Уменьшается ли ответственность наркомана перед Богом за свой грех со временем, когда парализуется его воля?
ВОПРОС: Вопрос о наркомании: грех начинается, когда человек соглашается впустить зло в свою жизнь, приняв наркотик. Впоследствии человек не в силах бороться с этим грехом, а часть его греха поражает его близких (которые, например, из сострадания, чтобы уменьшить «ломки», сами дают наркотик или способствуют этому). Получается, что в сеть греха попадают и близкие? Уменьшается ли ответственность человека, принимающего наркотик, перед Богом за свой грех со временем, когда парализуется его воля? Где граница греха?
ОТВЕТ: Злоупотребление наркотическими веществами противоречит пятой заповеди – «Не убивай». Эта заповедь предписывает также охрану здоровья – как своего, так и других людей.
Использование наркотиков всегда тяжкий грех, если наркотизирующие вещества не прописаны врачом в терапевтических целях (как морфин). В этом Катехизис Католической Церкви предельно ясен и не делает никаких различий между «легкими» и «тяжелыми» наркотиками. Текст звучит так: «Употребление наркотиков наносит разрушительный вред человеческому здоровью и жизни. За исключением чисто терапевтических показаний, это очень тяжкая вина. Нелегальное производство и контрабанда наркотиков - преступная деятельность, представляющая собой прямое соучастие (поскольку побуждают их совершать) в действиях, резко противоречащих нравственному закону» (2291).
Иногда человек не осознает, что то или иное действие является смертным грехом, и это заблуждение объясняется неадекватным восприятием своих поступков, а также определенным образом жизни, при котором постепенно стираются границы между добром и злом.
Употребление наркотиков является смертным грехом, во-первых, потому, что оно может привести к наркомании, ведь сознательное употребление наркотиков один раз открывает путь более частому употреблению. Наркотики оказывают воздействие на психику, даже если оно может проявиться лишь спустя годы. Кроме того, употребление наркотиков - это дурное личное свидетельство перед другими. Не говоря уже о том, что даже спорадическое употребление наркотиков – это поддержка наркоторговцев и преступников, которые разрушают человеческие жизни и целые семьи.
Ответственность человека за грех наркомании всегда велика. Надо учитывать, что она лежит не только на самом принимающем наркотики, но не в меньшей степени и на торговцах и производителях. Кроме того, наркомания оказывает необратимое воздействие на мозг, в силу которого человек становится рабом, то есть ослабевает и, как Вы правильно заметили, парализуется его воля.
Согласно международным системам классификации, наркомания расценивается как психическое расстройство. Следовательно, и нравственную ответственность наркомана нужно расценивать согласно этой категории. Грех, который отвращает человека от Бога, совершается с полным осознанием содеянного и с полным согласием воли. В случае психического расстройства трудно говорить о свободном выборе человека, однако у людей, страдающих ментальными патологиями, в том числе и наркотической зависимостью, бывают моменты здравого рассуждения, когда они способны осознавать содеянное. В целом, если состояние человека настолько тяжелое, что оно полностью парализует его волю, то он не несёт нравственной ответственности за свои поступки, даже если в случае здорового человека эти же поступки были бы тяжким оскорблением Богу и человеку. В других же случаях можно говорить о некой грани психического состояния человека, за которой он перестаёт осознавать свои поступки. К каждому случаю необходимо подходить с отдельным критерием, и судить о нравственной вине человека в конечном счете может только Бог, правосудию и милосердию Которого мы и должны доверить суд над человеком.
Давать какую-то единую оценку здесь чрезвычайно трудно. Наркозависимость – это заболевание, которое снижает и даже снимает нравственную ответственность за многие поступки. Но ведь человек, возможно, пришел к этой зависимости шаг за шагом, раз от разу принимая осознанные решения при полном согласии воли.
Точно так же трудно определить и «грань» между состраданием близких и нравственной виной их соучастия в грехе. О том, каким испытанием может быть наркомания близкого человека, может рассказать только тот, кто действительно пережил это испытание. Приходится момент за моментом, день за днем принимать нравственные решения, делать непростой выбор. Объективно предоставление наркотика в любом случае, кроме указанного в Катехизисе, является тяжким грехом. Столь же тяжко грешит и тот, кто делает этот наркотик доступным. Но личную ответственность может определить только священник, принимающий исповедь.
Русская служба Радио Ватикана
Хорошо смеётся тот, кто смеётся на небе От глупой набожности и от святых с мрачными лицами, благой Господи, избавь нас! святая Тереза Иисуса |
Сила молитвы?
Странная история: шел мужик. Из церкви. Трезвый. Хромой. Его арестовала полиция на тему алкогольного опьянения, а чтоб зафиксировать, что это не они его изувечили, а он и был хромой - очень быстро прокрутили по консультантам и обследованиям, которые те затребовали.
Потом выяснили, что трезвый и отпустили, извинившись.
В итоге имею ошалевшего, но полностью обследованного пациента. А то сколько б мы с ним очереди ждали.
Анна Берлин, терапевт
***
Когда коллекторам открыл дверь Николай Валуев, они представились свидетелями Иеговы...