Правила аввы Макария, под управлением которого было пять тысяч монахов
1. Воины Христовы должны руководствоваться в своей жизни следующими правилами: хранить между собой совершенную любовь, а Бога любить всею душею своею, всем разумением своим, всем сердцем своим и всею крепостию своею.
2. [Они должны] усердно упражняться в совершенном послушании друг другу, быть мирными, кроткими, благоразумными, не гордиться, не оскорблять друг друга, не злословить, не насмехаться, не много- словить, не кичиться, не себе угождать, но Христу, воинами Которого стали. Пусть будут мерзки для них злословие и противоречие. [Воины Христовы] должны служить Неленостно, быть ревностными в молитве, совершенными в смирении, расположенными к повиновению, постоянными в ночном бдении, радостными в посте.
3. Никто пусть не считает себя праведнее ближнего, но презирает себя и считает, что сам он хуже всех, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
4. Принимай заповедь старшего как спасение. Не жалуйся и не ропщи во время работы. Не отказывайся, когда тебе дают поручение.
5. Не гордись и не хвастайся тем, что сделал что-то хорошо. Не радуйся, когда твой труд приносит доход, и не огорчайся, когда он бывает причиной убытка.
6. Никакие близкие отношения не должны увлекать тебя в мир, но вся твоя любовь должна принадлежать братству. Смотри на монастырь как на рай. Будь твердо уверен в том, что твои духовные братья — родственники тебе в вечности.
7. Почитай настоятеля монастыря, как Самого Бога, и люби его как отца. Одинаково люби всех братьев, с которыми, будь уверен, встретишься и ты во славе Христовой.
8. Не отвращайся от трудной работы и не проси отдыха из-за того, что ты утомлен продолжительными бдениями, покрыт потом от упражнения в добродетелях, или из-за того, что засыпаешь на ходу. Знай, что, если ты идешь отдыхать изнуренным, ты упокоишься со Христом.
9. Больше всего люби монастырские службы. Тот, кто желает молиться как можно чаще, обретет преизобильную милость Христа.
10. После утрени братья до второго часа должны заниматься чтением, если, конечно, нет серьезной причины прервать чтение, чтобы исполнить вместе какую-то работу.
11. После второго часа каждый должен быть готов к своей работе до девятого часа; и то, что ему повелят, должен исполнять без ропота, как учит святой апостол.
12. Если кто-либо будет роптать, или прекословить, или как-нибудь противиться приказанному, он должен быть наказан по рассуждению старшего и соответственно тяжести прегрешения. Его должно отделить от братства на столько, сколько требует характер его согрешения, — до тех пор, пока он не смирится, покаявшись и исправившись. Брату, который будет наказан таким образом, запрещается куда-либо ходить.
13. Если кто-то из братьев монастыря или из тех, кто живет на келиях, будет упорствовать в своем заблуждении, то он повинен.
14. Когда подается знак к молитве, тот, кто не оставляет немедленно своего дела, каким бы оно ни было, чтобы приготовиться к службе, пусть к посрамлению своему остается за дверями храма, ибо молитве не должно предпочитать ничего.
15. Пусть все братья стараются быть внимательными во время богослужения. Когда мы все вместе собираемся на бдениях, тогда нужно следить вот за чем: если кого-то одолевает сон, пусть он выйдет из церкви, но не тратит времени на пустословие, а сразу же возвращается к занятию, ради которого пришел сюда, как и остальные. Равным образом, во время собрания, на котором бывает чтение, внимание всех должно быть устремлено к Священному Писанию и все должны соблюдать молчание.
16. К сказанному ранее мы должны добавить следующее: когда брата обличают или укоряют за какой бы то ни было проступок, он должен терпеть и не отвечать обличающему, но всячески смиряться, по заповеди Господней: Господь гордым противится, а смиренным дает благодать и: унижающий себя возвысится.
17. Тот брат, который несмотря на частые обличения не исправляется, должен по нашему повелению занять последнее место среди братии. Если он и тогда не исправится, будем обращаться с ним как с чужим по слову Господа: Да будет он тебе, как язычник и мытарь.
18. За трапезой никто не должен говорить, кроме предстоятеля и того, кого он о чем-либо спросит.
19. Никто пусть не гордится своими способностями или голосом, но в смирении и послушании находит себе радость о Господе.
20. Ревнуй о гостеприимстве при любых обстоятельствах и не отвращай очей от просящего, не оставляй его в нужде, чтобы Господь, придя в лице посетителя или нищего, не увидел твое нежелание помочь Ему и не осудил тебя. Потому будь благожелателен ко всем и поступай с верой.
21. Когда тебя обижают, молчи. Не обижай сам и научись терпеть обидчика. Пусть глупые советы не развращают тебя, но всегда ищи опору во Христе. Не считай, что твои родители тебе ближе, чем братья, которые живут с тобой в братстве.
22. Если ради нужд монастыря братьям нужно выйти в мир, пусть отправляются вдвоем или втроем, и только те, кто внушает доверие, а не те, которые склонны к многословию или чревоугодию.
23. Если кто-либо хочет отречься от мира и вступить в монастырь, пусть ему в первую очередь прочитают устав и расскажут обо всех монастырских порядках. Если он усвоит все как должно, тогда пусть братья по праву примут его в братство.
24. Если он хочет принести в монастырь какое-либо имущество, пусть положит его на святой престол в присутствии всех братьев, как предписывает устав. Если его приношение будет принято, с этого момента послушник перестает распоряжаться не только вещами, которые принес, но и самим собой. Также, если раньше он подавал милостыню нищим или, придя в монастырь, принес что-либо братьям, нельзя, чтобы он распоряжался этим.
25. Если через три дня он захочет уйти из-за каких-то разногласий, пусть совершенно ничего с собой не забирает, кроме одной одежды, в которой пришел. Если послушник неожиданно умрет, никто из его наследников не должен обращаться к судье. Если родственник захочет судиться, мы прочтем ему устав, и тогда он уйдет совершенно посрамленный, после того как услышит, что говорит правило о требующих вернуть имущество.
26. Если брат, какая бы ни была тому причина, впадет в прегрешение, пусть его отстранят от совместной молитвы и наложат на него строгий пост. Если он, пав на колени, испросит прощения у всех братьев, пусть получит прощение.
27. Если, напротив, он захочет упорствовать в своей жалкой гордыне и скажет: «Нет у меня терпения больше здесь находиться, возьму свою одежду и пойду, куда Богу угодно», то первый же брат, услышавший такие речи, возвестит о том старшему, а старший — авве монастыря. Авва соберет всех братьев и поставит согрешившего перед ними, чтобы рассудить о нем. Наказав его розгами, пусть братья помолятся о нем и вновь примут его в общение. И действительно, должно врачевать розгами бесчувственных и не желающих внять полезным наставлениям и исправиться.
28. Если кто-то захочет уйти из монастыря по причине каких-либо разногласий, пусть ничего с собой не забирает, кроме одной убогой одежды, и удаляется из братства как неверный. А кроткие и мирные понуждением себя восхитят Царство Небесное, они уже сопричислены к сынам Всевышнего и получат драгоценные и блистающие венцы. А сыны тьмы пойдут во тьму внешнюю. На кого Я буду взирать, — говорит Господь, — только на кроткого и молчаливого и трепещущего пред словами Моими.
29. Должно обратить внимание и на следующее: нарушающие пост среды и пятницы навлекают на себя суровое наказание.
30. Отметим еще, что в монастыре ремеслом заниматься должны только те братья, которые внушают доверие и выполняют свою работу ради блага и нужд монастыря.
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ
Архондарик — в греческих монастырях место приема гостей и посетителей.
Византийское время отсчитывалось от захода солнца, в шестом часу вечера. Ночь и день разделялись на двенадцать часов, но зимой продолжительность ночного часа была больше, чем летом. Ночь подразделялась на четыре трехчасовых отрезка, или стражи: вечер (с 6 до 9 часов), полночь (с 9 до 12 часов вечера), «петлоглашение» или рассвет (с 12 до 3 часов ночи), утро (с 3 до б часов утра). Так же делился и день, а стражи назывались первый час (с б до 9 часов утра), третий час (с 9 часов утра до 12 часов дня), шестой час (с 12 до 3 часов дня) и девятый час (с 3 часов дня до 6 часов вечера). Это подразделение дало наименование церковному последованию «Часы», которые читались в соответствующее время.
Дикей — управляющий монашеской общиной в афонских скитах.
Идиоритмическая система — система организации монастырей, при которой каждый монах обители имеет в своем распоряжении собственное имущество и сам готовит себе еду.
Панкинья (греч, πάγκο ινιά) — работа, которая исполняется сообща всем братством.
Проистамен — член Духовного собора обители.
Протосинкёлл — управляющий епископской канцелярией.
Священный кинот — орган управления монастырей Святой Горы Афон.
Эпитроп — непосредственный помощник игумена, ежегодно избираемый член Духовного собора. Входит в состав совета эпитропов, решающего важнейшие монастырские дела.