Тема 3. ветхий человек и первородный грех
ТЕМА 1. БОГ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Бог и язычники
(Рим. 2:18-32, Деян. 10:34-35, Деян. 14:15-17, Деян. 17:24-30)
От начала сотворения человека, Бог хотел, чтобы люди, живя на земле, искали Его и стремились познать Его. Бог свидетельствовал о Себе на протяжении веков через сотворенный Им мир и через благодеяния природы, которые давали человеку пищу и всё необходимое для жизни.
Бог дал людям свободу выбора и позволил им ходить своими путями. Но люди уклонились от познания истинного Бога. Хотя всё созданное и свидетельствовало о Боге-Творце, люди, осознавая факт творения, всё-же не захотели прославить Его, как Творца, заменив поклонение Богу на поклонение идолам. Осознанное отвержение истины, привело людей к сильному развращению.
Бог наделил каждого человека совестью, посредством которой, человек мог различать добро и зло и поступать по правде.
Нелицеприятие Бога
(Рим. 2:6-29)
Хотя Бог и попустил людям ходить своими путями, Им был назначен определенный день, когда Он будет праведно судить каждого человека через Своего Сына, Иисуса Христа.
Бог не лицеприятен, поэтому человек будет судим по мере его соприкосновения с истиной, будь то: благая весть, закон Моисеев или свидетельство совести для тех, кто не слышал благой вести и не знал закона.
ТЕМА 2. ОСНОВЫ ВЕРЫ
Греховность человечества
(Рим. 3:1-20,23)
Иудеи имели преимущество над язычниками в том, что они обладали истиной о живом Боге, – им дан был закон, через который открывалась возможность быть ближе к Богу. Они имели несравненно больше знания о живом Боге, чем язычники. Однако, Писание говорит, что в сфере греха, как Иудеи, так и язычники, были грешными перед Богом. Закон не освобождал человека от власти греха. Исполнение закона также не делало человека праведным. Закон обязывал человека жить по закону, так что человек не имел другого выбора. Если же он нарушал закон, то он попадал под клятву закона или проклятие, которое имело тяжелые последствия для нарушителя.
Оправдание по вере
(Рим. 3:21-28)
Поэтому Бог послал в мир Своего Сына, чтобы всякий верующий в Него, мог обрести праведность и силу противостоять греху. Благодаря этому, нет сейчас другого пути оправдания, как только через живую веру во Христа.
Механизм веры на примере Авраама
(Рим. 4:1-25)
До прихода Христа у людей также была возможность быть праведными, через веру, когда они искали того, что угодно Богу и верили в Его слова и обетования. О таких людях говорит 11 глава послания к Евреям. Этих древних людей Писание также называет праведными. Одним из таких – был Авраам. Писание говорит нам, что Авраам получил оправдание тогда, когда он поверил Богу. Подобно ему, мы также получаем оправдание, когда мы верим в благую весть о Христе. На примере Авраама, Писание объясняет значение веры в нашей жизни, поэтому Авраам, является для нас ярким примером веры в Бога. Из-за того, что Авраам поверил Богу и жил этой верой, он назван другом Божиим и Бог дал ему обетование — быть наследником мира («мир» в смысле «земной шар»), т.е. Новой Земли и Нового Иерусалима. Это обетование также дано и его «семени», которое есть Христос, и всякому, кто во Христе. Поэтому, имея живую веру, подобно той, которую имел Авраам, мы также имеем право на получение обещанного Аврааму и его потомкам, а именно: жизнь на Новой Земле и в Новом Иерусалиме.
Примирение с Богом посредством Христа
(Рим. 5:1-2,6-11,15-21)
Человечество, в лице своего прародителя Адама, отступило от Бога и греховная природа стала частью каждого человека. Грех разделил Бога и человека. С момента грехопадения Адама, в жизнь всех людей вошли грех, смерть и осуждение (со стороны Бога). Даже закон не имел силы возобновить эти потерянные отношения Бога с людьми, потому что закон еще более выявлял грех и печальное положение человечества. Однако Бог возлюбил людей и доказал Свою любовь к людям, отдав Своего Сына на смерть за грешных людей. И теперь, всякий верующий во Христа, получает прощение грехов и доступ к благодати Божией. Эта благодать, исходящая от Бога, оправдывает людей от их преступлений и примиряет с Богом. Христос, через Свое послушание Отцу и через Свой подвиг, дал людям возможность восстановить отношения с Богом и вернуть то, что было разрушено после непослушания Адама, а именно: вместо греха и его власти – победу над грехом, вместо смерти — вечную жизнь, вместо осуждения – Божие оправдание.
ТЕМА 3. ВЕТХИЙ ЧЕЛОВЕК И ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ
(Рим. 5-8 главы)
Со времен духовного падения Адама и Евы, грех вошел в жизнь всего человечества. Он поразил все три сферы человека: тело, сделав его смертным и подверженным немощам и болезням, душу, частью которой стали порочное мышление и греховные стремления и дух, лишив его света и остроты понимания Бога. Грех не только стал проявляться через поступки людей, но и проник в самого человека, став его генетическим наследием через непослушание прародителя всех людей – Адама. Грех стал влиять на людей и изнутри, побуждая их делать то, что Бог запретил. Это привело к сильному развращению людей, о чем и говорит Писание: «Нет праведного ни одного».
После потопа, Бог заключил завет со Своим избранным народом и дал ему закон, который открывал многое о Боге и Его воле. Писание говорит, что закон давал людям «лучшую надежду приближения к Богу». Помимо того, что закон удерживал людей от зла, одна из основных его функций состояла в том, чтобы показать людям их истинное положение перед Богом и их духовную слабость в противостоянии греху, побуждая их искать пути победы не только в своих делах, но и в живой вере в Бога. Именно эта вера позволила древним «героям веры» жить праведной жизнью и стать наследниками будущих обетований. Таким образом, сам закон не делал людей совершенными, но указывал на их грехи, за которые они должны были постоянно приносить жертвы.
Когда же пришел Христос, Он Своим eдинократным приношением Себя в жертву за грехи людей, не только приобрел прощение грехов для тех, кто в Него уверует, но и дал способность верующим побеждать грех и господствовать над ним. Таким образом, христиане, через веру в Иисуса Христа, могут, подобно древним праведникам, жить победоносной жизнью над грехом. Хотя возможность победы над грехом доступна всем верующим, от самого человека зависит будет ли он пользоваться тем, что ему дано во Христе или нет.