Её звал Барра, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел: «Называйте её Зайнаб». 15 страница
عن سفيان بن عبد اللّه رضي اللّه عنه قال: قلت: يا رسول اللّه! حدّثني بأمر أعتصم به، قال: "قُلْ رَبِّيَ اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقِمْ" قلت: يا رسول اللّه! ما أخوف ما يخاف عليّ؟ فأخذ بلسان نفسه ثم قال: " هَذَا " . قال الترمذي: حديث حسن صحيح.
938. Сообщается, что Суфйан бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) я попросил: «О посланник Аллаха, скажи мне нечто такое, чего я стал бы придерживаться», (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Скажи: “Господь мой – Аллах”, а потом придерживайся прямоты[2345]». Я спросил: «О посланник Аллаха, а чего ты опасаешься для меня больше всего?» – и тогда он взялся за свой язык, а потом сказал: «Этого».[2346]
عن ابن عمر رضي اللّه عنهما، قال:قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم: " لا تُكْثِرُوا الكَلاَمَ بِغَيْرِ ذِكْرِ اللَّهِ، فإنَّ كَثْرَةَ الكَلامِ بِغَيْرِ ذِكْرِ اللَّهِ تَعالى قَسْوَةٌ للْقَلْبِ، وَإنَّ أبْعَدَ النَّاسِ مِنَ اللَّهِ تَعالى القَلْبُ القَاسِي ".
939. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не предавайтесь многословию, не поминая Аллаха,[2347]ибо, поистине, многословие без поминания Аллаха Всевышнего (свидетельствует об) ожесточённости сердца, а жестокосердный (человек) является самым далёким из людей от Аллаха Всевышнего![2348]»[2349]
عن أبي هريرة قال:قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم: "مَنْ وَقاهُ اللّه تَعالى شَرَّ ما بَيْنَ لَحْيَيْهِ، وَشَرَّ ما بَيْنَ رِجْلَيْهِ دَخَلَ الجَنَّةَ" قال الترمذي: حديث حسن.
940. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Войдёт в рай такой (человек), которого Аллах упасёт от зла того, что находится меж челюстей его и меж ног его».[2350]
عن عقبة بن عامر رضي اللّه عنه قال:قلتُ يا رسولَ اللّه، ما النجاة؟ قال: "أمْسِكْ عَلَيْكَ لِسانَكَ وَلْيَسَعْكَ بَيْتُكَ وَابْكِ على خَطِيئَتِكَ" قال الترمذي: حديث حسن.
941. Сообщается, что ‘Укба бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) я спросил: «О посланник Аллаха, что (может привести к) спасению?» – (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: «Придерживай свой язык, (чтобы сказанное тобой не обернулось) против тебя[2351], и да будет дом твой (достаточно) просторным для тебя[2352], и плачь о своих грехах».[2353]
عن أبي سعيد الخدري رضي اللّه عنه،عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال: "إذَا أصْبَحَ ابْنُ آدَم فإنَّ الأعْضَاءَ كُلَّها تُكَفِّرُ اللِّسَانَ فَتَقُولُ: اتقِ اللَّهَ فِينا فإنما نَحْنُ مِنْكَ، فإنِ اسْتَقَمْتَ اسْتَقَمْنا، وَإنِ اعْوَجَجْتَ اعْوَجَجْنا".
942. Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
– После пробуждения утром сына Адама все части его тела выражают свою покорность языку, говоря: «Побойся Аллаха ради нас, ведь мы (зависим) от тебя[2354], ибо если ты будешь придерживаться прямоты, то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся и мы».[2355]
عن أُمِّ حبيبة رضي اللّه عنها،عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم: "كُلُّ كَلامِ ابْنِ آدَمَ عَلَيْهِ لا لَهُ، إِلاَّ أمْراً بِمَعْرُوفٍ، وَنَهْياً عَنْ مُنْكَرٍ، أوْ ذِكْراً للّه تَعالى".
943. Передают со слов Умм Хабибы, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если не считать (того, что говорит) сын Адама, побуждая (людей) к одобряемому (шариатом), удерживая от порицаемого и поминая Аллаха Всевышнего, любые его слова обернутся против него и не пойдут ему на пользу».[2356]
عن معاذ رضي اللّه عنه قال:قلت: يا رسول اللّه! أخبرني بعمل يُدخلني الجنة ويُباعدني من النار، قال: لَقَدْ سألْتَ عَنْ عَظِيمٍ وإنَّهُ لَيَسِيرٌ على مَنْ يَسَّرَهُ اللَّهُ تَعالى عَلَيْهِ: تَعْبُدُ اللَّهَ لاَ تُشْرِكُ بِهِ شَيْئاً، وَتُقِيمُ الصَّلاةَ، وتُؤْتِي الزَّكاةَ، وَتَصًومُ رَمَضَانَ، وَتَحُجُّ البَيْتَ، ثم قال: ألا أدُلُّكَ على أبْوَابِ الخَيْرِ؟ الصَّوْمُ جُنَّةٌ، وَالصَّدَقَةُ تُطْفِىءُ الخَطِيئَةَ كما يُطْفىءُ المَاءُ النارَ، وَصَلاةُ الرَّجُلِ في جَوْفِ اللَّيْلِ، ثم تلا ﴿تَتَجافَى جُنُوبُهُمْ عَنِ المَضَاجعِ﴾ حتى بلغ ﴿يَعْمَلُونَ﴾ ثم قال: ألا أُخْبِرُكَ برأسِ الأمْرِ وَعمُودِهِ وَذِرْوَةِ سَنامِهِ؟ قلت: بلى يا رسول اللّه! قال: رأسُ الأمْرِ الإِسْلامُ، وَعَمُودُهُ الصَّلاةُ، وَذِرْوَةُ سَنَامِهِ الجِهادُ، ثم قال: ألا أُخْبِرُكَ بِمَلاكِ ذلكَ كُلِّهُ؟ قلت: بلى يا رسول اللّه! فأخذ بلسانه ثم قال: كُفَّ عَلَيْكَ هَذَا، قلت: يا رسول اللّه! وإنا لمؤاخذون بما نتكلم به؟ فقال: ثَكِلَتْكَ أُمُّكَ، وَهَلْ يَكُبُّ النَّاسَ في النَّارِ على وُجُوهِهِمْ إِلاَّ حَصَائِدُ ألْسِنَتِهِمْ؟" قال الترمذي: حديث حسن صحيح. قلت: الذِّروة بكسر الذال المعجمة وضمّها: وهي أعلاه.
944. Сообщается, что Му’аз, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) я попросил: «О посланник Аллаха, скажи, какое дело позволит мне войти в рай и удалит меня от огня?» (В ответ пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Ты задал вопрос о великом (деле, однако), поистине, оно (станет) лёгким для того, кому облегчит его Аллах Всевышний: поклоняйся Аллаху и ничему более наряду с Ним, совершай молитвы, выплачивай закят, постись во время рамадана и соверши хаджж к Дому». А потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Не указать ли тебе на врата блага? Пост является щитом, а садака гасит грех подобно тому, как вода гасит огонь; и ещё – молитва человека среди ночи», после чего прочитал (айаты, в которых сказано): {…отдаляются от постелей бока их; они же взывают к Господу своему со страхом и надеждой и расходуют из того, чем Мы их наделили. И не знает (ни один) человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали}.[2357]Потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Не сообщить ли тебе о главном в этом деле[2358], его столпе и его вершине?» Я воскликнул: «Конечно, о посланник Аллаха!» – и он сказал: «Главным в этом деле является ислам, столпом его служит молитва, а вершина его – джихад». Потом он спросил: «Не сообщить ли тебе о том, что лежит в основе всего этого?» Я сказал: «Конечно, о посланник Аллаха!» – и тогда он дотронулся до своего языка и сказал: «Придерживай это». Я спросил: «О посланник Аллаха, неужели же с нас взыщется за то, что мы говорим?» – и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) воскликнул: «Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами в огонь за что-нибудь ещё, кроме их клеветнических речей?!»[2359]
عن أبي هريرة،عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال: "منْ حُسْنِ إسْلامِ المَرْءِ تَرْكُهُ ما لا يَعْنِيهِ" حديث حسن.
945. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отказ человека заниматься тем, что его не касается, является (одним из признаков) того, что он исповедует ислам должным образом».[2360]
عن عبد اللّه بن عمرو بن العاص؛أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال: "مَنْ صَمَتَ نَجا" إسناده ضعيف
946. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Спасётся тот, кто (умеет) хранить молчание».[2361]
Иснад этого хадиса является слабым, и я привожу его здесь только в силу того, что он пользуется широкой известностью. Есть много других, в том числе и достоверных хадисов, подобных тем, которые были приведены мною выше, однако для тех, кому будет оказана помощь, достаточно и того, что уже было приведено. Если пожелает Аллах, в главе о хуле я приведу другие хадисы, которые имеют отношение к этой теме, а содействие оказывает Аллах.
Известно также множество сообщений о том, что говорили по данному вопросу наши праведные предшественники и другие достойные люди. То, что было приведено нами выше, избавляет нас от необходимости приводить здесь эти сообщения, однако нам хотелось бы указать на пороки, которые порождает неумение следить за своим языком.
Дошло до нас, что как-то раз Кусс бин Са’ида встретился с Аксамом бин Сайфи, и один из них спросил другого: «Сколько людских пороков ты насчитал?» Тот ответил: «Количество их исчислить невозможно, мне же удалось насчитать восемь тысяч пороков. Но я обнаружил одно качество, благодаря которому ты сможешь скрыть все свои пороки». (Задавший вопрос) спросил: «Какое же?» – и ему было сказано: «(Способность) следить за своим языком».
Сообщается, что Абу ‘Али аль-Фудайл бин ‘Иййад, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот, кто считает свои слова делами, мало говорит о том, что его не касается».
Сообщается, что как-то раз имам аш-Шафи’и , да помилует его Аллах, сказал своему последователю по имени Раби‘: «О Раби‘, не говори о том, что не имеет к тебе отношения, ибо если ты произнесёшь слово, то оно будет владеть тобой, а ты им владеть не будешь».
Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Язык заслуживает тюремного заключения больше, чем что-либо иное».
Передают, что кто-то из улемов сказал: «Язык подобен дикому зверю, который накинется на тебя, если ты не свяжешь его».
В своём известном “Послании” шейх Абу-ль-Касим аль-Кушайри пишет:
– Молчание обеспечивает безопасность, и это является основой всего. Умение хранить молчание в нужное время есть качество достойных мужей, как и умение своевременно говорить, и оба этих качества относятся к числу достойнейших. Я слышал, как Абу ‘Али ад-Даккак, да будет доволен им Аллах, сказал: «Бессловесным шайтаном является тот, кто замалчивает истину». Если же говорить о том, что молчанию отдают предпочтение люди, отдающие все силы борьбе с собственными душами, то они предпочли его после того, как поняли, что слова могут навлечь на них бедствия, например, доставить душе наслаждение, способствовать проявлению таких качеств, которые вызывают похвалы людей, побуждать человека к стремлению выделиться среди равных ему с помощью красноречия и так далее. Молчание стало отличительной чертой тех, кто занят духовным самовоспитанием, и одним из основных средств, используемых ими в борьбе с собственными душами и в деле нравственного самосовершенствования. Один из них сложил об этом такие стихи:
Придерживай язык свой, о человек,
чтобы он тебя не ужалил, ибо это – змея.
Сколь много тех, кого погубили языки их, лежит в
могилах,
а ведь встречи с ними боялись и смельчаки!
Ар-Риййаши сказал:
Клянусь жизнью твоей, грех мой
отвлекает меня от мыслей о грехах людей из рода
бану умаййа.
Господь мой рассчитается с ними,
и лишь Ему известно об этом,
мне же не повредит то, что они совершили,
если Аллах исправит дела мои.
بابُ تحريم الغِيبَةِ والنَّمِيمَة
Глава 309. Запретность хулы и сплетен
Знай, что хула /гыба/ и обыкновение распространять сплетни /намима/ являются двумя наиболее отвратительными и вместе с тем наиболее распространёнными людскими пороками, и немного найдётся таких людей, которые свободны от них. Я начинаю именно с этих пороков в силу того, что предостерегать о той опасности, которую они представляют, необходимо всех.
Хулой считается такое упоминание тобой о человеке, которое не понравились бы ему, независимо от того, упоминаешь ли ты о его физических недостатках, или отношении к религии, или мирских делах, или нравственных качествах, или телосложении, или детях, или родителях, или жене, или слуге, или невольнике, или чалме, или походке, или движениях, или улыбке, или распущенности, или угрюмости, или весёлости, или иных подобных вещах. Это касается упоминания, сделанного в любой форме, будь то сказанное или написанное тобой слово, или намёк, или знак, сделанный глазами, рукой или головой, или нечто подобное. Примером подобного упоминания о физических недостатках могут служить такие слова, как “слепой”, “хромой”, “подслеповатый”, “лысый”, “коротышка”, “длинный”, “чёрный” или “жёлтый”. Примером подобного упоминания об отношении к религии могут служить такие слова, как “нечестивец”, “вор”, “вероломный”, “несправедливый”, “пренебрегающий молитвой”, “не уделяющий должного внимания удалению нечистого”, “не проявляющий должной почтительности по отношению к отцу”, “выплачивающий закят не тому, кому положено” или “не избегающий хулы”. Примером подобного упоминания относительно мирских дел могут служить такие слова, как “невоспитанный”, “пренебрежительно относящийся к людям”, “не считающий, что он кому-либо обязан”, “обжора”, “соня”, “любящий спать не вовремя” или “тот, кто садится не на своё место”. Примером подобного упоминания об отце человека могут служить такие слова, как “его отец – нечестивец”, или “его отец – индиец”, или “его отец – простолюдин”, или “его отец – негр”, “его отец – сапожник”, “его отец – торговец тканями”, или “его отец – торговец скотом”, или “его отец – плотник”, или “его отец – кузнец” или “его отец – ткач”. Примером подобного упоминания о нравственных качествах человека могут служить такие слова, как “человек с дурным нравом”, “высокомерный”, “совершающий благие дела напоказ людям”, “торопливый”, “жестокий”, “неспособный”, “малодушный”, “невоздержанный”, “угрюмый”, “распущенный” и так далее. Примером подобного упоминания об одежде человека могут служить такие слова, как “с широкими рукавами”, “с длинными полами”, “грязная одежда” и так далее. Что касается всего прочего, то об этом необходимо судить по аналогии, иначе говоря, помня о том, что хулой является любое упоминание о человеке, которое было бы ему непрятно.
Имам Абу Хамид аль-Газали указывает, что, по единодушному мнению улемов, хулой является такое упоминание тобой о другом человеке, которое не понравилось бы ему. Ниже мы приведём достоверный хадис, в котором есть прямое указание на это.
Что же касается сплетен, то под этим подразумевается передача слов одних людей другим для того, чтобы оссорить их друг с другом.
По единодушному мнению всех улемов, как хула, так и распространение сплетен запрещены шариатом, на что прямо указывают многочисленные айаты и хадисы. Так, например Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَلا يَغْتَبْ بَعْضُكُمْ بَعْضاً ﴾ [الحجرات:12]
{…и не злословьте друг о друге!}[2362]
Всевышний также сказал:
﴿ هَمَّازٍ مَشّاءٍ بِنَمِيمٍ ﴾ [القلم:11]
{И не подчиняйся всякому клянущемуся часто презренному, * злословящему[2363]и сплетничающему…}[2364]