Первая основа: Познание Господа. Деяние согласно этому знанию.
Деяние согласно этому знанию.
3. Призыв к этому.
4. Терпение перед трудностями, возникающими на этом пути.
Доказательством этого является высказывание Всевышнего:
«С именем Аллаха Всемилостивого, Являющего милость! Клянусь предвечерним временем, поистине, человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, и творили праведные дела, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение!» (Аль-‘Аср 103:1-3).
Имам аш-Шафи’и, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, сказал:
"Если бы Аллах не ниспосылал людям другого довода, кроме этой суры, то ее было бы для них достаточно".
Имам аль-Бухари, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, в своем «Ас-сахихе» сказал: «Глава о том, что знание должно быть прежде слов и деяний, доказательством чему является высказывание Всевышнего: "Знай же, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех" (сура «Мухаммад» 47:19). Как видим, Аллах упомянул знание прежде слов и деяний».
Знай, да смилостивится над тобой Аллах, что каждый мусульманин и каждая мусульманка обязаны познать следующие три вопроса и действовать в соответствии с ними.
1. Аллах создал нас, дал нам средства к существованию и не оставил нас предоставленными самим себе. Он отправил к нам Посланника, и тот, кто подчинится ему, войдёт в рай, а кто ослушается его, попадет в огонь. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "Мы послали к вам посланника, свидетельствующего о вас, как послали к фараону посланника. И ослушался фараон посланника, и схватили Мы его хваткой мучительной" (Аль-Муззаммиль 73:15-16).
2. Аллах недоволен, когда к Нему приобщают кого-либо в поклонении, будь то приближенный ангел или посланный пророк.
Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Все мечети (масаджид) принадлежат Аллаху, поэтому не взывайте ни к кому наряду с Аллахом» (Аль-Джинн, 72:18).
3. Кто подчинился посланнику и не приобщал равных к Аллаху, не должен с любовью относиться к тем, кто проявляет вражду к Аллаху и его посланнику, будь тот даже его самым близким родственником. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие" (Аль-Муджадала 58:22).
Знай, да наставит Аллах тебя на путь подчинения Ему, что аль-ханифийя, являющаяся религией Ибрахима, заключается в поклонении одному Аллаху, искренне посвящая Ему религию. Это Аллах повелел всем людям и для этого создал их. Всевышний сказал: "Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне" (Аз-Зарийат 51:56).
Величайшим из повеленного Аллаха является тавхид. Это посвящение поклонения одному лишь Аллаху.
Величайшим из запрещенного Аллахом является ширк. Это поклонение кому-либо и обращение с мольбой к кому-либо наряду с Ним. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему ничего в сотоварищи" (Ан-Ниса 4:36).
Если тебя спросят: "Какие три основы обязательно знать каждому человеку?" - то скажи:
"Познание рабом:
1. своего Господа,
2. своей религии
3. и своего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха”.
Первая основа: Познание Господа
Если тебя спросят о том, кто твой Господь, ответь: "Мой Господь — Аллах, который взрастил меня и все миры Своими милостями. И Он – мой Бог, которому я посвящаю поклонение. Нет у меня, помимо Него, того, кому я посвящаю поклонение. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "(Вся) Хвала – Аллаху, Господу миров" (Аль-Фатиха, 1:2).
Все вещи, кроме Аллаха, относятся к мирам, и я один из этих миров.
Если же тебя спросят: «Как ты познал своего Господа?» - то скажи: «По Его знамениям и творениям».
К Его знамениям относятся ночь и день, солнце и луна. Его творениями являются семь небес и семь земель и те, кто в них, и все, что между ними. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц ни перед солнцем, ни перед луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь" (Фуссилат 41:37).
Всевышний также сказал: "Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем восшествовал на Престол. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды – все они покорны Его воле. Разве не Ему принадлежат сотворение и повеление?! Благословен Аллах, Господь миров" (Аль-А’раф 7:54).
Тот, кто является Господом, тот и заслуживает поклонения. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо – сводом, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему не придавайте Аллаху равных в то время, как вы знаете" (Аль-Бакара 2:21-22).
Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Творец всего этого – именно Он достоин поклонения".
Виды поклонения, которые приказал совершать Аллах, такие, как Ислам, Иман, Ихсан, и к ним относятся Мольба, Страх, Надежда, Упование, Устремление (ар-рагба), Опасение (ар-рахба), Смирение (аль-хушу’), Остережение (аль-хашйа), Обращение (аль-инаба), Просьба о помощи (аль-исти’ана), Прибегание к защите (аль-исти’аза), Просьба о спасении (аль-истигаса), Жертвоприношение, Обет и прочие виды поклонения, которые приказал совершать Аллах, – все они должны посвящаться только Аллаху.
Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Все Мечети (все места поклонения) принадлежат Аллаху, поэтому не взывайте ни к кому наряду с Аллахом» (Аль-Джинн 72:18).
Каждый, кто посвящает что-либо из упомянутых видов поклонения кому-то помимо Аллаха, является многобожником (мушрик) и неверующим (кафир). Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "Тот, кто молится наряду с Аллахом иному богу, по поводу которого у него нет никакого довода, то расчет с ним – у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют" (Аль-Муминун 23:117).
Хадис гласит: "Мольба — сердцевина поклонения".
Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне с мольбой, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»" (Гафир 40:60).
На поклонение в виде страха (аль-хауф) указывает высказывание Всевышнего: "Не страшитесь же их, а страшитесь Меня, если вы являетесь верующими!" (Аль Имран 3:175).
На надежду (ар-раджа) указывает высказывание Всевышнего: "Скажи: «Я всего лишь человек, подобный вам. Мне передается в откровении, что Бог ваш – Бог Единственный. Посему тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и не поклоняется наряду со своим Господом никому" (Аль-Кахф 18:110).
На упование (ат-таваккуль) указывает высказывание Всевышнего: "И на Аллаха уповайте, если вы являетесь верующими" (Аль-Маида 5:23).
Всевышний также сказал: "Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его"(Ат-Таляк 65:3).
На устремление (ар-рагба), опасение (ар-рахба) и смирение (аль-хушу’) указывает высказывание Всевышнего: "Поистине, они спешили к благим делам и взывали к Нам с устремлением и опасением, и были пред Нами смиренными" (Аль-Анбийа 21:90).
На остережение (аль-хашйа) указывает высказывание Всевышнего: "Не остерегайтесь же их, а остерегайтесь Меня" (Аль-Бакара 2:150).
На обращение (аль-инаба) указывает высказывание Всевышнего: "И обратитесь к вашему Господу и предайтесь Ему" (Аз-Зумар 39:54).
На Мольбу о помощи (аль-исти’ана) указывает высказывание Всевышнего: "Только Тебе мы поклоняемся и только у Тебя просим помощи" (Аль-Фатиха 1:5).
В хадисе говорится: "Если просишь о помощи, то проси у Аллаха".
На прибегание к защите (аль-исти’аза)указывают слова Всевышнего: "Скажи: "Прибегаю к защите Господа рассвета" (Аль-Фаляк 113:1), а также: "Скажи: "Я прибегаю к Господу людей" (Ан-Нас 114:1).
На мольбу о спасении (аль-истигаса) указывает высказывание Всевышнего: "Вот вы попросили своего Господа о спасении, и Он ответил вам" (Аль-Анфаль 8:9).
На жертвоприношение (аз-забх) указывает высказывание Всевышнего: "Скажи: «Поистине, молитва моя и жертвоприношение мое, жизнь моя и смерть – ради Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища. Это мне приказано, и я – первый из мусульман" (Аль-Анам 6:162-163).
И из сунны: "Аллах проклял того, кто принёс жертву не Аллаху".
На обет (ан-назр) указывает высказывание Всевышнего: "Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается" (Аль-Инсан 76:7).