنِ بِشَاةٍ وَقَدْ ذَهَبَ بَعْضُ أَهْلِ الْعِلْمِ إِلَى هَذَا الْحَدِيثِ
«Действие у ученых касательно акыки – согласно хадисам, которые переданы от Пророка, мир ему, со многих путей, что он сказал: «За мальчика – две равные овцы, за девочку – одна».
И передано от Пророка, мир ему, что он сделал акыку за аль Хасана одной овцой, и некоторые ученые берут этот хадис»
Источник: «Ас-Сунан», 1596
Сказал имам Ибн Кудама:
وَإِنْ عَقَّ بِكَبْشٍ وَاحِدٍ أَجْزَأَ ; لِمَا رَوَيْنَا مِنْ حَدِيثِ الْحَسَنِ وَالْحُسَيْنِ
«Если он сделал акыку лишь одним бараном – она действительна, согласно тому что хадису про аль Хасана и Хусейна что мы передали»
Источник: «Аль-Мугни», 9/364
6. Какие животные не годятся для акыки?
Для акыки не годятся точно такие же животные, какие не годятся для жертвоприношения, потому что акыка у имамов почти во всех ахкамах схожа с жертвоприношением
Поэтому, не годится для акыки животные, о которых пришёл хадис: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, слабость которого очевидна»Передал ат-Тирмизи, и удостоверил
Как и не годится то, у которого нет больше половины уха или половины рога см. «Аль-Мугни»,9/366
7. Что делать с мясом акыки?
Сказал имам аль-Халляль:
باب ذكر ما يتصدق به من العقيقة ويهدى أخبرنا عبد الله بن أحمد أن أباه قال العقيقة تؤكل ويهدى منها أخبرنا عصمة بن عصام حدثنا حنبل قال سمعت أبا عبد الله يسأل عن العقيقة كيف يصنع بها قال كيف شئت قال وكان ابن سيرين يقول اصنع ما شئت قيل له يأكلها أهلها قال نعم ولا تؤكل كلها ولكن يأكل ويطعم
«Раздел о том, какую садаку и подарки давать из акыкки
Рассказал нам Абдуллах Ибн Ахмад, что имам Ахмад сказал: «Мясо акыки следует есть и дарить»
Рассказал нам Исма Ибн Асым что рассказал ему Ханбаль, что он слышал как имам Ахмада спросили про акыку, что делать с мясом, и он сказал: «Делай, что пожелаешь. Ибн Сирин говорил: «Делай, что пожелаешь»
Его спросили: «Всю ее сьедает его семья?»
Он ответил: «Я не сказал: «всю ее сьедает», однако пусть едят сами, и угощают других»
Источник: «Тухфатуль маудуд», стр. 84
8. Что делать тому, за кого не сделали акыку, пока он не созрел?
Разногласят ученые в этом, и среди них есть те, кто говорит: «Он делает акыку сам за себя» - и это мнение Ибн Сирина, и поздних шафиитов
Что же касается мнения Ахмада, и Малика – они говорят, что он не делает акыку сам за себя, потому, что за повзрослевших до Ислама сподвижников не была сделана акыка, и несмотря на это, не передано ни от кого из них, чтобы он делал за себя акыку.
Сказал имам Малик:
أرأيت أصحاب رسول الله - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - الذين لم يعق عنهم في الجاهلية، أعقوا عن أنفسهم في الإسلام؟ هذه الأباطيل
«Разве ты не видишь, что сподвижники Пророка – мир ему – за них не делали акыку в джахилии. Разве они делали акыку за себя когда приняли Ислам? Это лживые воззрения!»
Источник: «Аль Баян уа ат Тахсыль», 3/392
Сказал имам Ибн Кудама:
وَسُئِلَ أَحْمَدُ عَنْ هَذِهِ الْمَسْأَلَةِ ، فَقَالَ : ذَلِكَ عَلَى الْوَالِدِ يَعْنِي لَا يَعُقُّ عَنْ نَفْسِهِ ؛ لِأَنَّ السُّنَّةَ فِي حَقِّ غَيْرِهِ
«И был спрошен Ахмад про этот вопрос, и сказал: «Это должен сделать лишь отец» - имея ввиду, что не делает он акыку за себя.
И это потому, что это Сунна относящаяся к другому человеку, а не к нему»
Источник: «Аль-Мугни», 22/7
9. Одолжить ли отцу денег на акыку?
Спросили имама Ахмада о том, у кого нет денег, чтобы сделать акыку на седьмой день – одолжить ему денег, или сделать позже?, и он ответил:
وَإِنِّي لأرجو إِن اسْتقْرض أَن يعجل الله لَهُ الْخلف لِأَنَّهُ أحيى سنة من سنَن النَّبِي صلى الله عَلَيْهِ وَسلم وأتبع مَا جَاءَ عَنهُ
«Я надеюсь, что если он одолжит – Аллах ему быстро дарует деньги, которые он вернет – ведь он оживил Сунну из Сунн Пророка, мир ему, и последовал за тем, что пришло от него»
Источник: «Масаиль Солих Ибн Ахмад», 2/211