Приключение в даумат ал-джандале 30 страница
Абу 'Убайдой и Халидом и армией из 17 000 человек, выступившей из
Иерусалима для того, чтобы подчинить всю Северную Сирию.
291 Согласно некоторым сообщениям, на самом деле договор был подписан с представителями патриарха в Джабийе,
а уже после его подписания 'Умар направился к Иерусалиму и принял капитуляцию города.
* * *
Абу 'Убайда направился в Дамаск, который уже находился в руках
мусульман, а затем — в Эмессу, приветствовавшую его возвращение.
Следующей целью был Кинасарйн, и к нему армия двинулась с
Халидом и Мобильной Гвардией в авангарде. Через несколько дней
Мобильная Гвардия добралась до Хадйра, находящегося в 3 милях к
востоку от Кинасарйна, и там она подверглась нападению большого
римского войска.292
Римским военачальником Кинасарйна был генерал Минас —
выдающийся воин, пользовавшийся любовью своих подчиненных.
Минас понимал, что если он останется в Кинасарйне, то подвергнется
осаде мусульман и в конце концов будет вынужден сдаться, так как в
настоящее время ему не приходилось рассчитывать на помощь
императора. Поэтому Минас решил перейти в наступление и напасть
на авангард мусульман задолго до того, как он подойдет к городу и к
нему присоединится основная часть армии. Во исполнение этого плана
Минас напал на Мобильную Гвардию в районе Хадйра; численность
его войска в источниках не указывается.
Построить конницу к бою было для Халида делом нескольких
минут, и вскоре под Хадйром завязался жестокий бой. В самом начале
сражения был убит Минас, а когда по войску разлетелось известие о
его гибели, римляне озверели от гнева и бросились в яростную атаку,
чтобы отомстить за смерть любимого командира. Однако перед ними
был лучший военный отряд своего времени. Жажда мести обернулась
для римлян полным разгромом, и в бою под Хадйром не уцелел ни
один из них. 293Для Мобильной Гвардии этот бой стал еще одной
очередной победой.
Как только сражение завершилось, жители Хадйра вышли из города,
чтобы приветствовать Халида. Они утверждали, что являются арабами
и не собирались сражаться с ним. Халид принял их капитуляцию и на-
правился к Кинасарйну.
Когда Умар получил сообщения о сражении под Хадйром, он не стал
скрывать своего восхищения военным гением Халида. «Халид —
настоящий полководец, 294 — воскликнул 'Умар. — Аллах, да
смилостивится над Абу Бакром. Он лучше разбирался в людях, чем
я».295 Так 'Умар впервые допустил, что был не прав в оценке Халида.
292 Хадйр существует и в наше время, представляя собой крупную деревню, население которой занимается сельским
хозяйством.
293 Ат-Табари: т. 3, с. 98.
294 В буквальном переводе: «Халид сделал себя полководцем», то есть эта роль естественна для него.
295 Ат-Табари: т. 3, с. 98.
В Кинасарйнской крепости засела та часть римского гарнизона,
которая не пошла с Минасом в Хадйр. Сразу по прибытии Халид
отправил к гарнизону обращение: «Если бы вы были на облаках, Аллах
поднял бы нас или опустил бы вас, чтобы мы могли сразиться с
вами».296 Кинасарйн без проволочек капитулировал перед Халидом.
Битва под Хадйром и капитуляция Кинасарйна произошли примерно в
июне 637 г. (в месяц джумада-л-ула 16 г. хиджры).297
Приезжающий в Кинасарйн в наши дни воображает, что перед ним
предстанут развалины города — древние руины, какие можно
наблюдать в разных уголках Сирии. Однако при ближайшем
рассмотрении он обнаружит, что это не руины, а колоссальные
беловатые скалы и пещеры, которых сама природа сделала похожими
на руины. На самом деле от Кинасарйна не осталось ничего — ни
камня, ни кирпича.
Затем Абу 'Убайда присоединился к Халиду в Кинасарйне, и армия
двинулась к Алеппо, где в крепости находился мощный гарнизон под
командованием генерала Иоахима. Этот генерал, рассуждая так же, как
комендант Кинасарйна, вышел из крепости, чтобы сразиться с
мусульманами в открытом бою, и в 6 милях к югу от города вступил в
бой с Мобильной Гвардией. Там разыгралось кровавое сражение, в
котором римляне были разбиты, а поумневший Иоахим поспешно
отступил назад и укрылся в крепости.
Алеппо представлял собой большой окруженный стеной город, за
пределами которой, на вершине холма, стояла крепость, которая была
меньшего размера, но казалась неприступной. Она имела размер чуть
больше четверти мили в поперечнике, а вокруг нее шел широкий ров.
Мусульмане подошли к крепости и взяли ее в осаду. Иоахим был очень
смелым полководцем и попытался совершить несколько вылазок,
чтобы прорвать осаду, но каждый раз эти действия оборачивались для
него тяжелыми потерями. После нескольких подобных дней римляне
решили оставаться в крепости и ждать той помощи, которую, может
быть, сумеет направить к ним Ираклий. Между тем Ираклий не имел
возможности прислать эту помощь, и четыре месяца спустя, примерно
в октябре 637 г., римляне капитулировали на предложенных условиях.
Воинам гарнизона было позволено спокойно уйти; однако Иоахим не
пожелал уходить. Он стал мусульманином и вызвался служить под
296 Там же.
297 Кинасарйн находился к югу — юго-западу от Алеппо. Города находились в 20 милях друг от друга, если
передвигаться по дороге, и в 18 милях, если отсчитывать по прямой. Кинасарйн стоял на невысокой горной гряде, тянущейся
вдоль современного шоссе Алеппо — Саракиб, однако большая часть города находилась на южном склоне восточной части
гряды, то есть восточнее шоссе. В настоящее время эта горная гряда называется Уллайс, и точно такое же название носит
маленькая деревушка, стоящая там, где прежде, вероятно, находилась юго-восточная оконечность Кинасарйна.
знаменем Ислама. Действительно, в течение нескольких последующих
недель он доказал, что является исключительно способным и
лояльным офицером, сражаясь под началом различных мусульманских
полководцев.
Когда Алеппо пал, Абу 'Убайда направил колонну под
командованием Малика Аштара на взятие 'Азаза, находившегося на
пути в «Рум». Область, которую мусульмане называли Румом,
включала в себя территорию, которая сейчас являетсяЮжной Турцией
восточнее гор Тавр. С помощью Иоахима Малик взял А'заз и подписал
договор с местным населением, после чего они вернулись в Алеппо.
Взятие А'заза и освобождение его от римлян было крайне важно для
того, чтобы не допустить присутствия каких бы то ни было римских
отрядов севернее Алеппо, откуда они могли ударить во фланг или в
тыл мусульманам в ходе следующей крупной операции. Как только
Малик присоединился к армии, Абу 'Убайда пошел на запад брать
Антиохию. (См. карту 28.)
Армия проследовала через Харим и подошла к Антиохии с
восточного направления. Примерно в 12 милях от города, в Махрабе,
где через реку Оронт (ныне называющуюся Ал-Аси) был переброшен
железный мост, мусульмане натолкнулись на крупную армию
защитников Антиохии. Там произошло крупное сражение,
подробности которого летописи не зафиксировали, и римляне были
основательно потрепаны Абу 'Убайдой, в чем вновь заметную роль
сыграли Халид и его Мобильная Гвардия. Если отбросить Аджнадайн
и Иармук, то потери римлян в этом бою считаются наиболее крупными
за всю Сирийскую кампанию, остатки римской армии беспорядочно
побежали к городу. Мусульмане подошли к Антиохии и взяли город в
осаду, однако через несколько дней величаший сирийский город,
столица азиатской зоны Восточной Римской империи, капитулировал
перед мусульманами. Абу 'Убайда вступил в Антиохию 30 октября 637
г. (5-го дня месяца шаввал, 16 г. хиджры). Потерпевшим поражение
римским солдатам было позволено уйти с миром.
После капитуляции Антиохии мусульманские колонны двинулись к
югу вдоль побережья Средиземного моря и захватили Латакию,
Джаблу и Тартус, тем самым освободив от неприятеля большую часть
Северо- Западной Сирии. Затем Абу 'Убайда направился в Алеппо, и в
процессе этого перехода его отряды подчинили оставшуюся часть
Северной Сирии. Халид повел свою Мобильную Гвардию в рейд по
восточным областям вплоть до Евфрата в окрестностях Мунбиджа, но
не встретил особого сопротивления. В начале января 638 г. он
присоединился к Абу 'Убайде в Алеппо.
Теперь вся Сирия была в руках мусульман. Абу 'Убайда оставил
Халида военачальником и правителем Кинасарйна и вернулся с
остальной армией в Эмессу, где приступил к исполнению
обязанностей правителя региона Эмессы, в который входил и
Кинасарйн. Из Кинасарйна Халид должен был следить за северными
рубежами.
* * *
К концу 16 г. хиджры (примерно 637 г. н. э.) вся Сирия и Палестина,
не считая Кайсарийи, которая все еще продолжала держаться,
оказались в руках мусульман. Различные мусульманские военные
командиры приступили к исполнению обязанностей правителей
провинций. 'Амр ибн ал-'Ас в Палестине, Шурахбйл в Иордании,
Йазйд в Дамаске (но в рассматриваемый момент он был занят осадой
Кайсарийи) и Абу 'Убайда в Эмессе. Халид занимал более низкую
административную должность в Кинасарйне, оставаясь под началом
Абу 'Убайды. Такое состояние мира сохранялось в течение нескольких
месяцев до середины лета 638 г., когда над Северной Сирией начали
сгущаться тучи. На этот раз на тропу войны вышли арабы-христиане
Джазйры.
Ираклий больше не мог вернуться в Сирию с помощью военной
силы. На самом деле в то время его больше беспокоила остальная часть
его империи, которая после разгрома его войска под Йармуком и
Антиохии оказалась совершенно не защищенной от мусульман. У
Ираклия осталось мало военных ресурсов, с помощью которых он мог
бы защитить свои владения от армии, которая одерживала одну победу
за другой. Для того чтобы выиграть время и успеть подготовиться к
защите, было необходимо задержать мусульман в Сирии, и он решил
эту задачу, побудив арабов Джазйры предпринять наступление на
мусульман. Связанные с ним узами религии, арабы подчинились его
убеждениям и, собрав десятки тысяч воинов, начали готовиться к
переправе через Евфрат и вторжению в Северную Сирию с востока.
Разведчики сообщали Абу 'Убайде информацию об идущих в
Джазйре приготовлениях. Когда враждебно настроенью арабы
двинулись в путь, Абу 'Убайда созвал военный совет, чтобы обсудить
складывающуюся ситуацию. Халид горячо настаивал на том, чтобы
выйти из городов единой армией и на открытой местности дать бой
арабам-христианам, однако другие генералы предпочитали дать
генеральное сражение под Эмессой. Абу 'Убайда встал на сторону
большинства и призвал к себе Мобильную Гвардию из Кинасарйна и
другие отряды из мест, которые они занимали в Северной Сирии. Он
сконцентрировал свою армию в районе Эмессы и одновременно
сообщил о происходящем 'Умару.
'Умар не сомневался в том, что Абу 'Убайда и Халид справятся с
угрожавшей им в настоящее время нерегулярной армией, однако,
несмотря на это, он решил оказать им помощь и сделал это самым
необычным образом. Он послал распоряжение Са'ду ибн Абу Ваккасу,
мусульманскому главнокомандующему в Ираке, ввести в Джазйру три
армейские колонны: первую, под командованием Сухайла ибн 'Адй,
следовало направить на Ракку, вторую, которой командовал 'Абдаллах
ибн 'Утбан, — на Насйбйн, а третьей, с 'Ийадом ибн Ганамом во главе,
предстояло действовать между двумя другими. (См. карту 29.)
Одновременно 'Умар распрядился отправить на подкрепление Абу
'Убайды 4000 человек под командованием Ка'ка' ибн 'Амра из Ирака в
Эмессу, вдоль берегов Евфрата.
Арабы-христиане подошли к Эмессе, чтобы убедиться в том, что
мусульмане надежно заперлись в крепости и, не зная, что предпринять,
взяли город в осаду. Однако едва началась осада, из Джазйры галопом
прискакали гонцы, сообщая, что мусульмане идут из Ирака на
Джазйру. Теперь арабы-христиане поняли абсурдность своего
положения: пока они сражаются с мусульманами в Сирии, вытаскивая
каштаны из огня для Ираклия, их собственная земля может достаться
мусульманам, наступающим с другого направления. Они сняли осаду и
поспешили назад, в Джазйру, и это было единственно разумное
решение. Ка'ка' прибыл в Эмессу через 3 дня после отхода
арабов-христиан.
Как только три мусульманские колонны из Ирака узнали о том, что
арабы-христиане вернулись домой, они остановились в своем
движении и стали ждать дальнейших распоряжений Са'да. Их миссия
завершилась. Этим точно рассчитанным косвенным маневром 'Умар
без единой выпущенной стрелы заставил отступить армию вторжения,
следовавшую из Джазйры!
* * *
Неудачная попытка джазиреких арабов сразиться с мусульманами
не повредила мусульманам в Сирии. Однако она пробудила в арабах
гнев и заставила их осознать, что они не смогут считать Сирию своим
владением до тех пор, пока не очистят соседние земли от враждебных
элементов. Такие элементы существовали в Джазйре и регионе
восточнее гор Таурус; и их необходимо было уничтожить или
покорить, чтобы создать зону безопасности вдоль сирийских границ.
'Умар решил начать с Джазйры. Он приказал Са'ду подготовиться к
ее усмирению и назначил 'Ийада ибн Ганама командующим на этом
театре военных действий. Са'д велел 'Ийаду продолжать поход в
Джазйру теми силами, которые находились под его началом, и
мусульмане из Ирака вновь двинулись вперед в конце лета 638 г. 'Ийад
действовал тремя колоннами и через несколько недель вторгся в
регион между Тигром и Евфратом, пройдя до Насйбйна и Рухи
(современной 'Урфы). (См. карту 29.) Эта операция обошлась без
кровопролитий.'
Как только была занята часть Джазйры, Абу 'Убайда написал 'Ума-
ру, прося, чтобы 'Ийада перевели под его командование, чтобы он мог
использовать его для рейдов за пределы северной границы. 'Умар со-
гласился исполнить его просьбу, и 'Ийад с частью войска, посланного
из Ирака в Джазйру, прибыл в Эмессу.
Осенью 638 г. Абу 'Убайда направил несколько колонн, в том числе
две под командованием Халида и 'Ийада, в набег на римскую террито-
рию к северу от Сирии до самого западного Тарсуса. Целью Халида
был Мар'аш, и, прибыв к месту назначения, он взял в осаду город, в
котором находился римский гарнизон. К этому времени одного
присутствия Халида было достаточно, чтобы вселить страх в сердца
римлян, и через несколько дней Мар'аш капитулировал при условии,
что гарнизону и жителям не будет причинено вреда. Что касается
материальных ценностей, мусульмане могли взять все, что пожелают.
И мусульмане взяли. Халид вернулся в Кинасарйн, нагруженный
такими трофеями, какие редко удавалось увидеть прежде. Одних
только взятых в Мар'аше трофеев было достаточно для того, чтобы
участники похода обогатились на всю оставшуюся жизнь.
Если бы в юности Халид научился быть скаредным, он стал бы бо-
гатейшим человеком своего времени. В те времена существовал обы-
чай, по которому воин, одержавший победу на поединке, получал все
имущество побежденного врага, и это была награда, достававшаяся
ему
помимо его обычной доли трофеев, захваченных в сражении. В
мусульманской армии Халид сражался в поединках больше, чем
кто-либо другой. Кроме того, его противниками обычно бывали
полководцы, имевшие более дорогие доспехи и оружие, чем другие,
особенно персидские и римские полководцы, у которых одежда была
разукрашена золотом и самоцветами. Таким образом, Халиду
доставалось больше ценностей, чем другим, однако богатство утекало
у него меж пальцев, словно песок. Он любил жить хорошо и проявлять
щедрость. Какое бы богатство ему ни доставалось в бою, его хватало
лишь до следующего сражения. У Халида было множество рабов. Он
многократно женился и имел десятки детей, а на содержание
домочадцев требовалось немало средств. Кроме того, были и солдаты.
После каждого сражения Халид выбирал воинов, которые сражались
лучше других, и делал им дополнительные дары из собственного
кармана.
Это было известно аскетичному и скромному в привычках халифу,
который относился к этому не как к щедрости, а как к излишеству.298
По возвращении Халида изМар'аша произошло то же, что всегда: он
щедро одарил своих солдат. А к тому времени в мусульманской армии
появились некоторые беспринципные личности, которые в чисто
восточном стиле окружали успешных полководцев, пели им хвалу и
получали за это дары. Одним из таких людей был Аш'ас ибн Кайс,
предводитель Кинда, упоминавшийся в части II данной книги. (Он
возглавлял отступнический мятеж своего племени в Йемене и спасся в
последнюю минуту, предав собственных последователей!) Аш'ас был
выдающимся поэтом. Он явился к Халиду в Кинасарйне и прочитал
ему красивое стихотворение, восхвалявшее великого завоевателя, в
награду Халид дал ему 10 000 дирхамов. Через пару недель шпионы
халифа сообщили ему об этом эпизоде, и 'Умар пришел в ярость. Это
было, по мнению 'Умара, уже слишком!
Аш'ас не знал, что, декламируя свои пышные стихи, он на самом
деле рыл яму для военной карьеры Халида.
298 Доходы Халида от поединков и его доля трофеев не являлись частью его жалования, которое у командующего
корпусом колебалось от 7000 до 9000 дирхамов в год (Абу Иусуф: с. 46).
Глава 37
ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ
Незадолго до похода на Мар'аш Халид принял особую ванну. Подобно
тому, как он хорошо делал все остальное, он и ванну принял хорошую.
У него было особое снадобье, приготовленное на основе спирта,
которое, как считалось, при наружном применении оказывало
успокаивающее воздействие на тело. Халид натер тело этим снадобьем
и насладился ванной, из которой он появился сияющим чистотой и
освеженным.
Через несколько дней он получил послание халифа: «До меня
дошло, что ты растирался спиртом. Помни, Аллах запретил спиртное,
как и все, что содержит спирт, равно как он запретил греховное как по
форме, так и по содержанию. Он запретил добавлять спирт в ванну так
же, как запретил пить его. Да не коснется он твоего тела, ибо он —
нечист».
Халид решил, что халиф слишком широко трактует мусульманский
запрет на спиртное. Подобно всем сподвижникам, Халид досконально
знал Священное Писание и знал, что аяты Корана о спиртном касались
только употребления его внутрь и что осуждение крепких напитков
было направлено против пьянства и алкоголизма. Коран ничего не
говорил относительно наружного применения масел и притираний, в
состав которых входил спирт. Халид написал 'Умару ответ, объясняя
способ изготовления вызвавшего негодование халифа препарата с
использованием спиртовой смеси, очищенной кипячением. Он
добавил: «Мы умерщвляем его, чтобы он стал водой для ванны, без
спирта».
В вопросе интерпретации аятов Корана по поводу алкоголя сила
была не на стороне 'Умара. Поэтому он удовольствовался тем, что
написал Халиду: «Боюсь, что дом Мугйры299 полон неправедности.
Аллах, да смилостивится над тобой!»300 На этом все успокоилось. Мы
не знаем, принимал ли Халид свою ванну впредь, вероятно, нет.
Однако ясно, что Халид, отвергнув мнение 'Умара относительно
наружного применения спиртосодержащих препаратов, утратил
благосклонность 'Умара, обретенную им в результате битвы за Хазир.
Вскоре после взятия ХалидомМар'аша, осенью 638 г. (17 г. хиджры),
до 'Умара дошло, что Аш'ас получил 10 000 дирхамов за то, что прочел
__________299 Мугйра — дед Халида.
300 Ат-Табари: т. 3, с. 166.
воспевающие Халида стихи. Этого халиф уже не вынес. «Этому нужно
положить конец!» — думал 'Умар. Он немедленно написал письмо Абу
'Убайде: «Поставь Халида перед общиной, свяжи ему руки его же чал-
мой, сорви с него его шапку. Спроси у него, из каких таких средств он
дарил деньги Аш'асу <...> из своего кармана или из трофеев,
захваченных во время похода? Если он признается, что взял их из
военной добычи, он виновен в растрате. Если он признается, что давал
их из собственного кармана, он виновен в расточительности. В любом
случае, отстрани его и прими на себя его обязанности».301 Это было
весьма необычное послание. Хотя метод суда над виновным,
описанный 'Умаром, был обычным среди арабов, в этом случае
виновный не был обычным человеком. Указания халифа должны были
быть выполнены одним из сподвижников высокого ранга, и для этой
цели 'Умар избрал муэдзина Билала. Он вручил Билалу письмо,
вкратце сообщил ему о его задаче в связи с делом Халида и приказал
ему как можно скорее добраться до Эмессы.
Билал прибыл в Эмессу и вручил послание Абу 'Убайде, который
прочитал его и опешил. Он не мог поверить, что можно так поступить с
Мечом Аллаха, однако приказы халифа следовало выполнять, и Абу
'Убайда послал за Халидом.
Халид покинул Кинасарйн, не подозревая о том, что его ожидало. Он
думал, что его вызывают на очередной военный совет, что, возможно,
предстоит очередной поход в «Рим» или даже полномасштабное втор-
жение в Византийскую империю. Он жаждал новых сражений и новой
славы. Прибыв в Эмессу, он направился в дом Абу 'Убайды и там впер-
вые узнал, для чего он был вызван Абу 'Убайдой. Главнокомандующий
коротко объяснил Халиду, в чем его обвиняет 'Умар, и спросил, при-
знает ли он свою вину. Халид был как громом поражен заявлением Абу
'Убайды и понял, что дело не ограничится допросом или обвинением,
но представляет попытку старого недоброжелателя 'Умара ибн
ал-Хаттаба отстранить его от должности. Он попросил Абу 'Убайду,
чтобы тот дал ему немного времени, чтобы посоветоваться с сестрой, и
Абу 'Убайда согласился подождать.
Халид пошел в дом своей сестры, Фатимы, которая в то время
находилась в Эмессе, объяснил ей, в каком положении он оказался, и
попросил у нее совета. Фатима подтвердила его подозрения. «Именем
Аллаха, — сказала она, — 'Умар всегда будет недоволен тобой. Он
только и хочет, чтобы ты признался в совершении какой-нибудь
ошибки, чтобы можно было отстранить тебя».302
301 Там же: т. 3, с. 167.
302 Ат-Табари: т. 3, с. 167.
«Ты права», — сказал Халид. Он поцеловал сестру в голову и,
вернувшись к Абу 'Убайде, сообщил, что не признает своей вины.
После этого два полководца молча прошли туда, где собралось
множество мусульман, большинство которых бросились вперед, чтобы
пожать Халиду руку. На одном краю находилось возвышение, и Абу
'Убайда и Халид сели на нем лицом к общине. Рядом с Абу 'Убайдой
сидел и чернокожий Билал.
На несколько минут воцарилась мертвая тишина. Мусульмане, как и
Халид, понятия не имели, по какому поводу их собрали. Он не свя-
зывал обвинения, выдвинутые против него 'Умаром, с этим собранием,
ибо ему никогда не приходило в голову, что его подвергнут
публичному суду. Билал вопросительно смотрел на Абу 'Убайду, но
Абу 'Убайда отвернулся от него. Он повиновался указаниям халифа в