Дисциплинарные меры по отношению к людям, стоящим во главе церкви.
В одном месте Павел дает особые указания о мерах, применяемых к пресвите-рам церкви:
Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх име-ли. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию (1 Тим.5:19—21, курсив мой. — У. Г.).
Здесь Павел дает особое предостережение. Чтобы защитить пресвите-ров отличных нападок, любое обвинение должно быть высказано в присут-ствии двух или трех свидетелей. «Согрешающих»19 следует обличать «пред всеми». Поступать именно так следует потому, что дурной пример неправиль-ного поведения, который подают пресвитеры, вероятнее всего, окажет нега-тивное влияние и на других. Затем Павел напоминает Тимофею, чтобы он делал это «без предубеждения», и такое предостережение очень ценно, по-скольку Тимофей, вероятно, был близким другом многих пресвитеров церк-ви в Эфесе.
Повеление Павла обличать согрешающего пресвитера публично озна-чает, что необходимо разъяснить членам церкви, в чем именно заключает-ся проступок («обличай пред всеми», ст. 20)20. Грех следует описывать во всех подробностях. Руководствоваться при этом нужно следующими со-ображениями: 1) церковь должна осознать, насколько серьезным был про-ступок, 2) она должна быть в состоянии понять и поддержать дисципли-нарные меры, 3) не должно создаться впечатления, что грех был преумень-шен или покрыт, в том случае, если какие-либо подробности греха станут известны позже.
Раскрытие греха, совершенного руководителем, покажет общине, что ру-ководители церкви и впоследствии не станут скрывать от них подобные слу-чаи. Это усилит уверенность церкви в чистоте ее руководства. Это также по-зволит согрешившему руководителю начать постепенный процесс перестрой-ки своих взаимоотношений с общиной, процесс восстановления доверия, ведь ему придется общаться не с людьми, у которых в мыслях сотни предположе-ний о его грехе, а с теми, кто все знает о конкретном грехе и может увидеть подлинное раскаяние и изменение.
19 Выражение τούς όμαρτένοντας (1 Тим. 5:20), судя по всему, следует понимать как
«упорствующие в грехе», поскольку причастие настоящего времени имеет значение дейст-
вия, продолжающегося в течение определенного периода времени.
20 Когда церкви приходится налагать взыскание на человека, который стоит во гла-
ве церкви, очень легко совершить ошибку, а именно не принять во внимание повеление
Павла и не раскрыть природу того греха, о котором идет речь, в достаточной степени.
Если такое случается, община узнает лишь то, что ее глава был отстранен от исполнения
обязанностей в связи с некоторым грехом (или была упомянута лишь та сфера, в которой
был совершен грех). Однако это не является эффективным публичным обличением. Из-
за расплывчатости оно привнесет лишь смущение, домыслы и слухи. Более того, из-за
недостатка информации в церкви могут возникнуть серьезные разделения, потому что
одни решат, что взыскание было слишком жестким, а другие — что оно было слишком
мягким, и церковь не будет едина в поддержке решения.
А как быть с серьезными грехами людей, которые не являются руко-водителями церкви? В Писании нет повеления публично открывать грехи обычных членов церкви, даже если они являются неофициальными лидерами.
С руководителями же поступают иначе, поскольку их жизнь должна быть «не-порочной» (1 Тим. 3:2) и быть примером для других христиан (см.: 1 Тим. 4:12)21.
4)Другие аспекты церковной дисциплины. Как только дисциплинарное воздействие было осуществлено и начался процесс покаяния, христианам, которые знали о взыскании, следует сразу же принять кающегося человека обратно в церковь. Павел говорит: «Так что вам лучше уже простить его и уте-шить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью; и потому прошу вас оказать ему любовь» (2 Кор. 2:7,8, курсив мой. — У. Г.; ср.: 7:8—11). И вновь мы получаем подтверждение, что цель церковной дисциплины — в восстанов-лении и исцелении, но ни в коем случае не в наказании из чувства мести.
Огромное значение также имеет то, как именно осуществляется дисципли-нарное воздействие на любой стадии. Все должно совершаться с кротостью и смирением, с подлинным осознанием своей собственной слабости и со стра-хом, зная, что мы и сами могли бы впасть в подобный грех. «Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе крото-сти, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1, курсив мой. — У. Г.).
Неразумно заранее говорить, как долго будет длиться дисциплинарный процесс. Мы не можем предсказать, через какой срок Святой Дух приведет человека к глубокому, подлинному покаянию и изменит то состояние сердца, которое и привело к греху.
И наконец, мы должны отметить, что сразу же после разговора о церков-ной дисциплине Иисус говорит о необходимости личного прощения тех, кто согрешает против нас (Мф. 18:21—35). Нам следует прощать «до седмижды семидесяти раз» (ст. 22), и Иисус говорит нам, что наш Небесный Отец суро-во накажет, если не простит каждый из нас «от сердца своего брату своему согрешений его» (ст. 35). Мы всегда должны прощать от всего сердца и не таить недовольства в глубине души. Прощая, мы, тем не менее, должны соблюдать церковную дисциплину ради блага того человека, который совершил грех, ради блага церкви, ради чести Христовой и потому, что Бог повелевает нам посту-пать именно так.
Вопросы для самостоятельной работы
21 Выражение «непорочный» я понимаю в том смысле, что их жизнь должна быть совершенной настолько, что против них не может быть выдвинуто никакого обвинения.
1. Какое, по-вашему мнению, церковь оказывает влияние надела мира: силь-ное или слабое? Изменилось ли ваше мнение в результате прочтения этой главы?
Как вы думаете, есть ли какая-либо надежда изменить общество, используя алия-ние церкви?
2. Как вы думаете, обладаете ли вы сейчас «ключами Царства Небесного»? Как вы пользуетесь ими?
3. Каким образом ваша церковь может использовать свою духовную власть против вражеских сил более эффективно? Как вы сами можете использовать эту власть более эффективно?
4. Что сейчас, по-вашему мнению, мешает провозглашению Евангелия в ва-шей обшине? Как против этого может быть использована власть церкви?
5. Согласны ли вы, что церковь не должна управлять государством, а государ-ство не должно управлять церковью или ограничивать ее свободу? Воплощается ли этот принцип в вашей стране? Что можно сделать для того, чтобы этот прин-цип был вполне осуществлен?
6. Известны ли вам случаи, когда мягкое слово назидания привело к пози-тивному изменению вашего собственного поведения или поведения другого хри-стианина? Известны ли вам такие ситуации, в которых церковная дисциплина помогла восстановлению заблуждающегося человека? Или, наоборот, не дала положительных результатов? Как следовало поступить, чтобы добиться хороше-го результата?
7. Если церковь в принципе отказывается применять дисциплинарные меры в течение нескольких лет, даже если необходимость таких мер очевидна, к каким отрицательным результатам это приведет? Известны ли вам подобные ситуации?
8. Бывали ли в вашей жизни ситуации, когда вы не могли понять, является ли грехом тот или иной поступок? Может быть, вам хотелось тогда, чтобы кто-нибудь пришел к вам с мягким словом назидания или совета? Если такое дейст-вительно случалось, то почему никто не обратился к вам с таким словом?
9. Есть ли в вашей жизни такие отношения с кем-либо, которые вы должны исправить?
Специальные термины
Взяться за меч