Загладить свою вину перед тем, с кем человек поступил несправедливо
Пророк ﷺ, сказал: «Пусть тот, кто поступил несправедливо по отношению к своему брату, в отношении его чести или чего-либо ещё, освободится от этого сегодня, прежде чем исчезнут динары и дирхамы! Ведь если будут у него благие дела, их заберут у него (в Судный день) в соответствии с нанесенной им обидой, а если добрых дел у него не окажется, будет взято что-нибудь из дурных дел обиженного и возложено на него» (аль-Бухари).Если совершенный человеком грех связан с попиранием чьих-либо прав, то его покаяние не будет принято до тех пор, пока он не выполнит свой долг перед лицом, пострадавшим от его действий. Например, если человек присвоил чужое имущество, то его покаяние не будет принято, пока он не вернет это имущество законному владельцу, если тот жив, или его наследникам, если тот умер. При этом кающийся не обязан оповещать их, каким путем имущество попало к нему, и достаточно просто передать им его. Если у потерпевшего не было наследников, то он должен отдать его имущество в государственную казну. Если же он не знает, кто является законным хозяином данного имущества, то он должен раздать его в качестве милостыни от имени потерпевшего, ведь Всевышнему Аллаху ведомо об этом. Если же один человек злословил за спиной другого, то он должен попросить прощения у пострадавшего, если тот узнал о его грехе. Если же он не хочет, чтобы пострадавший узнал о его поступке, то он должен попросить у Аллаха прощение для пострадавшего и похвалить его перед теми людьми, перед которыми он злословил о нем. Поистине, добрые деяния удаляют злодеяния!
7. Покаяние принимаются только до предсмертного хрипа и восхода солнца со стороны запада.Пророк ﷺ, сказал: «Поистине, Аллах Всемогущий и Великий будет принимать покаяние раба до тех пор, пока он не начнет издавать предсмертные хрипы» (ат-Тирмизи); «Поистине, Аллах Всевышний протягивает Свою руку ночью, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днём, и протягивает Свою руку днём, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью. (И так будет) до тех пор, пока солнце не взойдет оттуда, куда оно заходит» (Муслим).
О необходимости быстрого покаяния после совершения греха
Каяться за совершенный грех необходимо сразу, ибо, чем больше времени человек не кается после совершённого им греха, тем глубже он пускает корни в его душу. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное, после чего сразу же раскаивается» (4:17). Пророк ﷺ, сказал: «Поистине, обладатель левого свитка (ангел записывающий плохие дела) держит поднятым своё перо над свитком согрешившего раба-мусульманина в течение шести часов. Если он покаялся и попросил прощения у Аллаха (за совершенный грех), то он (ангел) отбрасывает этот грех. В противном случае он записывает его как одно плохое деяние» (ат-Табарани в "аль-Кабир). Из этих откровений следует, что рабы Божьи должны использовать любую возможность для того, чтобы принести покаяние до того, как к ним внезапно явится смерть, и они будут уже не в силах ничего изменить. И почему им не устремиться к Аллаху, если Он милосерднее и снисходительнее к рабам, чем родная мать к своему ребенку? Он не отвернется от раба, если тот предстанет перед Ним, взывая к Его милосердию и прощению.
Важные вопросы связанные с покаянием
О желательности совершения благодеяния вслед за грехом
Совершение благого деяния вслед за грехом, стирают грех, как об этом говорится в Коране и Сунне. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, добрые деяния удаляют дурные!» (11:114).
Наилучшая мольба покаяния
Пророк ﷺ, сказал: «Господином мольбы о прощении, являются такие слова: "О Аллах, Ты – Господь мой, и нет никого, достойного поклонения, кроме Тебя; Ты создал меня, а я – Твой раб, и я буду верен обещанному Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милости, оказанные Тобой мне, и признаю грех свой. Прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!" – Тот, кто произнесет эти слова днём, будучи убежденным в том, что он говорит, и умрёт в тот же день до наступления вечера, окажется среди обитателей Рая. И тот, кто произнесёт их ночью, будучи убеждённым в том, что он говорит, и умрёт до наступления утра, окажется среди обитателей Рая» (аль-Бухари).
اللّهـمَّ أَنْتَ رَبِّـي لا إلهَ إلاّ أَنْتَ ، خَلَقْتَنـي وَأَنا عَبْـدُك ، وَأَنا عَلـى عَهْـدِكَ وَوَعْـدِكَ ما اسْتَـطَعْـت ، أَعـوذُبِكَ مِنْ شَـرِّ ما صَنَـعْت ، أَبـوءُ لَـكَ بِنِعْـمَتِـكَ عَلَـيَّ وَأَبـوءُ بِذَنْـبي فَاغْفـِرْ لي فَإِنَّـهُ لا يَغْـفِرُ الذُّنـوبَ إِلاّ أَنْتَ
Делает ли повторное совершение греха после покаяния, недействительным предыдущее покаяние?Покаяние из-за какого-либо конкретного греха считается действительным, даже если человек продолжает совершать другие грехи, так как деяния рабов различны, а их вера не одинакова. Но человека нельзя назвать покаявшимся, и он не заслуживает похвалы Аллаха до тех пор, пока он не покается во всех своих грехах.Некоторые ученые говорили, что если человек раскаялся за грех, а затем снова совершил именно этот грех, то его предыдущее покаяние недействительно. Однако правильным мнением является мнение большинства ученых, что искреннее покаяние с его условиями, включая и твердое намерение не повторять этот грех никогда, стирает данный грех, словно его и не было, даже если после этого он вновь его совершил! И доводом этому служит хадис, где пророк ﷺ, сказал: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершил греха!» (Ибн Маджах). Имам ан-Науауи сказал: «Если человек покаялся в грехе, а затем вновь его совершил, то его предыдущее покаяние за этот грех не становится недействительным. И также если он кается в одном виде греха, пребывая при этом в другом виде греха, то его покаяние действительно!» (Шарх Сахих Муслим). 'Укъба ибн 'Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды к пророку ﷺ, пришёл один человек и сказал: "О посланник Аллаха! Что будет, если кто-нибудь из нас совершит грех?" Пророк ﷺ, сказал: «Он ему запишется». Тот сказал: "А если он попросит за это прощения?" Пророк ﷺ, сказал: «Ему это простится, и он за это будет вознагражден». Он спросил: "А если он снова совершит грех?" Пророк ﷺ, сказал: «Ему он будет записан». Тот спросил: "А если он попросит за него прощения и покается?" Пророк ﷺ, сказал: «Ему будет это прощено и запишется за это награда, и Аллах не устанет, пока вы сами не устанете» (аль-Хаким).
Таким образом, Всевышний и Всемилостивый Аллах не перестанет прощать Своих рабов, пока они сами не перестанут каяться.