Исследование шестое: Положение полного грешника.
Имеется в виду грешник из людей киблы. Разногласие касательно его названия и его положения стало первым разногласием в Исламе, затрагивающее основы Религии.
Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «При изучении этой темы исчезают сомнения в этом вопросе. И становится ясным, что среди мусульман есть группа, которая не является лицемерами, находящимися в нижнем слое Огня, а также не являются верующими, о которых было сказано: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми» («Комнаты», 15).
А также не из тех, о ком было сказано: «Они являются истинно верующими» («Трофеи», 4). Эти люди не являются лицемерами, а также не являются правдивыми истинно верующими. Также они не являются из числа тех, кто войдет в Рай без наказания. Напротив, у них есть благие дела и прегрешения, подчинение и ослушание и у них есть та часть Имана, по причине которой они не окажутся навечно в Огне, но у них есть большие грехи, обязывающие к вхождению в Огонь.
Эту группу людей некоторые называют «Полными грешниками» и относительно названия и положения этой группы существует разногласие. Разногласие, касающееся этой группы, стало первым разногласием в Исламе, затрагивающим основы Религии» (маджму аль фатава 7/478).
Ахлю Сунна не выносит такфир этой группе людей и не считает, что они навечно попадут в Огонь. Напротив, они считают, что эти люди находятся под пожеланием Аллаха, как это предшествовало в предыдущем исследовании. Но Ахлю Сунна разногласит в их названии, можно ли называть их верующими или нет.
Сказал шейх аль-Ислам: «А что касается Ахлю Сунны ва аль-Джама’а из сподвижников и тех, кто последовал за ними в благом, а также остальных групп мусульман из числа мухаддисов, факихов, людей каляма, мурджиитов факихов, карамитов, килябитов аш’аритов и шиитов, некоторые из них являются мурджиитами, а некоторые - нет, то они говорят: «Воистину, Аллах может наказать какого-либо человека Огнем, а потом ввести его в Рай». Как об этом нам сообщили достоверные хадисы.
Этот человек, у него есть грехи, за которые он будет наказан, а также благие дела, за которые он войдет в Рай. У него есть ослушание и подчинение. Эти все группы не разногласили относительно его положения, но они разногласили в его названии. Сказали мурджииты, те из них, кто являются джахмитами и те, кто таковыми не являются: «Такой человек верующий с полноценным Иманом».
Ахлю Сунна ва аль-Джама’а считают, что этот человек верующий с неполноценным Иманом и именно по этой причине он подвергнется наказанию. Также у этого человека неполноценное благочестие и богобоязненность по единогласию мусульман.
Можно ли назвать такого человека верующим? Относительно этого существует два мнения и достоверное из них – это то, что касательно этого есть некоторые подробности:
Если речь идет об ахкамах этого мира, подобно искуплению путем освобождения раба, то такой человек является верующим. Также сюда относится, когда нужно знать попадает тот или иной человек под приказы и запреты.
А если же речь идет о его положении в той жизни, то было сказано, что эта группа людей не является верующими, которым был обещан Рай. Напротив, у них есть Иман, который не даст им навечно остаться в Огне и по его причине они войдут в Рай после того, как будут наказаны в Огне, если только Аллах не простит им их грехи сразу же. Поэтому сказали некоторые: «Такой человек верующий по причине его Имана, и грешник по причине его больших грехов» или же: «Он верующий с неполноценным Иманом».
Те же из Ахлю Сунны, кто не называет его верующим, а также му’тазилиты говорят: «Название «грешник» несовместимо с Иманом по причине слов Всевышнего: «Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал» («Комнаты», 11), а также Его слова: «Неужели верующий подобен нечестивцу?» («Поклон», 18). Также сказал пророк ﷺ: «Поношение мусульманина грех, а сражение с ним куфр» (аль-Бухари, 48; Муслим 64). (маджму аль фатава 7/354, 7/525).
Также он сказал: «Полный грешник не лишается полностью имени Имана и не окажется навечно в Огне, как об этом говорят му’тазилиты. Напротив, грешник входит в имя Имана. Например, как пришло в словах Всевышнего: «…он должен освободить верующего раба» («Женщины», 92),хоть он и не входит в категорию людей с полным Иманом. Как пришло в словах Всевышнего: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты…» («Трофеи», 2), а также в словах пророка ﷺ: «Не является верующим прелюбодей, когда прелюбодействует, а также пьющий спиртное, когда пьет, и вор, когда ворует. Также не является верующим тот, кто на глазах у людей отнимает у других что-либо ценное, когда он совершает это» (аль-Бухари № 5578; Муслим№ 57).
Про эту категорию людей говорится: «Они верующие с неполноценным Иманом» или «Верующие по причине своего Имана, грешники по причине своих больших грехов. Им не дается определение полного Имана, но также они не лишаются основы Имана» («аль-Васытыя», шарх шейха Фаузана, стр.161; маджму аль фатава 3/151).
«Разница между «Мутляк аш-шей» и «аш-шей аль-мутляк» заключается в том, что «аш-шей аль-мутляк» - это что-либо полное (совершенное), а «мутляк аш-шей» - это основа чего-либо даже, если она и не полная. Поэтому грешнику не дается имя полного Имана, то есть совершенного, но он и не лишается его основы. Поэтому мы не говорим: «Он неверующий», но мы говорим: «Он верующий с неполноценным Иманом» или «Верующий по причине своего Имана, грешник по причине своих больших грехов». Это и есть мазхаб Ахлю Сунны – мазхаб середины и справедливости. Разногласят с ними относительно этого различные секты. Мурджииты говорят: «Такой человек - верующий с полным Иманом», а хавариджи говорят: «Такой - кафир». Му’тазилиты же поместили его в положение между двух состояний»[171].