Обычаи и символы праздников конца сентября и октября

Как обращаться со святынями.

Многие предметы (хлебы, ветви, а также книги, иконы и изображения, кусочки просфор, остатки свечей и т.д.), приобретаемые или освящаемые в храме, являются святынями, к которым нельзя относиться небрежно (напр., выбрасывать в мусор). Если же они приходят в негодность и возникает необходимость избавиться от них, то их либо надо сжечь (или отдать в храм на сжигание), либо закопать в укромном месте, где не ходят люди, в лесу или на дачном участке.

Обычаи и символы праздников конца сентября и октября - student2.ru

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

http://www.newmartyros.ru/

Пожалуйста, не используйте этот листок в бытовых целях.Если он стал Вам не нужен - передайте его другому или верните в храм.

Обычаи и символы праздников конца сентября и октября - student2.ru

Обычаи и символы праздников конца сентября и октября

Многие церковные службы, помимо собственно совершения Таинств и молитвословий, имеют свои особенности: на них совершается освящение различных предметов, меняется их время и порядок. В то же время многие праздничные дни наполнены различными уставными и народными традициями. Сохранение этих традиций, понимание смысла совершаемых действий и развенчание ложных суеверий – очень важны в жизни православных христиан. Но важно помнить, что участие во всех этих обычаях, присутствие в храме на службе или вне ее никак не заменит участия в церковных Таинствах, главным из которых яв-ляется Причащение Тела и Крови Христовых. Именно в Таинствах содержащаяся в Церкви Благодать, Спасительная Сила Святого Духа, особым образом воздействует на человека.

§ Всенощное Бдение.Так называетсяторжественная служба, со-вершаемая накануне всех воскресных дней (в субботу), перед боль-шими общецерковными праздниками и некоторыми другими днями. Само название напоминает о первохристианских временах, когда христиане собирались в катакомбах по ночам. В настоящее время полностью ночное Всенощное Бдение служится не во всех храмах.

ü Перед большими праздниками в конце Великой Вечерни совер-шается благословение хлебов, вина и елея. Этот обычай является напо-минанием, как о древних богослужениях, включавших в себя своеобраз-ный перерыв для подкрепления сил, так и о чуде Иисуса Христа, накор-мившего несколько тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Лк.9,16). Позже, во время Утрени, вместе с помазанием, кусочки хлеба, смоченные в вине раздаются верующим. Это не следует путать с Причастием.

ü Во время Утрени совершается елеопомазаниепомазание верующих освященным елеем (священник изображает на лбу каждого из прихожан крест), что символизирует излияние Божией милости. Этот момент иногда ошибочно называют Елеосвящением или Миропомазанием.

На самом деле Причастие, Елеосвящение и Миропомазание – это Таинства Церкви, ни одно из которых не совершается на Всенощном Бдении.

§ Просфора и Святая Вода. Утром, в конце каждой Литургии, в храме можно приобрести просфоры – небольшие квасные хлебы, используемые в богослужении. Часто можно набрать Святой Воды. Просфора употребляется с молитвой «На употребление просфоры и святой воды» натощак со Святой Водой или без, и требует аккуратного и благоговейного отношения, нельзя допускать, чтобы крошки от просфоры падали на пол, а сами просфоры плесневели.

§ Церковное новолетие (14 сентября).В этот день (1 сентября по ст. стилю) начинается новый церковный год.

§ Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).Родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, жили в Назарете, и были бездетны. У древних евреев это считалось свидетельством Божь-его гнева и было поводом для насмешек и презрения. Однако Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божью, горячо молились, и их прошение было услышано. Архангел Гавриил возвестил им, что у них родится Дочь Мария, посредством Которой будет дано спасение всему миру. Родители Пресвятой Богородицы в трехлетнем возрасте отвели Ее в Иерусалимский храм, где Она жила и воспитывалась до обручения праведному Иосифу. Это не проявление родительского равнодушия, а свидетельство глубочайшей веры и благодарности Господу. На следующий день, в продолжение праздника совершается память праведных Иоакима и Анны.

ü В день этого праздника в 1380г. произошла Куликовская битва. Прп. Сергий Радонежский, напутствуя князя Димитрия, дал ему двух монахов (бывших в миру воинами), Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба они пали в битве, их память совершается в предыдущий день, 20 сентября.

ü День 21 сентября отмечается как государственный праздник (не выходной) – День воинской славы России.

§ Возрождение Иерусалимского Храма (Воскресение Словущее) и Воздвижение Креста Господня (26-27 сентября).С началом гонений на христиан, римские власти пытались всячески уничтожить всякую память о местах, связанных с земной жизнью и Крестной смертью Спасителя. На месте Его погребения был воздвигнут языческий храм. Однако, в IV в. святые равноапостольные император Константин и его мать Елена прекратили гонения, и стали способствовать распространению Христианства. Император отправил свою мать в Иерусалим к Патриарху Макарию с целью лично участвовать в поиске и восстановлении утерянных и уничтоженных святынь. Вскоре было начато строительство Храма Гроба Господня (Храма Воскресения) и начались поиски Креста, на котором страдал Спаситель. Было найдено три креста, и Истинный Крест Господень был определен по исходящим от него чудесам: исцелению больной женщины и воскресению мертвеца. После этого в память об этих событиях установлены два праздника: Восстановление Иерусалимского Храма Воскресения, называемое Воскресением Словущим, и Воздвижение Креста Господня (на следующий день).

ü Посвящать храмы Воскресению Христову (т.е. празднику Пасхи) обычно не принято. Хотя иногда такое и бывает, но все же считается, что Храм Воскресения Христова (Гроба Господня) может быть только один – в Иерусалиме. Вместо этого распространилось посвящение храмов именно Воскресению Словущему. По старомосковской традиции в храмах Воскресения Словущего в день этого праздника богослужение совершается Пасхальным чином.

ü Название Воздвижение – происходит не от «сдвижения осени к зиме», а от того, что Патриарх Макарий при большом стечении народа стал поднимать (воздвигать) обретенный Крест Господень, чтобы люди могли видеть его и поклониться величайшей святыне.

ü Животворящий Крест Господень напоминает нам о добровольных, спасительных за нас страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь, перенося наши мысли к печальному событию на Голгофе, установила строгий пост, располагающий нас к покаянию и свидетельствующий о нашем живом участии в страданиях и смерти Спасителя.

ü На Всенощном Бдении перед Воздвижением елеопомазание во время чтения канона не совершается. В конце службы, после Великого Славословия («Слава Тебе, показавшему нам Свет!») совершается Чин Воздвижения Креста, при котором вместо праздничной иконы выносится Крест, и лишь после этого происходит помазание верующих. В большинстве храмов в наше время он сильно упрощен, а прежде он включал в себя многочисленные молитвословия и омовение Креста благовонной водой. Лепестки цветов, омоченные в этой воде, затем раздавались верующим (последнее иногда встречается и сейчас). Эти лепестки являются святыней, напоминающей о празднике, они не имеют никаких «мистических» свойств, однако требуют благоговейного отношения, их не стоит выбрасывать в мусор

Наши рекомендации