В. Признаки более чистых церквей
Вот факторы, которые определяют «большую чистоту» церкви:
1. Библейское учение (или верная проповедь Слова).
2. Надлежащее исполнение таинств.
3. Правильное применение церковной дисциплины.
4. Подлинное богослужение.
5. Эффективная молитва.
6. Эффективное свидетельство.
7. Эффективное общение.
8. Библейское церковное правление.
9. Духовная сила в служении.
10. Личная святость жизни членов церкви.
11. Забота о бедных.
12. Любовь к Христу.
Можно выделить и другие признаки, однако перечисленные выше — это тот минимум, который указывает на соответствие Божьим целям. Церкви, бе-зусловно, могут быть более чистыми в одних сферах и менее чистыми в дру-гих. В церкви, например, может великолепно преподаваться учение и звучать прекрасная проповедь, но при этом будет явный недостаток свидетельства другим или осмысленности богослужения. Или же церковь может энергично свидетельствовать и истинно славить Бога в поклонении, но слабо знать биб-лейское учение.
В большинстве церквей люди склонны полагать, что те сферы, в кото-рых конкретная церковь сильна — это наиболее важные сферы, а те, в кото-рых слаба — наименее важные. Однако Новый Завет призывает нас трудить-ся ради чистоты церкви во всех этих сферах. Цель Христа— «освятить ее [церковь], очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подоб-ного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:26,27, курсив мой. — У. Г.). Павел нес свое служение, «вразумляя всякого человека и научая всякой пре-мудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иису-се» (Кол. 1:28). Кроме того, Павел говорил Титу, что пресвитер должен «на-ставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9), причем лжеучителям «должно заграждать уста» (Тит. 1:11). Иуда призывал христи-ан «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 3). Надлежа-щее исполнение таинств заповедано в 1 Кор. 11:17—34, а требование пра-вильно применять церковную дисциплину ради защиты чистоты церкви находим в 1 Кор. 5:6,7,12,13.
В Новом Завете упоминается также ряд других факторов: мы должны стремиться к духовному поклонению (Еф. 5:18—20; Кол. 3:16,17), эффектив-ному свидетельству (Мф. 28:19,20; Ин. 13:34,35; Деян. 2:44-47; 1 Ин. 4:7), к должному управлению церковью (1 Тим. 3:1—13), к духовной силе в служении (Деян. 1:8; Рим. 1:16; 1 Кор. 4:20; 2 Кор. 10:3,4; Гал. 3:3-5; 2 Тим. 3:5; Иак.5:16), к личной святости (1 Фес. 4:3; Евр. 12:14), к заботе о бедных (Деян. 4:32—35; Рим. 15:26; Гал. 2:10) и любви к Христу (1 Пет. 1:8; Отк. 2:4). Христианам сказа-но: «Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1 Кор. 14:12, курсив мой. — У. /.). Это призыв не только к увеличению числа членов церкви, но также (и даже в первую очередь) к росту церкви в христи-анской зрелости. Сила всех этих текстов направлена на то, чтобы напомнить, что нам следует трудиться ради чистоты видимой церкви.
Конечно, если нам следует трудиться ради чистоты церкви, в особенное-ти местной церкви, частью которой мы являемся, мы должны признать, что это процесс и что наша церковь в некоторых сферах относительно нечиста. Во времена Нового Завета не было совершенных церквей, и таких не будет до тех пор, пока не возвратится Христос1. Это означает, что христиане не должны искать самую чистую церковь и затем покинуть ее, если они вдруг обнаружат еще более чистую. Христианам следует найти истинную церковь, в которой они могли бы нести эффективное служение и иметь опыт христианского роста, и остаться там и заниматься служением, непрерывно трудясь ради чистоты этой церкви. Бог благословит их молитвы и подлинное свидетельство, и церковь будет постепенно возрастать в чистоте во многих сферах церковной жизни.
1 Это признается Вестминстерским исповеданием веры: «Самые чистые церкви под небом подвержены отклонениям и ошибкам» (25.5).
Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что не все церкви должным образом отзовутся на призыв к большей чистоте. Иногда, несмотря на при-сутствие в церкви нескольких верных христиан, основное направление за-дается теми, кто уводит церковь на иные пути. Если только Бог благодатно не вмешается и не привнесет реформы, некоторые из этих церквей со временем могут умереть и затворить свои двери. Большинство же подобных церк-вей постепенно приходят к либеральному протестантизму.
В связи с этим необходимо помнить, что для классического либерального протестантизма характерен гуманизм, такой протестантизм в первую очередь сосредоточен на человеке, а не на Боге2. Когда церковь начинает уходить от верности Христу, это становится очевидным не только в склонности к нечис-тому учению (которое зачастую скрывается от членов церкви), но также и в повседневной жизни: вся деятельность церкви — проповедь, беседы с верую-щими и даже обычные разговоры между членами церкви — все больше со-средоточиваются на человеке и все меньше на Боге. При этом постоянно упо-минаются типичные схемы аутотренинга из популярных журналов светских психоаналитиков. Модель поведения становится «горизонтальной» — сосре-доточенной на человеке, в противоположность вертикальной модели — сосре-доточенной на Боге. Молитве уделяется все меньше времени, а Писание уже не считается авторитетом в жизненных ситуациях. Человек рассматривается как нежное и чувствительное существо, большое внимание уделяется поддерж-ке и тому, чтобы поступать с ближними по любви. Разговоры и все, что проис-ходит в церкви, имеют все меньше подлинно духовного содержания — мало говорится о необходимости ежедневной молитвы о личных нуждах и о проще-нии грехов, о ежедневном чтении Писания, о постоянном доверии Христу и об осознании реальности Его присутствия в нашей жизни. Если речь идет о при-зывах к моральному изменению, то часто подразумевается, что человеческие недостатки могут быть исправлены усилиями самого человека, с помощью дисциплины и, возможно, с помощью других людей. Однако это не воспри-нимается как грех против Святого Бога, грех, который может быть эффектив-но преодолен лишь силой Святого Духа, действующего внутри нас. Когда по-добная гуманистическая тема начинает доминировать в церкви, то это озна-чает, что такая церковь во многих сферах, которые были перечислены выше, уже дошла до крайней отметки шкалы с обозначением «менее чистая» и дви-гается по направлению к тому, чтобы стать ложной церковью.