Глава 6. О падении человека, о грехе и наказании за него
1. Соблазненные коварством и искушением сатаны, наши прародители согрешили, съев запретный плод. Этот грех Богу было угодно, согласно в выс-шей степени мудрому и святому изволению Его воли, попустить с целью рас-порядиться им для Своей славы.
2. По причине этого греха они отпали от своей первоначальной праведно-сти и общения с Богом и потому стали мертвыми в грехе, всецело оскверни-лись в отношении всех способностей души и частей тела.
3. Будучи прародителями всего человечества, они передали всем своим потомкам вмененную вину за грех, смерть в грехе и свою порочную природу, которые передавались из поколения в поколение.
4. По причине этой изначальной испорченности мы в высшей степени не расположены и не способны к добру, сделались его противниками, всецело склонны к греху и совершению всяческих проступков.
5. Испорченность природы проявляется в течение всей земной жизни, со-храняясь даже в возрожденных; и хотя она через Христа прощена и умерщв-лена, все же и сама она, и все ее побуждения остаются воистину греховными.
6. Всякий грех, и первородный и совершенный, есть нарушение правед-ного закона Божия, противен ему, по самой своей природе возлагает вину на грешника, который чрез него предан гневу Божию и проклятию закона, под-лежит смерти и всем духовным страданиям, временным и вечным.
Глава 7. О завете Бога с человеком
1. Расстояние между Богом и тварью так огромно, что хотя разумные со-здания и должны повиноваться Ему, как своему Творцу, все же они никогда не смогли бы достичь блаженства и награды, если бы не добровольное снис-хождение со стороны Бога, которое Ему было угодно выразить в виде завета.
2. Первый завет, заключенный с человеком, был заветом труда, в котором Адаму была обещана жизнь, и в нем — всем его потомкам, при условии совер-шенного личного послушания.
3. С человеком, который после грехопадения не мог иметь жизнь по этому завету, Господу было угодно заключить второй завет, обычно именуемый заве-том благодати, в котором Он дарует грешникам жизнь и спасение через Иисуса Христа, требуя от них веры в Него, чтобы они могли быть спасены, и обетова-ние всем тем, которые предуставлены к жизни, дать Его Святого Духа, чтобы соделать их желающими и способными к верованию.
4. Этот завет благодати многократно излагается в Писании, связан со смертью Иисуса Христа как завещателя и касается вечного наследования всего, что завещано в нем.
5. Этот завет во времена закона осуществлялся иначе, чем во времена Евангелия; под законом он совершался посредством обетовании, пророчеств, жертв, обрезания, приношений пасхального агнца и других прообразов и уста-новлений, данных еврейскому народу, которые предвещали грядущего Хрис-та, что было для того времени достаточным и действенным и совершалось по действию Духа, чтобы наставлять и укреплять избранных по вере в обещан-ного Мессию, через Которого они получали полное отпущение грехов и веч-ное спасение; сие называется ветхим заветом.
6. Во время Евангелия, когда Христос был явлен во плоти, действия, ко-торыми этот завет исполняется, состоят в следующем: проповедь Слова Бо-жия и совершение таинств крещения и Вечери Господней; хотя число их мень-ше и служение происходит с большей простотой, а внешняя слава выражает-ся скромнее, все же в них установлено более полноты, свидетельства и духовной действенности для всех народов, как для иудеев, так и для язычников; сие на-зывается новым заветом. Таким образом, нет двух заветов благодати, отли-чающихся по своей сути, но есть один в различном совершении.
Глава 8. Христос — Посредник 1. Богу было угодно, согласно Его предвечному намерению, избрать и пре-допределить Господа Иисуса, Своего единородного Сына, быть Посредником
между Богом и человеком, пророком, священником, царем, главою и Спасите-лем Его Церкви, наследником всего сущего, судией мира; Бог от вечности дал Ему народ, который стал семенем Его, чтобы чрез Него же в должное время быть искупленным, призванным, оправданным, освященным и прославленным.
2. Сын Божий, второе лицо Троицы, истинный и вечный Бог, одной сущ-ности и равный Отцу, когда пришла полнота времени, принял на Себя челове-ческую природу, со всеми ее неотъемлемыми свойствами и слабостями, но без греха, будучи зачат Силой Святого Духа во чреве Девы Марии. Таким обра-зом две целостные, совершенные и различные природы, Божественная и че-ловеческая, были неразделимо соединены вместе в одном лице, без превраще-ния, сложения или смешения их. Таковой личностью является истинный Бог и истинный человек, Иисус Христос, единственный Посредник между Богом и человеком.
3. Господь Иисус, будучи в человеческой природе, соединенной с Боже-ственной, был преизобильно освящен и помазан Святым Духом и имел в Себе все богатства мудрости и знания; в Нем, как было угодно Отцу, обитала вся полнота, чтобы, будучи святым, невинным, чистым, полным благодати и ис-тины, Он мог быть в совершенстве наделен всем необходимым для исполне-ния служения Посредника и Поручителя. Сие служение Он взял не Сам, но был призван к этому Отцом, Который отдал всю власть и суд в Его руки и повелел Ему исполнять это служение.
4. Это служение Господь Иисус принял в высшей степени добровольно; и чтобы Он мог его осуществить, был подчинен закону и совершенно исполнил его; претерпел самую томительную скорбь в Своей душе и самые мучитель-ные страдания в Своем теле; был распят и умер; был погребен, находился во власти смерти, но не увидел тления. На третий день Он воскрес из мертвых в том же самом теле, в котором Он страдал; в этом же теле Он вознесся на небо и восседает одесную Отца Своего, свершая ходатайства; и вернется судить лю-дей и ангелов в конце веков.
5. Господь Иисус, Своим совершенным послушанием и принесением Себя в жертву, которую Он вечным Духом принес Богу раз и навсегда, полностью удовлетворил справедливость Своего Отца, искупил всех тех, кого Отец дал Ему, искупил не только в примирение, но в вечное наследование Царства Не-бесного.
6. Хотя искупление не было совершено Христом до Его воплощения, все же его достоинства, действенность и блага передавались избранным во все времена последовательно от начала мира — в тех обетованиях, прообразах и жертвах, в каких Он открывался, и именно Он означал то семя женщины, ко-торое поразит змея в голову, и того Агнца, закланного от создания мира; но прежде, ныне и во веки веков Он один и Тот же.
7. Христос, совершая посредничество, действует согласно обеим природам, каждой природой совершая то, что соответствует ей; по причине единства личности Писание часто прилагает принадлежащее одной природе к личное-ти, обозначенной другой природой.
8. Ко всем тем, для кого Христос приобрел искупление, Он безусловно и действенно прилагает и сообщает его, ходатайствуя за них и открывая им в Слове и посредством Слова тайны спасения; действенно убеждая их Своим Духом веровать и подчиняться, управляя их сердцами Своим Словом и Духом и одолевая всех их врагов Своей всемогущей силой и мудростью таким обра-зом и такими путями, какие наиболее созвучны Его чудесному и неисследи-мому промыслу.
Глава 9. О свободной воле
1. Бог наделил волю человека природной свободой, воля не принуждаема, не определена в связи с какой-либо природной необходимостью делать добро или зло.
2. Человек в своем изначальном состоянии невинности имел свободу и силу воли желать и делать доброе и угодное Богу; но свобода не была дана по-стоянно и неизменно, человек мог отпасть от нее.
3. По причине грехопадения человек полностью утратил всякую способ-ность воли к духовному добру, сопутствующему спасению. Поэтому чело-век по своей природе, будучи всецело отвращен от добра, мертвый в грехах, не способен своими собственными усилиями изменить себя или приготовить себя к этому изменению.
4. Когда Бог изменяет грешника и приобщает его к благодатному состоя-нию, тогда человек освобождается от природных уз греха и становится — по од-ной лишь благодати — способным по своей воле желать и делать добро духов-ное. Все же, по причине остающейся в нем испорченности, он не делает добро совершенным образом; помимо желания добра у него сохраняется желание зла
5. Воля человека соделывается совершенно и неизменно свободной тво-рить только добро лишь в состоянии славы.