Б1 А7. Помни в деталях все аспекты правильного поведения
Сказано, что правильное поведение —
основа всяческого блага,
Подобно тому как земля – опора для всего,
что движется и неподвижно[5].
Правильное поведение , обладающее четырьмя добродетелями, – чистое, безупречное, наделенное правильной мотивацией и ничем не запятнанное, – основа всяческого блага нирваны , точно так же, как земля – великая опора для всего, что движется над землей и неподвижно под ней. Это соответствует словам всевидящего Прославленного Будды и записано в Винае.
Б1 А8. Когда обретено счастье высших миров благодаря щедрости и правильному поведению, помни о необходимости упражняться в шести совершенствах, дабы обрести блаженство нирваны вне пребывания
Строфа 8
Пусть возрастают твои качества безмерной бескорыстной
щедрости, дисциплины,
Терпения, радостного усилия, сосредоточения и мудрости.
Стань одним из Победителей,
Пересекших океан существования.
Полностью очистив свое бытие незапятнанными полезными действиями, упражняйся на пути шести запредельных совершенств Великой колесницы, чтобы достичь состояния Будды. Три совершенства: щедрость, дисциплина, когда ты отказываешься наносить вред другим и создавать причины для него, а также терпение по отношению к трудностям и враждебным тебе людям – ведут к обретению Состояния формы. Это накопление заслуги. Совершенства, ведущие к обретению Состояния истины, – это правильное сосредоточение (в медитации)' и безупречная мудрость. Это накопление высшего знания. Радостное усилие способствует обоим накоплениям.
Шесть выдающихся совершенств пронизаны бодхичиттой, поэтому тот, кто их практикует, не останется в малой нирване «слушателей» и «постигающих в одиночку». По этой причине шесть выдающихся совершенств безмерны. Они также полны запредельного знания – понимания, что три сферы не реальны. Благодаря этому они «выводят за пределы» или «пересекают океан существования». Это великий путь, ведущий к другому берегу. Необходимо, чтобы накопления заслуги и высшего знания неуклонно возрастали, а ты пребывал в уверенности, что они ни на миг не убывают. Когда эти накопления созреют, станешь одним из Победителей и достигнешь уровня Просветленного Будды, пересекшего океан существования.
Б1 Б. Особые наставления, важные для мирян
1. Помни о доброте родителей, о том, что они сделали для развития твоего тела и ума, почитай их с уважением и предупредительностью.
2. Соблюдай восемь заповедей упосатхи в священные дни.
3. Преодолевай самые большие недостатки ума.
4. Будь внимательным – это основа укрепления позитивных впечатлений и отказа от негативного поведения.
5. Откажись от гнева и обиды, практикуй терпение, приносящее счастье и покой.
6. Растворяй негативные концепции и поддерживай добродетельное состояние ума.
7. Откажись от негативной речи и всегда говори мягко.[6]
8. Приучи себя к высочайшему поведению и откажись от неправильного физического поведения.
9. Общайся только с выдающимися друзьями, отказавшись от дружбы с недобрыми людьми.
10. Помни, что страсть к чужой жене порождает такие вредные последствия, как желание и гнев.
Б1 Б1. Помни о доброте родителей, о том, что они сделали для развития твоего тела и ума, и почитай их с уважением и предупредительностью
Строфа 9
Тот, кто почитает своих родителей,
Принадлежит к касте брахманов и ачарьев.
Его ждут почет и слава,
А в будущем он достигнет высших миров.
Мирские касты – это касты брахманов, кшатриев, вайшьев и шудров. Независимо от касты доброта твоих родителей безгранична. Они подарили тебе эту жизнь, помогли развиться твоему телу, показали мир. Поэтому ты должен почитать их телом, речью и умом, поднося еду, одежду и украшения. Всегда уважай их и с готовностью им служи. Поступающий так принадлежит к наивысшей касте мира людей – касте брахманов, и обладает всеми качествами, за которые их почитают, а также всеми качествами, за которые превозносят ачарьев и оказывают им услуги. В этой жизни силой такой заслуги ты добьешься всеобщего почета, славы и известности, а в следующей жизни обретешь блаженство высших миров.
Хорошо обращаясь с родителями, практикуешь шесть совершенств:
• почитая их телом, речью и умом, практикуешь щедрость;
• делая это с искренней заботой, практикуешь дисциплину;
• держа себя в руках и не поддаваясь гневу, который может при этом возникать, практикуешь терпение;
• не отказываясь от этого поведения в течение всей своей жизни, практикуешь радостное усилие;
• фокусируясь на заботе во благо родителей, практикуешь сосредоточение в медитации;
• в деталях рассматривая эту деятельность и избегая любого изъяна, практикуешь мудрость.
Чтобы связать накопленную тобой заслугу с временным счастьем и окончательным просветлением родителей, посвяти эту заслугу им. В окончательном смысле, если мы скрепим свои действия печатью высшего знания – то есть поймем, что родители как объект подношения, мы сами как даритель, и само дарение не существуют в действительности, – то мы сможем накопить заслугу и изначальную мудрость с опорой на родителей. Поэтому я прошу вас, отказавшись от разделения на высшие и низшие мирские касты, осуществлять эту превосходную деятельность и таким образом вступить в высочайшую касту, которая радует Победителей.