Проявлять больше усердия в поклонении
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Во время Рамадана посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проявлял больше усердия, чем в любое иное время, а в течение последних десяти дней Рамадана он проявлял еще больше усердия, чем в остальные дни этого месяца” Муслим 1175.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не приказывал им этого категорически, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» аль-Бухари 37, Муслим 759.
‘Амр ибн Мурра аль-Джухани рассказывал: “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха и что ты – посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет среди правдивых и шахидов в Раю»” аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахиху-ттаргъиб” 1/419.
Что же еще нужно для богобоязненных мусульман, стремящихся к довольству Аллаха и желающих награды шахида?!
Духовная сторона поста и поведение постящегося
Всевышний Аллах повелел поститься общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас – быть может, вы станете богобоязненными» (аль-Бакъара 2: 183).
Всемогущий и Премудрый Аллах когда повелевает или предписывает Своим рабам, какое-либо законоположение, то обычно только упоминает повеление, не разъясняя его мудрость, потому что общая мудрость Аллаха в том что, возлагая обязанность на Своих рабов, Он испытывает их, и выявляет тех, кто будет повиноваться Ему и тех, кто не будет повиноваться Ему. Однако в этом аяте Аллах упоминает нечто, не часто встречаемое в благородном Коране, которое заключается в том, что Он разъясняет причину повеления поститься, сказав: «быть может, вы станете богобоязненными».
Что же такое «богобоязненность» (ат-такъуа)? Талькъ ибн Хубайб сказал: “Когда возникает смута (фитна), гасят ее с помощью богобоязненности”. Его спросили: “А что такое богобоязненность?” Он ответил: “Богобоязненность – это покорность Аллаху, на основании света исходящего от Аллаха, в надежде на награду от Аллаха. Богобоязненность – это оставление непокорности Аллаху, на основе света от Аллаха, и из страха перед наказанием Аллаха” Ибн аль-Мубарак 1343, Ибн Аби Шейба 30356.
Са’ид ибн Джубайр говорил: “Поистине, страх перед Аллахом – это то, что становится между тобой и грехами, это и есть истинный страх. Поминание Аллаха (зикр) является повиновением Аллаху, и тот, кто повинуется Аллаху, тот поминает Аллаха. Что же касается того, кто не повинуется Аллаху, тот не является поминающим Аллаха, даже если он часто прославляет Его и много читает Коран!” Абу Ну’айм в “аль-Хилия” 4/276.
Наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил божественную мудрость в предписании поста, сказав: «Аллах не нуждается в том, чтобы тот, кто не прекратил лгать и поступать по лжи, оставил свою еду и питье» аль-Бухари 1903.
Имам Абу Бакр ибн аль-'Араби сказал: “Тот, кто совершил то, что сказано в этом хадисе, не будет вознагражден за свой пост!” См. “Фатхуль-Бари” 4/117.
Из этого хадиса следует, что если постящийся не перестает совершать грехи, лгать и сквернословить, то Аллах не обращает внимания на отказ человека от еды, питья и близости с женой. Что же касается нужды Аллаха в прямом смысле слова, то Аллах Богат и абсолютно ни в чем не нуждается. См. “Итхафуль-Кирам” 187.
Мудрость в повелении поститься не только в том, что бы верующие отстранялись от приятных, дозволенных и благих вещей, хотя это обязательно для постящегося человека, но это не единственная требуемая вещь, которая заложена в посте. Всевышний Аллах завершает Свое повеление поститься, высказыванием: «быть может, вы станете богобоязненными». Это означает, что мудрость предписания поста в том, что мусульманин должен увеличить поклонение Аллаху Всевышнему, во время поста, стать более покорным, чем был до этого и оставить все дурное.
Человек, соблюдающий пост и не оставивший все дурное в месяц Рамадан, подобен тому, кто строит дворец, разрушая город. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Может случиться так, что постящемуся ничего не достанется от его поста, кроме голода» Ибн Маджах 1690. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
Это означает, что Аллах не подразумевал, возложив обязанность поститься, которая заключается в отказе в течение определенного времени, известного всем, что люди должны только воздерживаться от еды и питья и супружеской близости. Они должны также воздерживаться от того, что Аллах, Всемогущий и Славный, запретил из грехов и деяний непокорности Ему, и среди этого - ложь в словах и делах.
Таким образом, нам становится ясно, что пост – это не только воздержание от пищи и питья, но также и отказ от таких запретных дел, как: злословие, сплетни, лжесвидетельство, ложь и другие запретные вещи, которые всем известны. От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост – это не просто воздержание от еды и питья. Поистине, пост – это воздержание от пустословия и сквернословия!» Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1082.
Каждый мусульманин обязан знать, что деяния, нарушающие пост – это не только физические действия, известные всем, как принятие пищи, питья и совокупление. Пост состоит не только в том, что бы воздерживаться от этого. Поэтому некоторые из ученых разделяют вещи, которые нарушают пост на две категории. Многие проповедники, увещевающие людей во время Рамадана, говоря о вещах, нарушающих пост, упоминают только о правовых нормах, как еда, питье и половой акт. Но они должны уделять основное внимание также и второй категории вещей, нарушающих пост.
Что касается того, кто ограничивает свой пост только воздержанием от еды, питья и половой близости, продолжая упорствовать в дурном поведении, которое было присуще ему до Рамадана, то это – не пост, который требуется в соответствии с мудрым смыслом законоположения этого благородного месяца, на который наш Всемогущий Господь указывает в Своем высказывании: «быть может, вы станете богобоязненными».
Поэтому мы советуем и напоминаем нашим братьям, мусульманам, чтобы они помнили о другой категории вещей, нематериальных, которые обесценивают пост, и это - то, о чем редко говорят проповедники и люди, стремящиеся направить людей к правильному пути. Не говоря уже о простых людях, которые даже не знают об этой категории вещей, нарушающих пост.
Каждому мусульманину следует помнить многочисленные наставления пророка (мир ему и благословение Аллаха) касающиеся бед языка, и лучше молчать, чем произносить то, в чем заключается вред или нет пользы и необходимости, тем более в этот великий месяц. Со слов Му’аза ибн Джабаля передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ты не перестанешь находиться в благополучии, пока будешь молчать. Если же ты начнешь говорить, то это будет за тебя или против тебя» ат-Табарни в “аль-Кабир” 2/73. Хадис достоверный.
Постящемуся в этот славный месяц следует проявлять больше усердия в поклонении и послушании Аллаху; сносить обиды, чинимые людьми, не ссориться и не повышать голос. Если постящегося обругают, ему следует проявить максимум выдержки и сказать: “Я соблюдаю пост”, как сказано об этом в хадисе: «Пусть никто из вас не сквернословит и не повышает голос в день поста, а если кто-либо будет ругать его или затевать с ним ссору, пусть скажет: “Поистине, я пощусь”». аль-Бухари 1904, Муслим 1151.
Также следует стараться отстранятся от грехов, в том числе и потуплять свой взор, не смотря на запретное. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Глаза троих, в Судный день не увидят Огня: Глаза, плакавшие из страха перед Аллахом; глаза того, кто был стражником на пути Аллаха, и глаза, которые потуплялись при виде запрещенного Аллахом» Ибн ‘Асакир в “ат-Тарих” 1/297. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 2673.
От Ибн Мас’уда сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, пост – это амана (отданное на хранение), так пусть же каждый из вас оберегает то, что ему доверили!» аль-Хараиты в “Макаримуль-ахлякъ”. Хафиз аль-‘Иракъи назвал иснад хадиса хорошим. См. “Тахридж аль-Ихъя” 1/354.
Закят аль-Фитр (Милостыня Разговения)