Западная Церковь в V – VIII вв.: основные этапы истории

Историю Западной Церкви в обозначенный период можно датировать следующим образом:

· V – к. VI вв.

· нач. VII – VIII вв.

Нужно отметить, что как первый, так и второй этапы развития Церкви характеризуются управление с помощью института Вселенских соборов. Третий (Эфесский) – 431, Четвертый (Халкидонский) – 451, Пятый (Константинопольский) – 553, Шестой (Константинопольский) – 680, Седьмой (Никейский) – 787. Все они в той или иной мере были посвящены борьбе с ересями (несторианство, монофизитство и др.), утверждению доктринальных вопросов и решению вопроса главенства христианских церквей.

Безусловно, важным фактором развития Западной Церкви является «двойственность» христианства в Европе в V – VIII в., в частности. Можно обобщить, сказав, что половина Европы в лице многих варваров была арианами. Постоянная борьба с ересями, не только с арианством, в среде церковных деятелей была и неотъемлемой чертой Вселенских Соборов.

Как и арианство, так и другие течения, отклоняющиеся от «никейского символа веры», содержат прежде всего существенное различие в доктринальной сфере христианства, но это не отменяет их политического значения. Например, варварские короли на Апеннинах отстаивали позиции арианства для недопущения слияния своего народа с ортодоксальным римским народом, что привело бы к снижению статуса варварского короля.

Первый этап развития Западной Церкви обозначен V- концом VI вв. К началу V в. Церковь все еще существовала в лоне Римской Империи в качестве государственной религии, однако сама Империя уже была разделена на две части (с 395), а император с 402 года находился в Равенне. Таким образом, Христианская Церковь (в лице Папы Римского, епископа Рима) имела большее влияние именно в Риме, по-прежнему остававшемся символическим центром Империи. В начале V в. живут важные христианские деятели, как св. Иероним (ум.420) и Августин Блаженный (ум. 430), за которыми закрепился статус «Отцов Церкви».

На начальном своем этапе – до 476 г. – этот период характеризуется тем, что Церковь стояла на защите Римской государственности, и прежде всего Рима. Это особенно важно при учете того, что в первой половине V в. Рим постоянно подвергался нападениям со стороны варваров: в 406-442 гг. в Римской империи наблюдались вторжения вандалов, в 410 г. вестготы во главе с Аларихом взяли Рим, а в 455 г. Рим вновь подвергся разграблению со стороны вандалов. Существует легенда, что именно по предостережению Папы Римского Льва I Великого Аттила Гунн за год до своей смерти (452) отказался от похода на Рим и ушел за Дунай.

После распада Римской Империи Церковь, в отличие от государства, сохранила свою структуру, устройство. Папская Церковь к этому времени уже была автономна от слабого государства в лице императора, однако она утеряла свою значимость в качестве государственной религии и возможность контроля над варварскими народами, весомая часть которых из-за внутренних раздоров в церкви IV века приняла арианство. Арианами были остготы, вестготы, вандалы, свевы, лангобарды. Знаменательно, что после 476 г. Церковь также утратила и свою фактическую свободу (не знаю, как сформулировать более точно), ибо итальянские земли с 493 года оказались под властью ариан-остготов, а с середины VI в. – под Византийским владычеством.

Стоит сказать и о положительных чертах развития Западной Церкви в V-VI вв. К ортодоксальной церкви в это время в присоединяются ирландцы (с нач. Vв.), бургунды (нач. Vв.), франки в лице Хлодвига (496/497 г.), вестготы (589 г.). А также в лоне ортодоксии широко развивается монашество: в первой половине V века большой вклад был сделан одним из отцов монашества, Иоанном Кассианом, в 530 г. в Монте-Кассино основал монастырь создатель ордена бенедиктинцев св. Бенедикт из Нурсии.

Переход ко второму этапу развития Западной Церкви связан с именем одного из самых значимых церковных деятелей за всю историю Христианства – с Григорием I Великим (590-604). При нем Церковь начала возвращать былой авторитет. Он послал миссию во главе с Августином в Англию, и в итоге английская церковь стала первой церковью с архиепископом к северу от Альп, подчиненной непосредственно Риму. В эпоху главенствования Григория развернули свою деятельность ирландские миссионеры, значительно повлиявшие на обращение варварских народов к ортодоксии (уже в конце VII в.). Григорий Великий внес весомый вклад в разработку теории взаимодействия римской церкви и государства, согласно которой Церковь выше Империи, но ортодоксально-христианские правители нужны Церкви для обращения всего мира в христианство. Позиция Папы объяснялась тем, что к этому времени Церковь снова приобретала прогосударственный характер.

Наши рекомендации