Хадис 421. Отправлялся в поездку за три мили или три фарсаха, он совершал намазы по два рак‘ат.
Передают со слов Йахйи ибн Йазида аль-Ханаи, что он спросил Анаса о сокращении намаза. Тот ответил: «Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправлялся в поездку за три мили или три фарсаха, он совершал намазы по два рак‘ата». Этот хадис передали Ахмад, Муслим и Абу Давуд.
Комментарий:
Упоминание в хадисе разных мер длины связано с сомнениями рассказчика по имени Шу‘ба, который не мог вспомнить, какую из них назвал Йахйа ибн Йазид. Богословы высказывали разные мнения по поводу протяженности одной мили. Одни считали, что миля равна шести тысячам локтей (зира‘). Другие считали, что она равна четырем тысячам локтей. При этом они считали, что один локоть равен 24 пальцам (исба‘). Некоторые считали, что миля равна трем тысячам локтей, причем один локоть равен 32 пальцам. Протяженность мили, согласно второму и третьему толкованию, одинаковая. Что же касается фарсаха, то эта персидская мера длины равна трем милям. Если считать, что одна миля равна шести тысячам локтей, то три фарсаха составляют 241/2 км. Если же принять милю за четыре тысячи локтей, то три фарсаха составляют 161/3 км. Это расстояние не является конкретным мерилом для определения минимальной протяженности поездки. Однако мы можем утверждать, что если мусульманин отправляется в поездку за девять миль с намерением покинуть постоянное местожительство, то он имеет право сокращать намаз. Большинство богословов считало, что минимальная протяженность поездки должна равняться четырем баридам, что составляет сорок восемь миль. О доводах этих ученых речь пойдет ниже. Что же касается данного хадиса, то существует мнение, что ранние богословы не опирались на него. Но если бы они поступали так, то он был бы очень убедительным аргументом в их пользу. Поэтому многие современные знатоки хадисов руководствуются именно им. См. «Итхаф аль-Кирам», с. 123.
Следует знать, что разногласиям по поводу минимальной протяженности поездки, в которой разрешено сокращать намазы, посвящены целые исследования. Ибн аль-Мунзир привел около двадцати мнений по данному вопросу. Минимальная продолжительность такой поездки, упомянутая в этих мнениях, составляет одни сутки пути, а максимальная - путешествие любой продолжительности вплоть до возвращения домой. Однако существуют свидетельства того, что Ибн ‘Умар разрешал сокращать намаз даже в поездке за одну милю. Об этом сообщил Ибн Абу Шейба через достоверную цепочку рассказчиков. Этому же мнению отдал предпочтение Ибн Хазм, сославшись на общий смысл слов Аллаха: «Когда вы странствуете по земле…» (4:101). Помимо того, как отметил ученый, в хадисах Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и высказываниях сподвижников также нет конкретного определения поездки, в которой разрешается сокращать намаз. Аргументами в пользу того, что в поездке протяженностью меньше одной мили сокращать намаз нельзя, Ибн Хазм назвал сообщения о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправлялся хоронить мусульман на кладбище аль-Баки‘, удалялся от людей для отправления естественных нужд, но не сокращал намазы.
Тем не менее, как сообщил ан-Навави, многие богословы захиритского толка разрешали сокращать намаз в поездке протяженностью три мили. Они опирались на очевидный смысл хадиса Анаса. Однако, как отмечали многие ученые, сподвижник не имел в виду общую протяженность такой поездки, а лишь хотел указать, когда именно можно сократить намаз в первый раз. Такое истолкование противоречит версии аль-Бейхаки. В ней сообщается, что Йахйа ибн Йазид сказал: «Я спросил Анаса о сокращении намазов, так как иногда, отправляясь в Куфу (из Басры), я совершал намазы из двух рак‘атов. Я поступал так вплоть до возвращения домой». Таким образом, Анасу был задан вопрос не о начале сокращения намазов, а об общей протяженности поездки, в которой можно сокращать молитвы.
Малик, аш-Шафи‘и, аль-Лейс, аль-Ауза‘и, а также многие знатоки хадисов не разрешали сокращать намазы в поездке протяженность меньше двух переходов. По оценке ан-Навави, это расстояние равняется 48 хашимитским милям. Абу Ханифа и куфийские ученые не разрешали сокращать намазы в поездке протяженность меньше трех переходов. Передают, что этого мнения придерживались также ‘Усман, Ибн Мас‘уд и Хузейфа. Эти и другие похожие суждения опираются на оценки протяженности поездок Пророка, мир ему и благословение Аллаха, во время которых он сокращал намазы, однако этого не достаточно для того, чтобы установить минимальную протяженность подобной поездки.
Мухаммад аль-Бакир, Джа‘фар ас-Садик, Ахмад ибн ‘Иса и др. разрешали сокращать намазы в поездке продолжительностью одни сутки. Они опирались на восходящий хадис, переданный аль-Бухари, Муслимом и др. со слов Абу Хурейры: «Женщине, уверовавшей в Аллаха и Последний день, не дозволено отправляться в поездку продолжительностью один день и одну ночь, если рядом с ней нет махрама». Однако в версии аль-Бухари, переданной со слов Ибн ‘Умара, говорится о трех днях и трех ночах, а в версии Абу Давуда - об одном бариде. Эти предания тоже не могут служить основанием для определения минимальной протяженности поездки, так как из них следует лишь то, что женщина не имеет права отправляться в любую поездку без махрама, т.е. близкого родственника.
Проанализировав хадисы на эту тему, имам аш-Шаукани пришел к заключению, что самым надежным мнением можно считать позволение сокращать намазы в путешествии протяженностью не менее трех фарсахов. Это суждение опирается на хадис Анаса, и поскольку рассказчик сомневался по поводу меры длины, безопаснее принять во внимание наибольшую из них, т.е. фарсах. После аш-Шаукани указал на существование хадиса Абу Са‘ида, переданного Са‘идом ибн Мансуром: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сокращал намаз, когда отправлялся в поездку протяженностью один фарсах». Ибн Хаджар привел этот хадис в “ат-Талхисе”, не дав ему оценки. Таким образом, если это сообщение достоверно, то один фарсах - минимальная упомянутая в сунне протяженность поездки, когда разрешается сокращать намаз. Если же поездка короче, то сокращать намаз в ней не следует, если только нет доказательств того, что такую короткую поездку можно назвать путешествием (сафар) с точки зрения арабской филологии и шариата. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 199-201.