Среди людей есть и такой, который приносит в жертву душу свою, желая заслужить благоволение Аллаха. А Аллах – Благоволящий к рабам»[17].
В своей известной книге «Шарх Нахдж аль-балага» суннитский богослов VII в.х. Ибн Абильхадид указывает, что все комментаторы едины во мнении о том, что этот айат был посвящен Али ибн Аби Талибу(мир ему!) и был ниспослан, чтобы воздать ему должное после того как в ночь, вошедшую в историю как Лайлат аль-мабит,[18] он добровольно занял место Пророка (да благословит Аллах его и род его!) в его постели. Эта история настолько широко известна, что отрицать ее истинность может только невежда или безумец.
Суть истории в том, что язычники Мекки решили выбрать по одному человеку от каждого племени и послать их всех вместе убить Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), чтобы племя Бани Хашим не могло им отомстить за его кровь. Они полагали, что таким образом они станут свободными от призыва Пророка. Однако Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) вовремя узнал об этом преступном заговоре. Вот тогда-то Али ибн Аби Талиб(мир ему!) и проявил готовность занять место Пророка в его постели, чтобы тот мог избежать опасности и покинуть Мекку.
Как только Али(мир ему!) лег в постель вместо Пророка (да благословит Аллах его и род его!), Господь призвал двух Своих ангелов Гавриила и Микаила и спросил, кто из них готов отдать жизнь за другого. Но ни один из них не высказал согласия сделать это. Тогда Господь велел им посмотреть, как Али ибн Аби Талиб(мир ему!) приготовился отдать свою душу за жизнь Пророка (да благословит Аллах его и род его!).
В передаче многих суннитских богословов говорится, что этот айат был ниспослан в честь Али ибн Аби Талиба(мир ему!) в ночь, названную Лайлат аль-мабит, когда он занял место в постели Пророка (да благословит Аллах его и род его!), а тот тем временем перебрался в Медину. [19]
Имам Али (мир ему!) совершил поступок, который заставил восхищаться все человечество, он заключил самую выгодную сделку и эта сделка, в которой человек продает самое дорогое, что у него есть – его собственную душу – своему Создателю, Аллаху. Этот поступок совершается не ради райских садов и не во имя спасения от пламени ада, но просто для того, чтобы заслужить Его расположение, ведь сказано в айате: «желая заслужить благоволение Аллаха».
Рассказ № 7
Первый уверовавший
Через три года после начала посланнической миссии, Всевышний Аллах велел Своему Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его!) объявить о своем предназначении. По этому поводу был ниспослан следующий айат:
﴿وَأَنذِرْ عَشِيرَتَكَ الْأَقْرَبِينَ﴾
И увещевай свою ближайшую родню»[20].
Пророк (да благословит Аллах его и род его!) собрал старейшин рода «Бани Хашим», число которых достигало примерно сорок человек. Он приготовил им обед и после того, как они отведали его, Пророк (да благословит Аллах его и род его!) обратился к ним со словами:
«Я принес вам наилучшее этого и Иного мира. Всевышний Аллах велел мне призвать вас к этому. Кто из вас поможет мне в распространении этой религии, тот будет моим братом, (а после меня) васый (преемник, наследник) и халифом среди вас». Пророк (да благословит Аллах его и род его!) трижды повторил это, и каждый раз никто не откликался на его призыв, кроме Али(мир ему!). Тогда милостивый Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал:
إِنَّ هَذَا أَخِي وَ وَصِيِّي وَ خَلِيفَتِي فِيكُمْ فَاسْمَعُوا لَهُ وَ أَطِيعُوا
«Поистине, он (т.е. Али) является моим братом, преемником и халифом среди вас, так слушайтесь его и подчиняйтесь!»[21].
Рассказ № 8
Истинные рабы Господа
В Священном Коране, в суре «Аль-Инсан» говорится:
﴿يُوفُونَ بِالنَّذْرِ وَيَخَافُونَ يَوْماً كَانَ شَرُّهُمُسْتَطِيراً. وَيُطْعِمُونَ الطَّعَامَ عَلَى حُبّـِهِ مِسْكِيناً وَيَتِيماً وَأَسِيراً. إِنَّمَا نُطْعِمُكُمْ لِوَجْهِ اللَّهِ لاَ نُرِيدُ مِنكُمْ جَزَآءً وَلاَ شُكُوراً. إِنَّا نَخَافُ مِن رَبّـِنَا يَوْماً عَبُوساً قَمْطَرِيراً. فَوَقَاهُمُ اللَّهُ شَرَّ ذَلِكَ الْيَوْمِ وَلَقَّاهُمْ نَضْرَةً وَسُرُوراً﴾
Они исполняют свои обеты и страшатся дня, бедствия которого простираются [повсюду]. Они кормят едой бедняка, сироту и пленника, хотя сами нуждаются в ней, и [говорят]: «Мы лишь ради Аллаха кормим вас и не требуем от вас ни воздаяния, ни благодарности! Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, грозный День». И Аллах избавил их от бедствий того дня и пролил на [лик] их блеск [блаженства] и радости»[22].
Известный сподвижник Пророка (да благословит Аллах его и род его!), Ибн ‘Аббас, рассказывает следующую историю. Однажды, когда Хасан и Хусейн(мир им!) заболели, Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!), сопровождаемый группой сподвижников, зашел навестить больных. Гости предложили его светлости Али(мир ему!) дать зарок три дня поститься ради выздоровления Хасана и Хусейна(мир им!). Али, Фатима(мир им!) и их служанка Фидда дали обет, что в случае выздоровления, они будут соблюдать этот пост.
После этого больные быстро поправились, и в семье начался первый день поста, но еды в доме было крайне мало, и Имаму Али(мир ему!) пришлось одолжить немного ячменя. Ее светлость Фатима (мир ей!) перемолола одну треть и испекла хлеб.
С наступлением вечера, когда все готовились разговеться, к их дому подошел бедняк и сказал: «Мир вам, семья Мухаммада. Подайте хлеба нищему мусульманину. Да вознаградит вас Аллах за это Своими дарами». И все отдали бедняку свою долю. В этот вечер они разговелись только водой.
На следующий день они снова постились. И как в предыдущий день, к их дому пришел за подаянием сирота. И они отдали ему свой хлеб и остались только с водой.
На третий день к ним пришел пленник, и они снова проявили свое милосердие и остались без пищи.
На четвертый день Али (мир ему!), взяв с собой Хасана и Хусейна (мир им!), отправился к Пророку (да благословит Аллах его и род его!). Когда Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) увидел, что они дрожат от голода, он сказал: «Мне больно видеть вас в таком состоянии». Затем он встал и отправился с ними в их дом. Фатима (мир ей!) в это время молилась. Ее живот ввалился, глаза запали. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) был потрясен. И тогда с небес снизошел ангел Джабраил (мир ему!) и сказал: «О, Мухаммад, вручаю тебе эту суру. Аллах поздравляет тебя с такой семьей». Затем Джабраил (мир ему!) прочел суру «Аль-Инсан» (Человек).
Эта история цитируется многими суннитскими комментаторами. Они едины в мнении о том, что эта сура была посвящена семейству Пророка (мир им!).
Рассказ № 9
Битва «Бадр»
Во втором году хиджры, 17 числа месяца рамадан в местечке Бадр, находящемся между Меккой и Мединой, произошло сражение, в которой мусульмане одержали триумфальную победу над язычниками. Битва при Бадре, в которой сравнительно малочисленный отряд одержал победу над превосходящими силами хорошо вооруженного противника, служит демонстрацией превосходства волиАллаха над волей человека и одновременно - превосходства истины над заблуждением и веры – над неверием. Вот как Всевышний говорит в Коране об этом сражении:
﴿وَلَقَدْ نَصَرَكُمُ اللّهُ بِبَدْرٍ وَأَنتُمْ أَذِلَّةٌ فَاتَّقُواْ اللّهَ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ﴾
«Прежде помог вам Аллах при Бадре, когда были вы слабы. Бойтесь же Аллаха, быть может, возблагодарите вы [Его]»[23].
Группа иудеев заявила, что это событие следует считать подтверждением истинности пророческой миссии Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), поскольку соответствующее предсказание они нашли в Торе.
Накануне битвы при Бадре язычники Мекки призвали жителей города выступить против мусульман. они приказали всем мужчинам взяться за оружие и пригрозили, что за отказ от участия в сражении, будут разрушать их дома и отбирать имущество.
В битве при Бадре мусульмане сражались против неверных. Нехватка сил и средств у некоторых из первых мусульман затрудняла их участие в Священной войне с врагами веры. В отряде мусульман было триста тринадцать человек, в том числе семьдесят семь мухаджиров и двести тридцать шесть ансаров, которыми командовал Са’д ибн Убада. В распоряжении мусульман было всего лишь семьдесят верблюдов, два коня, шесть комплектов боевых доспехов и восемь мечей, в то время как противостоявшие им язычники имели тысячу воинов и сто коней.
Вражеское войско под командованием Аби Суфьяна двинулось на мусульман. В начале на арену борьбы вышли три известных богатыря из язычников: Утба, Шийба и Валид ибн Утба и потребовали противников. Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) отправил на борьбу с ними Али (мир ему!), Хамзу (да будет доволен им Аллах!) – своего дядю, и Убайду ибн Харис ибн ‘Абд аль-муталлиб. Али (мир ему!) очень быстро расправился с Валид ибн Утба, своим противником, и затем поспешил на помощь Хамзе (да будет доволен им Аллах!) и Убайде. Язычников, ставших свидетелями смерти своих соплеменников, охватил страх перед мусульманами. На арену борьбы выступили другие воины языческого войска, большинство которых было убито мечом Али (мир ему!). Мужество его светлости принесло победу мусульманам в сражении Бадр.
Мусульмане выиграли сражение, потеряв при этом двадцать два человека. Среди павших за веру было четырнадцать мухаджиров и восемь ансаров. В битве при Бадре мусульмане нанесли противнику вдвое больший урон: они не только убили семьдесят вражеских солдат, но и захватили в плен еще семьдесят из них.
Мусульмане с гордостью возвратились в Медину, а Али(мир ему!) прославился среди арабов как удивительно храбрый и непобедимый воин.
Рассказ № 10
Битва «Ухуд»
Ухуд – это название большой известной горы, находящейся приблизительно в шести километрах от Медины. Сражение Ухуд произошло в месяце шавваль третьего года хиджры у подножья этой горы.
Позорное поражение Курайша в битве Бадр, в которой были убиты курайшиты, подготовило почву для другого сражения. Абу Суфьян собрал и оснастил войско в пять тысяч пеших и конных воинов и повел его на Медину.
Узнав об этом, Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) выступил из Медины, чтобы выстроить свое войско у подножия горы Ухуд. Когда Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) скомандовал выступить к подножию горы Ухуд, лицемеры остались в Медине, сославшись на то, что у них нет уверенности в том, что битва действительно состоится. Некоторые из мусульман, чья вера была еще слаба, последовали их примеру и не пошли сражаться. Пророк (да благословит Аллах его и род его!)сам выстроил войско правоверных и разместил его на позициях для сражения. Знамя Ислама он доверил Али(мир ему!), как это обычно было во всех битвах.
Итак, битва началась, и многих курайшитов настиг острый меч Али(мир ему!). Знаменосец Аби Суфьяна, Талха ибн Аби Талха, прозванный за свою необыкновенную силу тараном войска, вызвал Али(мир ему!) на бой. Его светлость нанес столь мощный удар по голове противника, что глаза Талха вышли из орбит и он, заревев, замертво упал на землю. Затем брат Талхи взял знамя и также был убит. Хамза(мир ему!), дядя Пророка (да благословит Аллах его и род его!), мужественно рубил курайшитов.
Вначале мусульмане сражались сплоченно и мужественно, и удача была на их стороне. Но неповиновение части бойцов, которые оставили позиции и отправились собирать трофеи, изменило соотношение сил, и мусульманское войско начало терпеть поражение. Они стали убегать с поля боя. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) же получил ранение в лоб и сломал зуб. Его охраняли лишь Али(мир ему!) и двое других мусульман. Али (мир ему!) с храбростью льва отражал атаки язычников, со всех сторон нападавших на Пророка, и подобно бабочке кружился вокруг своей свечи, т.е. Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!).
Преданность Али(мир ему!) в битве Ухуд открыла блестящую страницу в истории его жизни, украшенную золотыми строчками слов ангела Джабраила (мир ему!), говорившего:
لاَ سَيْفَ إِلاَّ ذُوالْفِقَارِ وَ لاَ فَتىً إِلاَّ عَلِيّ