Особенности проведения миссионерских встреч
1. Отсутствие частных целей. Основным содержанием миссионерских встреч является постоянный призыв человеческой совести к вере в Единого Бога и во Христа Его, а значит к Покаянию, Обращению, Возрождению и Обновлению всего человека, к единению Его с Богом и Его народом в Любви и Свободе Духа. Главное дело миссионера в его служении — возвещение людям призыва к Покаянию через осознание себя и мира в его бедственном положении в силу противоречия между предчувствием своего высокого призвания в прекраснейшем мире и реальностью господства зла в нем и себе.
2. Беседу строить на принципах «сочувствия», «сострадания», равенства и в форме диалога. Миссионеру по многим причинам не приходится рассчитывать на то, что его будут слушать заинтересованно, или сколько-нибудь продолжительное время. Время для миссии, как правило, очень ограничено, а значит, слово проповедника должно быть по возможности кратким, ясным, точным.
3. Установление доверительных отношений. Необходимо преодолеть равнодушие и теплохладность, установить доверие и контакт, дружественное общение. Современные люди, с одной стороны, не привыкли никому доверять, привыкли везде видеть «двойное дно», материальный или другой корыстный интерес, с другой — испытывают жажду открытого и доверительного общения, готовы откровенно рассказать о себе, как только почувствуют себя в безопасности.
4. Следует затрагивать вопросы, связанные с жизнью, не следует заводить разговор на сложные богословские и догматические темы, если только это не касается жизни слушающих.
А) Для совершенно не подготовленной аудитории это могут быть разговоры не столько непосредственно о Христианстве, сколько связанных с Христианством. Например, о памятниках христианской культуры и искусства, встречи культурно-просветительского характера.
Б) В более подготовленной аудитории можно касаться вопросов, посвященных собственно Христианству, Богу, Церкви. Конкретную тематику таких встреч следует выбирать каждый раз особо, ориентируясь на современный контекст жизни людей. Наша задача - говорить о Христианстве как о жизни (не учении, не культуре, не религии, хотя все это входит в Христианство), а значит, нужно найти то, что наиболее волнует людей сейчас, что требует ответа, разрешения, и соединить это с верой Христовой, показать, что христианство имеет отношение к существу жизни, является ее сердцевиной. Это особенно значимо, если учесть, что приходящие люди, как правило, уже имеют свое, часто негативное, мнение о церкви, поскольку многие с ней «столкнулись» и отошли от нее.
В) В более религиозной аудитории тематика встреч может быть самой разной и очень свободной. В частности, здесь можно затрагивать и вопросы догматического свойства, проблемы храмовой и личной молитвы, говорить о Сыне, Отце и Святом Духе, т.е. о том, что более подробно и основательно может быть раскрыто лишь человеку верующему, сознательному христианину. Также можно показать примеры восприятия Св. писания, передать своего рода «ключ» к пониманию Св. писания, как Ветхого Завета (напр., Псалтири), так и Нового Завета (одного из синоптических евангелий).
5. Задачи миссионерских встреч - разрушение ложных представлений о Боге, о христианстве, о церкви. Этот этап апологетический. У большинства слушающих еще нет христианского духовного опыта, они нуждаются в свидетельстве о таком опыте, с другой стороны, все имеют другой опыт, «призрачный и пустой опыт лжи», который должен быть разрушен. Надо не только познакомиться с людьми, но и выяснить, кто был прежде их богом, затем уже можно показать, кто есть Бог Единый. Каждому человеку «надо показать, что и в наше время быть христианином — не значит стать маргиналом, живущим на духовной, культурной и социальной обочине», что настоящее христианство правдиво и трезвенно, без обмана, «отвечает на самые важные вопрошания современного человека. Поэтому оно не бывает скучно, шаблонно и фанатично». Также необходимо, чтобы у «ищущих» не было предубеждений против церкви, связанных с ложными представлениями о ней. Аванс доверия к церкви, который был в России в начале 90-х годов, сейчас утрачен. Доверие необходимо восстанавливать через свидетельство словом и жизнью о том, что есть Церковь, только тогда «ищущие» станут прислушиваться к христианам, уважать их духовный опыт, смогут «с благодарностью принять попечение о себе церкви».
6. Центром миссионерских встреч является проповедь двух путей. Люди приходят с убеждением, что жизненных путей много, задача проповедника в том, чтобы показать, что их всего два: путь жизни и путь смерти. Через проповедь Живого Бога и проповедь двух путей важно привести человека к исповеданию Христа как Пути, Истины и Жизни. Приведение к сознанию личной греховности, к покаянию, изменению жизни. Важно пробудить в человеке сознание личной греховности и дух покаяния, сокрушение о грехах. Осознав свое недостоинство и греховность, человек должен пожелать освобождения через покаяние и молитву, пожелать познать и исполнить волю Божью о себе и своей жизни, изменить жизнь в соответствии с верой.
7. Научение основам христианской жизни. Людям нужно дать представление об основах христианской жизни: христианской нравственности, молитве, Священном писании. Для ознакомления со Священным писанием можно использовать учительные книги, избранные места из Закона, небольшие подходящие части пророческих книг, первые три, синоптические, Евангелия. По мере обращения человека к вере возможно учить его молиться.