II. Слова и заговоры отъ болѣзней младенца.
1. Слова роженицѣ, когда младенецъ не можетъ родиться. Господи Боже, благослови, отче! Есть море окіанъ, на морѣ окіанѣ есть золотой тростникъ, и въ золотомъ тростникѣ сидитъ бѣлая лебедь. Стань, бѣлая лебедь, полети, вырони свое золотое перо, лѣсу на возрастаніе, младенцу на прибыль. Милостивый государь, Спасъ и пречистая Богородица, Архангелъ Михаилъ и вся крестная сила, Николай Чудотворецъ, помогите сей рабѣ Божіей родить отрока или отроковицу. „Говори въ дверяхъ трижды, гдѣ роженица; проговори, двери затвори.“
2. Отъ пpизору младенца въ очи. „Говори на яйцо, на желтокъ, трижды, и тѣмъ мажь гляза“. Есть гумно желѣзное, есть на томъ гумнѣ желѣзномъ стоитъ быкъ желѣзный, и рога и ребра желѣзныя и копыта желѣзныя, бодетъ призоры и лихіе глаза на буйные вѣтры и на холодный сѣверъ; пусть онъ и щемитъ и болитъ и вопитъ отъ сего раба Божія (м).
3. Какъ найдетъ на младенца притча. Матери истопить баню, и въ баню матери итти безъ людей и робя (младенца) выхвостать и вымыть, да вымывши, матери сѣсть близко дверей баенныхъ и говорить: какъ на мори у ключа ни стоитъ, ни лежитъ ни хворость, ни пѣна, такъ бы на рабѣ Божіемъ (м) младенцѣ семъ ни стояла бы, ни лежала ни притча, ни порча, ни людскіе переговоры. Поди ты притча и порча на пустъ лѣсъ, на сухое пенье и на гнилое колодье. „Говори трижды и трижды плюнь черезъ порогъ баенной“.
4. Слова, когда младенецъ не спитъ. И ты возьми надъ пустой хороминой травы, а самъ говори: ты, матица, (потолочная перекладина)
С. 76 |
надъ сей храминой больше всѣхъ, а сія трава надъ тобою; и ты, трава, будь большая надъ симъ дѣтищемъ (м); и какъ въ сей избѣ или въ храминѣ гласу никакого, такъ бы въ сей зыбкѣ (колыбели) у раба Божія (м) не было-бы ни гласу, ни слезъ, ни вопу, ни писку; и какъ въ сей избѣ не говорятъ люди, такъ бы въ сей зыбкѣ сей рабъ (м) ни кричалъ бы и ни вопилъ бы. „Положи ту траву подъ голову ребенка“.
5. Отъ грыжи младенца. Господи, благослови! Есть святее море-окіанъ, на морѣ-окіанѣ есть лежитъ бѣлъ камень, на бѣломъ камени двѣ рябины — двѣ кудрявыя. Есть между двумя рябинами кудрявыми золотая колыбель; въ золотой колыбели лежитъ младенецъ, грызетъ его грызъ. И ты, грызъ, не грызи сего младенца раба Божія (м). Грызъ, грызи кобелей, кость да собаку; и поди ты, грызъ, отъ сего младенца (м) на темные лѣса, за мхи и за болота непроходимые. Милостивый Спасъ и Пречистая Мати Божія и Николай Чудотворецъ и всѣ святые, пристаньте, государи, къ симъ добрымъ словамъ и избавьте сего младенца отъ сея болѣзни, отъ грыжи. „Говори трижды на сѣмена, масло, и друг“.[2]
6. Слова грызны. „Говори на сѣменное масло.“ Какъ тебѣ грызъ у ряпчея камени ни жить, таковожъ тебѣ, грызъ, у того раба Божія младенца (м); какъ же тебѣ, грызъ, ряпчея камени не угрысть, такъ же бы тебѣ, грызъ, сего раба Божія младенца (м) не угрысть; подь (поди) же ты, грызъ, на ольховую красоту, опустися ты, грызъ, въ ольховое коренье, и тамъ тебѣ, грызъ, добро жить и прожиточно, и есть тебѣ тамъ, что ѣсть и пить. „Говори трижды, да то масло дай пить и мажь младенца, гдѣ грызетъ.“
7. Слова младенцу о уроцѣ и скотинѣ. Святый государь Илья пророкъ! поѣдешь, государь, на вѣтренномъ конѣ, разшибешь, государь, алатырь камень въ морѣ; такъ отшиби, государь, отъ сего раба Божія (м) младенца, или отъ сей животины всякіе уроки и всякую порчу и притчу и призоръ и всякую болѣзнь, отъ нынѣ и до вѣка.
8. Отъ младенца. Какъ баба придетъ младенца бабить, и какъ баба отрѣжетъ пупъ и помажетъ тѣмъ пупомъ чело, ноги и на ягодицахъ, и говори: буди младенецъ сей и красенъ и смысленъ, и отъ князей и отъ бояръ и отъ вельможъ и отъ всѣхъ людей честенъ и во вѣки вѣковъ, аминь.
С. 77 |
III. Слова и заговоры отъ болѣзней вообще.
1) Слова отъ грыжи. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть море-окіанъ; на томъ морѣ-окіанѣ есть островъ золотой; и на томъ золотомъ островѣ мужъ золотой; ѣздитъ мужъ золотой на своемъ золотомъ конѣ отъ востока и до запада, отъ сѣвера и до лѣта; и поднимается на небо на воздухѣ; и страститъ подъ собою землю и воду и людей худыхъ, вѣдуна и вѣдуницу, колдуна и колдуниху. Се азъ рабъ Божій (м) избиваю и исцѣляю грыжу и щепоту и всякій недугъ и всякую болѣзнь изъ сего раба Божія (м) въ кряжины и сучье и въ берега глубокіе. И какъ на семъ свѣтѣ утихли буйные вѣтры на синемъ морѣ, такъ бы утихла грыжа и щепота и всякой недугъ и болѣзнь у раба Божія (м); и будь на рабѣ Божіемъ (м) милость Божія, во вѣки вѣковъ, аминь.
2) О томъ же. Сіи слова отъ самаго Iисуса Христа и отъ небесныя силы, отъ востоку и до западу, отъ лѣта и до сѣвера, отъ Адама и отъ Еввы. — Есть на семъ свѣтѣ златое море, а въ томъ златомъ морѣ златъ теремъ, а въ томъ златомъ терему златая лѣствица, по той златой лѣствицѣ златой мужъ ходитъ; въ томъ теремѣ златая кровать, на той златой кровати златая перина, на той златой перинѣ златое изголовье. И ставаетъ златой мужъ со златой кровати, со златой перины и со златаго изголовья, емлетъ 39 ключей, и отмыкаетъ 39 палатъ, и емлетъ 39 мечей и сѣчетъ грыжу напущенную и родимную и пристрѣчную. Есть въ морской глубинѣ кить-рыба и пріѣдаетъ грыжу и болѣзнь у раба Божія (м). Сіи слова наговариваю ни на часъ, ни на недѣлю, ни на мѣсяцъ, ни на годъ, а на вѣкъ человѣческой сему рабу Божіему (м) на здравіе, а морю на славу, а мнѣ рабу Божію (м) на память, во вѣки вѣковъ, аминь.
3) Господи, благослови, отче! Небо синее, море синее! Есть въ томъ морѣ трость; выму трость, — уговорю кость, уйму болѣзнь и щипоту всякую у раба Божія (м) изъ болящаго сердца, къ востоку и западу и къ сѣверу и къ лѣту, на всѣ на четыре стороны, на небесную ширину, отъ раба Божiя (м), нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.
4) Сдуй, сдуй, буйный вѣтеръ, — свѣй, свѣй медвяную росу съ лиственнаго дерева, и такъ сдуй съ раба Божія (м) изъ его костей
С. 78 |
и изъ его жилъ и изъ его суставовъ всю щепоту и всю болѣзнь.
5) Есть въ морѣ камень, въ томъ камени утица, въ той утицѣ яйцо, пригожается то яйцо ко всякому недугу человѣческому и къ уразу и щипотѣ, и пойдетъ отъ того яйца по всѣмъ суставамъ и по всѣмъ жиламъ человѣческимъ ceму рабу Божію (м) на здравіе, а морю на славу, а мнѣ на память.
6) Есть море золотое, въ томъ золотомъ морѣ золотой камень, въ томъ золотомъ камнѣ сидитъ златъ человѣжъ, у того златаго человѣка златъ лукъ въ рукахъ, у того златаго лука златая стрѣла, и той златой стрѣлой пострѣлилъ златаго тура, и въ томъ златомъ турѣ доброе сало, пригожается то сало ко всякой притчи и къ мертвой и живой и къ водяному и къ лѣшему, и пойдетъ то доброе сало по всѣмъ суставамъ и по всѣмъ жиламъ человѣческимъ, — сему рабу Божію (м) на здравіе, а морю на славу, а мнѣ на память.
7) Господи, благослови, отче! Есть море окіанъ, въ томъ морѣ окіанѣ святая баба Соломонида сидитъ на золотомъ стулѣ и прядетъ шелковую кудель на золотое веретенцо, уговариваетъ человѣку рабу Божію (м) уразъ и щепоту и всякую болѣзнь и портежъ и всякой недугъ, и возьметъ тотъ недугъ, и всякую портежную болѣзнь и щепоту у раба Божія (м). И есть у той святой бабы Соломониды золотая кровать, и кладеть тотъ недугъ и всякую болѣзнь и портежъ на той на золотой кровати подъ одѣяло — до вѣка. Аминь.
8) Господи Боже, благослови, отче. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Лежатъ кости мертвыя, лошадиныя и звѣриныя <и> человѣческія, не имѣютъ въ себѣ ни щепоты, никакой болѣзни, ни въ костяхъ, ни въ мозгахъ; такъ бы у меня у раба Божія (м) не было бы ни щепоты, ни болѣзни ни въ костяхъ и ни въ мозгахъ. Какъ лежатъ мѣдь и желѣзо и не имѣютъ въ себѣ ни щепоты, ни болѣзни ни въ суставахъ, ни въ мозгахъ, такъ бы азъ рабъ Божій (м) не имѣлъ въ себѣ ни болѣзни, ни щепоты ни въ костяхъ, ни въ мозгахъ, ни въ суставахъ. Какъ звѣри въ морѣ не имѣютъ въ себѣ ни щепоты, ни болѣзни, такъ бы азъ рабъ Божій (м) не имѣлъ бы въ себѣ ни болѣзни ни въ костяхъ, ни въ
С. 79 |
мозгахъ, ни въ суставахъ. Какъ не имѣетъ въ себѣ камень ни щепоты, ни болѣзни, ни въ костяхъ, ни въ мозгахъ, ни во всѣхъ суставахъ, такъ бы азъ рабъ Божій (м) не имѣлъ бы въ себѣ ни щепоты, ни болѣзни, ни въ костяхъ, ни въ мозгахъ, ни во всѣхъ суставахъ.
9) Отъ трясовицъ (лихорадки) — совѣтъ. Человѣкъ пей вино и клади въ вино пороху пищальнаго.
10) Если у кого зубы болятъ. — И ты поди въ лѣсъ и найди рябину на муровьищи, возьми у нее сердце и спрашивай у ней: болитъ ли у тебя, рябина, коренье и сердце; такъ бы у раба Божія (м) зубы не болѣли во вѣки.
11) Заговоръ, у кого зубы болятъ. — Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Господи Боже, благослови, отче. Стану я рабъ Божій (м) благословясь, пойду перекрестясь и Богу помолясь, изъ избы дверьми, изъ воротъ воротами; пойду азъ рабъ Божiй (м) путемъ дорогою, и встрѣчу азъ рабъ Божій (м) мертвеца и спрошу у мертвеца, скажи ты мнѣ, мертвецъ, рабу Божію (м): „болятъ у тебя зубы и щеки?“ — и речетъ мертвецъ: „не болятъ у меня у мертвеца зубы, и у всѣхъ у мертвецовъ не болятъ ни зубы, ни щеки“. И такъ бы не болѣли ни зубы, ни щеки у меня у раба Божія отъ твоего гробу, а до моего вѣку. — Помози мнѣ, Пречистая Богородица, отъ сей болѣзни зубныя и щепотныя. Святые Архангелы Аристовы, Михаилъ и Гавріилъ, и всѣ силы небесныя, и святый священномученикъ Христовъ Антипа, и святый ангелъ хранитель мой, преданный мнѣ отъ Бога на сохраненіе отъ рожденія моего, сохраните меня отъ сей болѣзни зубныя и щипотныя и червя зубнаго, во вѣки вѣковъ. Аминь.
12) Слова отъ чирьевъ. Когда чирей народится на тѣлѣ, и ты нащупай его перстомъ безъимяннымъ, да возьми ножъ, да очерти кругомъ девять разъ, да трижды на крестъ остріемъ ножичнымъ окрести, да плюнь, и говори: злонравный чирей, отъиди отъ раба Божія (м), иди въ пустой лѣсъ. И другой разъ чирей станетъ, и ты учини такожъ, а самъ говори: Злонравный вередъ, изчезни отъ раба Божія (м), иди и на злаго моего супостата; а въ третій разъ тоже, а больше того не увидишъ и не скажешъ ничего.
13) Отъ чирьевъ (совѣтъ). Обдайся водою, и воду возьми на недвигомомъ камнѣ.
С. 80 |
14) Заговоръ отъ уразу. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть святой окіанъ-море; за окіаномъ-моремъ есть синайская гора, на синайской же горѣ лютъ змѣй поѣдаетъ мерзлое дерево; какъ въ мерзломъ деревѣ нѣтъ ни руди, ни щепоты, ни болѣзни, такъ бы не было у раба Божія (м) ни руди, ни щепоты, ни болѣзни. И коли я рабъ Божій (м) говорю сей стихъ, толь бы скоро у сего раба Божія (м) сія болѣзнь прошла.
15)О томъ же. Есть Волга рѣка; есть на Волгѣ на рѣкѣ мужъ вѣдунъ, и тотъ мужъ вѣдунъ заговариваетъ у раба Божія уразы древяные, уразы костяные, уразы желѣзные, уразы земляные. Да еще у мужа у вѣдуна есть баня парная; въ той въ банѣ въ парной шелковозеленымъ вѣникомъ захвастываетъ вѣдунъ мужъ уразы желѣзные, уразы древянные, уразы костяные и всякіе уразы и отравы и рану кровавую у раба Божія (м).
16)О томъ же. Стоитъ ступа желѣзная; на той ступѣ желѣзной стоитъ стулъ желѣзный; на томъ стулѣ желѣзномъ сидитъ баба желѣзная; и прялица у ней желѣзная и веретено у ней желѣзное; и прядетъ она кудель желѣзную; и зубы и глаза у ней желѣзные; и вся она въ желѣзѣ. И подлѣ той ступы желѣзной стоитъ ступа золотая; и на той ступѣ золотой стоитъ стулъ золотой; на стулѣ золотомъ сидитъ дѣвица золотая, и глаза и зубы золотые, и вся въ золотѣ; и прялица золотая и веретена у ней золотые, прядетъ кудель золотую. Ой, еси, ты, дѣвица, дай ты мнѣ иголку золотую зашить и запечатать всякія раны кровавыя, всякія болѣзни и всякую язву отъ всякаго человѣка и отъ мужеска пола и отъ женска, отъ отрока и отъ отроковицы, отъ чернеца и отъ черницы.
17) Слова уразны. Есть въ морѣ-окіанѣ стоитъ бѣлъ камень, и выходитъ на тотъ бѣлъ камень старъ человѣкъ на исцѣленье и на избавленье болѣзни, прикладываетъ кость къ кости, снимаетъ щипоту и болѣзни и всякіе уразы у сего раба Божія (м) во вѣки вѣковъ, аминь.
18) О томъ же. Господи Боже, благослови. Сидитъ баба на золотой ступѣ, золото прядетъ, пришиваетъ золотой иглою и золотою нитью кровь у раба Божія (м) нутреннюю и сердечную и жильную и порѣзную и всякую недужную.
19) Слова щипотные и уразные. Во имя Отца и Сына и Святаго
С. 81 |
Духа. Есть море-окіанъ. Ѣдетъ изъ окіана моря человѣкъ мѣдянъ, и конь подъ нимъ мѣдянъ, и лукъ его мѣдянъ, и стрѣлы мѣдные, и тянеть крѣпокъ лукъ и стрѣляетъ мѣтко. На мху стоитъ сосна золотая, на соснѣ золотой бѣлка золотая; и подстрѣливаетъ мѣдный человѣкъ бѣлку золотую и вынимаетъ у ней сердце золотое, расколетъ на трое и наговариваетъ и заговариваетъ трои слова щипотные, во вѣки вѣковъ, аминь.
20) Господи Боже, благослови. Есть море золотое. И въ томъ морѣ золотомъ есть кровать золотая, и на той на кровати на золотой сидитъ золотая швейка и держитъ въ золотыхъ рукахъ золотую иголку и шелковую нитку и сшиваетъ у сего у раба Божія (м) тѣло съ тѣломъ, кровь съ кровью, уразъ и щипоту.
21) Кровь заговаривать. Какъ Іуда удавился у горька древа осины, такъ бы унялась кровь у раба Божія (м) нутренняя и сердечная.
22) О томъ же. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть море-окіанъ, есть среди моря-окіана бѣлъ островъ; на бѣломъ островѣ бѣлъ мужъ; у бѣлаго мужа золотая иголка и нитка шелковая; приходитъ къ рабу Божію (м), зашиваетъ рану съ краю на край, съ конца на конецъ, самъ говорить такъ: стой руда въ paнѣ, во вѣки вѣковъ.
23) Слова жильные и кровавые. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть Святое море-окіанъ, есть средь моря-окіана бѣлъ камень алатырь, и сидитъ на бѣломъ камени красная дѣвица, именемъ Анастасія; есть у ней три иглы златые красные и три нитки шолковыя красныя и приходить къ рабу Божію (м), зашиваеть рану сію кровавую безъ отрыжки, чтобы не было ни щепоты, ни болѣло, ни запухло во вѣки вѣковъ. Изъ за сорочинскихь горъ вылетаетъ воронъ двоеглавой, одноглазый, однокрылой, и одноногой и прилетѣлъ къ дѣвицѣ красной къ Анастасіи, ухватилъ три иглы златыя красныя и три нитки шелковыя красныя и понесъ за синее море, уронилъ средь моря на дно. И какъ со дна моря не бывать ни игламъ, ни ниткамъ, такъ бы не бывать руды изъ раны кровавой у раба Божія (м).
21) Кровь заговаривать. Господи Боже, благослови, Отче! „Молви трижды“. При царѣ было Ахавѣ; небо было мѣдяно; земля была
С. 82 |
желѣзна, небо не дало росы, земля не дала плодовъ; такъ бы кровяные раны руда стала посейчасъ у раба Божія (м), чтобы не было въ ранѣ нн щепоты, ни болѣзни и ни крови, сего нова мѣсяца и ветха, на всякой день и на всякой часъ, отъ нынѣ и до вѣка; за молитвъ пречистыя твоея матери, Господи Іисусе Христе Сынѣ Божій, помилуй мя грѣшнаго. Аминь.
25) Отъ порѣзу (совѣтъ). Возми въ лѣтѣ траву, на которой травы живетъ пѣна бѣлая, что слюна, и ту траву возьми да изсуши, да клади на порѣзъ.
26) Слова отъ зябели (озноба). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Истинный Господъ нашъ Іисусъ Христосъ, создалъ ты небо и землю и по всей твари уставилъ на земли четыре вѣтра: востокъ, западъ, югъ и сѣверъ, и море и рѣки и мразы лютые; и по твоему повелѣнію мержетъ море. И сей твой рабъ (м) озяблъ отъ мороза; и уставилъ Ты Господи, праведное солнце на небеси таятъ и согрѣвать море и рѣки и озера и всю землю; такъ и у сего раба Божія (м) согрѣй зябель праведнымъ солнцемъ и ту исцѣли у него и возьми щипоту и болѣзнь.
27) Святая такова, чтобы хмѣльнаго не пить во вѣки. Могила выкопать, гдѣ не знаемо; мертвеца не вынять вонъ; да верхняя доска снять; и саванъ оправить, и пронять сквозь саванъ трижды игла, и взять воды съ берега, и сквозь саванъ и сквозь иглу та вода процѣдить трижды, а самъ говори: Земля-мать, ты меня поишь и кормишь и въ землю тужъ и пойти; и отъ тебя, мать-земля, всякiе плоды исходятъ и добрые и злые и хмѣль, и чтобъ мнѣ рабу Божію (м) того хмѣльнаго питія ни пить, ни зрѣти, ни хотѣти, ни помыслити. Адамъ отецъ мой, а я сынъ твой, избави меня сына своего раба Божія (м) отъ хмѣльнаго питія, чтобы мнѣ ни пить и ни жаждать, ни хотѣть, ни зрѣти, ни слышати; а сказалося бы мнѣ питіе хмѣльное паче всякой горести и смрада. А ты, усопшій, сколько времени лежишь, нисколько хмѣльнаго не пьешь, ни ѣшъ хлѣба, такъ бы мнѣ рабу Божіему (м) хмѣльнаго питія ни пить, ни хотѣть, ни зрѣть, ни слышать, ни подумать до гробной доски. А тебѣ, усопшему, вѣчная память, во вѣки. Аминь. „И надъ водой той говори трижды сіи слова и дай пить; и отъ могилы пошедъ, назадъ пяты ни мало отступи, и загреби того мертваго отъ пятъ“.
С. 83 |
IV. Слова приворожныя.
1) Слова приворотныя. Стану благословясь, пойду перекрестясь, въ чистое поле, въ подсолнечную страну. Тамъ стоитъ сыръ дубъ криковистъ. Стану я рабъ Божій (м) поклонятися и покорятися четыремъ вѣтрамъ и четыремъ вѣхорямъ: станьте вы, четыре вѣтра и четыре вѣхоря, понесите вы тоску, кручину и печали необычные со всѣхъ четырехъ сторонъ, отъ востока до запада, отъ юга и до сѣвера, со всякаго человѣка, съ царя и царицы, съ чернеца и черницы, съ бѣльца или бѣлицы, съ стара или млада ко мнѣ къ рабу Божіему (м) во едино мѣсто. Стану я рабъ Божій (м) покланятися и покорятися четыремъ вѣтрамъ и четыремъ вѣхорямъ: станьте вы, четыре вѣтра и четыре вѣхоря, понесите вы меня раба Божія (м), понесите по солнцу и по мѣсяцу, по звѣздамъ, по лунамъ и по всѣмъ сторонамъ. Гдѣ ее ни увидите, тутъ вложите въ нее тоску, кручину и печаль не обычную; тужила бы та раба Божія (м) по мнѣ по рабѣ Божіемъ (м) въ день при солнцѣ, въ ночь при мѣсяцѣ, во всякой день, во всякую ночь, во всякое время мѣсяца ветха и полна и перекроя. Тоей бы тоски и великія печали сахаромъ не заѣсть и питьемъ не запить, ни съ отцомъ, ни съ матерью не отсидѣться, ни съ братьями, ни съ сестрами, ни съ сусѣдями, ни на вѣтрѣ не проходиться, ни дѣломъ не отдѣлаться, во вѣки вѣковъ, аминь. Хожу я рабъ Божій (м) подлѣ синяго моря, прошу Божія милости. Стану я рабъ Божій (м) поклонятися и покорятися четыремъ вѣтрамъ, четыремъ вѣхорямъ: станьте вы, четыре вѣтра и четыре вѣхоря; сколыблите вы сіе мнѣ синее море, выколыблите вы мнѣ изъ синяго моря бѣль латырь камень. Вынимаю я рабъ Божій (м) изъ подъ латыря бѣла каменя 39 златыхъ ларцовъ, вынимаю огонь палящiй негасимый, мечу на землю. Стану я рабъ Божій (м) покланятися и покорятися четыремъ вѣтрамъ, четыремъ вѣхорямъ: станьте вы, четыре вѣтра, четыре вѣхоря, понесите вы отъ меня отъ раба Божія огнь палящій неугасимый къ рабѣ Божіей (м) по мѣсяцу и по солнцу и по зорямъ и по лунамъ и по звѣздамъ и по всѣмъ сторонамъ; гдѣ ее ни увидите, тутъ вложите въ нее огнь палящій, горѣло бы у рабы Божіей (м) ретивое сердце по мнѣ рабѣ Божіемъ (м) въ день при солнцѣ, въ ночь при мѣсяцѣ; замыкаю золотые ларцы, опущаю златые ларцы подъ бѣлъ латырь камень; мечу златые ключи въ синее море. Какъ не бывать бѣлу латырю каменю изъ синя
С. 84 |
моря, такъ не бывать отъ меня рабѣ Божіей (м). Не прилипайте, мои добрыя слова, ни къ сухому дереву, ни къ смоливому, ни къ скотинѣ, ни къ каменю, — прилипитесь же мои добрыя слова къ рабѣ Божіей (м) въ ея очи, въ сахарныя уста; не падите же, мои добрыя слова, ни на землю, ни на воду, ни на мхи, ни на болота, ни на глубокія ржавчины; падите же, мои добрыя слова, на рабу Божію (м) въ ея ясныя очи, въ сахарныя уста, въ ретивое сердце; будьте же мои добрыя слова, быстрѣе быстрой рѣки, вострѣе востраго ножа. Ключъ и замокъ моимъ словамъ, во вѣки вѣковъ. Аминь.
2) Христе свѣте истинный, да и возбранный воевода! Царь Соломонъ ставаетъ съ окіана-моря, своею мудростію царь Соломонъ владѣетъ сорока сатанами, а у тѣхъ сорока сатанахъ, въ устахъ огонь горитъ, такъ бы горѣло сердце у сего раба Божія (м) властелина (м) ко мнѣ къ рабѣ Божіей (м). И какъ царь Соломонъ владѣетъ тѣми 40 сатанами, такъ бы я владѣла симъ рабомъ Божіимъ.
3) Слова отводныя. Придти къ рѣкѣ, да взять воды въ судно и говорить: Какъ сія вода верхняя съ нижнею не сходится, такъ-бы не сходиться сему рабу Божію (м) съ той рабой Божіей (м) въ утрѣ рано и ввечеру поздно, мѣсяца ветха и полна и перекроя и намежные дни. Какъ сіи крутые берега въ мѣсто не сходятся, такъ-бы не сходиться рабу Божію (м) съ тою рабою Божіею въ утрѣ рано и ввечеру поздно, во вѣки вѣковъ. Аминь.
4) Заговоръ приручать. Ударь челомъ трижды къ западу, не перекрестясь, и трижды говори: Есть оболоко синее; подъ синимъ оболокомъ есть море синее; на морѣ на синемъ есть островъ золотой; на золотомъ островѣ есть камень золотой. И подздынется золотой камень и выдетъ изъ подъ камени 39 братовъ, одну обувь топчутъ, однимъ поясомъ опоясаны, подъ однимъ колпакомъ, вынесутъ 39 топоровъ и 39 сѣкиръ, пойдутъ по острову ступать и найдутъ 39 дубовъ золотыхъ, коренье у дубовъ золотое, и верхи у дубовъ золотые, и вичье золотое, и все то дубье золотое; и начнутъ сѣчь 39 братовъ 39 топорами, 39 сѣкирами, съ 39 сторонъ, 39 дубовъ. И выдетъ изъ моря старъ матеръ (сильный) человѣкъ и спроситъ у 39 братовъ: „на што то дубье сѣчете?“ — и отвѣтъ держатъ 39 братовъ: „надобно кузница золотая соружать,
С. 85 |
и надобно горно золотое соружать, и надобно въ семъ горнѣ золотомъ уголье дубовое роздымить, надобно, чтобы сливалась и слипалась мѣдь и желѣзо во единое мѣсто“. Такъ бы сливалось и слипалось сердце у сей вомры рабы (м) съ тѣмъ рабомъ (м) во единое мѣсто, юность и ярость и похоть, межручныя и ножныя кости въ прелюбодѣйномъ дѣлѣ у вомры рабы (м). „И надобно ковать въ семъ горнѣ золотомъ замки и ключи, надобно замыкать у вомры рабы (м) сердце съ тѣмъ вомромъ рабомъ (м) во единое мѣсто, юность и ярость и похоть, межручныя и ножныя кости и суставы и кровь въ прелюбодѣйномъ дѣлѣ“. Коль жарко въ семъ горнѣ золотомъ уголье дубовое, толь бы жарко шаяло сердце у вомры рабы (м) по мнѣ рабѣ (м), юность и ярость и похоть, межручныя и ножныя кости и суставы и кровь. — „Замкните сердце 39 братовъ!“ — Замыкали сердце 39 братовъ 39 замками, 39 ключами у вомры рабы (м) во единое мѣсто съ тѣмъ рабомъ (м), юность и ярость и похоть, межручныя и межножныя кости и составы и кровь, мѣсяца млада и ветха и перекроя и по всякъ часъ; и замкнули сердце у вомры рабы (м) съ тѣмъ рабомъ (м) во единое мѣсто; и поднялись 39 братовъ на воздухъ и слетѣли за 39 горъ, и не можно тѣхъ 39 братовъ добыть ни старому старцу, ни молодому молодцу, во вѣки вѣковъ. Аминь.
5) Свадьбы отпущать. И ты стань со всѣмъ поѣздомъ предъ образомъ Пречистой Богородицы, да положи десять пироговъ сырныхъ на блюдо, а самъ говори такъ: Святая Госпожа Богородица, родила еси Христа Царя Небеснаго; будь, Государыня, помощница и заступница на всякомъ мѣстѣ, на воды и на земли; князя новобрачнаго стереги со всѣмъ поѣздомъ. И родители-государи, станьте вы, дѣды и бабы и весь родъ мой, и князя новобрачнаго постерегите и поберегите на воды и на земли и на всякомъ мѣстѣ со всѣмъ поѣздомъ. А вамъ, государи, шесть пироговъ, и вы стерегите и берегите отъ ведуна и отъ ведуницы и отъ колдуна и отъ колдуньи и отъ водянаго и отъ лѣшаго и отъ усопшаго и отъ бѣса. „Да пироги платкомъ покрой; пріѣхавъ домой, клади на двери четыре пирога, да пироги опосля съѣшь, да родителей помяни“.
V. Слова ко власти идучи.
1) Говоръ ко власти приходящимъ. Господи Боже, благослови.
С. 86 |
О, Господи Боже! Во имя отца и сына и святаго духа и нынѣ и присно — кротостію и мудростію царя Давида! Какъ царь Давидъ укротилъ и усмирилъ царей и князей еврейскихъ, такъ бы укротилось сердце сего раба Божія (м), ко мнѣ рабу Божіему.
2)Говоръ ко власти идучи. Во имя отца и сына и святаго духа. Обуздай, Господи, враговъ моихъ и супостатовъ, укроти ихъ предомной, аки овецъ, и меня раба Божія (м) уготови на нихъ, аки льва и волка. И какъ обрадуется зоря свѣту и свѣтъ солнцу, и такъ бы обрадовались всѣ православные крестьяне мнѣ рабу Божію (м). И какъ не можетъ никто помыслить зла на красное солнце и на свѣтлой мѣсяцъ и на утреннюю зорю, и такъ бы никто не могъ помыслить на меня раба Божія (м) никакого зла. И сколь есть сладокъ медъ, и столь бы честенъ былъ я рабъ Божій (м) своими пріѣздами и своими приходами, отъ нынѣ и до вѣка. Аминь.
3) Во имя отца и сына и святаго духа. Стану благословясь, пойду перекрестясь въ чистое поле и подпояшусь красною зорею, взойду на небо свѣтлымъ мѣсяцомъ и обтычусь частыми звѣздами. — И какъ частые звѣзды возрадуются свѣтлому мѣсяцу, свѣтлый мѣсяцъ возрадуется красной зори, а красная зоря возрадуется свѣтлому дню, а бѣлой день возрадуется красному солнцу; такъ бы возрадовались мнѣ рабу Божіему (м) князи и бояре и княгини и боярыни и гости и гостиныя жены, христіане и христіанскія жены, отроки и отроковицы. И какъ жить и быть не могутъ безъ хлѣба и безъ соли, и безъ воды и безъ вина, и безъ пива и безъ меду и безъ всякой овощи, такъ бы безъ меня не могли жить по всякой день и по всякой часъ. И какъ и князи и бояре и княгини и боярыни и гости и гостиныя жены, иноки и инокини не могутъ... (Окончанія этого заговора въ рукописи нѣтъ).