А. Святой Дух наделяет силой
1. Он дает жизнь. В царстве природы именно Святой Дух исполняет роль подателя жизни всем существам на земле, в небе и в море, ибо «пошлешь дух Твой — созидаются» (Пс. 103:30). И наоборот, если бы Бог «обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее [вселенной] и дыхание ее, — вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:14,15). Здесь мы ви-дим роль Духа в даровании и поддержании жизни человека и животных.
2 См. обсуждение нового рождения в гл. 33. Кроме того, как мы утверждаем в гл. 38, выражение «крещение Святым Духом» используется в Новом Завете (напр., в 1 Кор. 12:13) для обозначения работы Святого Духа в то время, когда мы становимся христианами (хотя в наши дни многие приверженцы евангелических церквей, особенно харизмати-ческой и пятидесятнической, считают, что выражение «крещение Святым Духом» отно-сится к тому, что совершает Святой Дух после обращения.
3 С живительной работой Святого Духа связан и тот факт, что Он «запечатлевает» нас, чтобы не дать истинным верующим отпасть от Бога и утратить свое спасение (Еф. 1:13).
Аналогичную роль Святой Дух исполняет, давая нам жизнь в новом рожде-нии2. Иисус сказал Никодиму: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:6,7; ср.: ст. 5, 8; 6:63; 2 Кор. 3:6). Он сказал также: «Духжи-вотворит, плоть не пользует ни мало» (Ин. 6:63; ср.: 2 Кор. 3:6; Деян. 10:44-47; Тит. 3:5)3. С этой животворной функцией Святого Духа согласуется тот факт, что именно Святой Дух зачал Иисуса во чреве Его матери, Марии (Мф. 1:18,20; Лк. 1:35). А в тот день, когда Иисус возвратится, не кто иной, как Святой Дух, совершит живительную работу возрождения наших смертных тел: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).
2. Он дает силы для служения. 1) Ветхий Завет. В Ветхом Завете Святой Дух часто наделял людей возможностью для особого служения. Он наделил Иисуса Навина способностями вождя и мудростью (Чис. 27:18; Втор. 34:9), а судей Израиля — силами, необходимыми для освобождения народа от притеснителей (обратите внимание, как «Дух Господень сходит» на Гофониила в Суд. 3:10, на Гедеона в 6:34, на Иеффая в 11:29 и на Самсона в 13:25; 14:6,19; 15:14). Дух Божий сошел на Саула, чтобы поднять его на борьбу с врагами Израиля (1 Цар. 11:6), а когда Давид был помазан на царство, «почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:13), давая Давиду все необ-ходимое для исполнения миссии царствования, к которой призвал его Бог4. Несколько по-другому одарил Святой Дух Веселиила, которого Он исполнил «разумением, ведением и всяким искусством» для строительства и изготовле-ния внутреннего убранства скинии (Исх. 31:3; 35:31), а также вложил в его серд-це способность обучать этому мастерству других (Исх. 35:34)5.
Кроме того, Святой Дух защищал Божий народ и давал ему силы для по-беды над врагами. Например, Бог поместил Свой Дух в самую гущу народа во времена исхода (Ис. 63:11,12), а много лет спустя, после возвращения из пле-на, Его Дух пребывал в народе, защищая и спасая его от страха (Агг. 2:5). Когда Саул пытался захватить Давида силой, Святой Дух сошел сначала на слуг Саула (1 Цар. 19:20), а затем и на самого Саула (ст. 23), вынудив их упасть на землю и пророчествовать часами, сорвав тем самым достижение цели Саула и подвергнув его унижению в ответ на коварство по отношению к Давиду и Са-муилу. Когда Иезекииль произносил силой Святого Духа суд на некоторых вождей Израиля (Иез. 11:5), один из них, по имени Фалтия, действительно умер (Иез. 11:13). Таким путем Святой Дух незамедлительно привел приговор в исполнение.
И наконец, Ветхий Завет предсказывает, что наступит время, когда вся полнота и сила Святого Духа почиет на Рабе-Мессии:
И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух со-вета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним ис-полнится (Ис. 11:2,3).
Исайя пророчествовал, что Бог скажет об этом грядущем Рабе: «Положу дух Мой на Него» (Ис. 42:1), а Сам Он скажет: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня» (Ис. 61:1; ср.: Лк. 4:18).
4 Очевидно, обращаясь к Богу с просьбой не отнимать у него Святого Духа, Давид имеет в виду способности, необходимые для царствования: «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:13). Помня, какую роль сыграл Святой Дух при помазании Саула на царство и как Он оставил Саула, почив на Давиде (ср.: 1 Цар. 16:13 и ст. 14), Давид, совершив грех с Вирсавией (см.: Пс. 50:2), молит о том, чтобы Бог не поступил с ним, как с Саулом.
s В Ветхом Завете Святой Дух изливается и на пророков, давая им откровения, но я рассматриваю эту функцию ниже («Святой Дух открывает»).
Прежде чем завершить обсуждение наделения Святым Духом в Ветхом Завете, следует отметить, что иногда говорится, что в Ветхом Завете в народе не совершалась работа Святого Духа. Это представление основывается главным образом на словах Иисуса ученикам в Ин. 14:17: «Он с вами пребывает и в вас будет». Но мы не должны делать отсюда вывод, что работа Святого Духа не со-вершалась до Пятидесятницы. Хотя в Ветхом Завете не так часто говорится о людях, имевших в себе Святого Духа, несколько примеров можно привести: Святым Духом был исполнен Иисус Навин (Чис. 27:18; Втор. 34:9), Иезеки-иль (Иез. 2:2; 3:24), Даниил (Дан. 4:8,9,18; 5:11) и Михей (Мих. 3:8)6. Это озна-чает, что, говоря ученикам, что Святой Дух «с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:17), Иисус не подразумевает, что существует абсолютное различие между ветхозаветной и новозаветной работой Святого Духа. Точно также Ин. 7:39 («еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прослав-лен») не означает, что до Пятидесятницы в жизни людей не совершалась рабо-та Святого Духа. Очевидно, в обоих этих отрывках по-разному выражена одна и та же мысль: работа Святого Духа, открывшаяся во всей полноте после Пятидесятницы, в то время еще не проявилась в жизни учеников. Святой Дух не изливался на них таким образом, каким Бог обещал наделять людей с на-ступлением новозаветной эпохи (см.: Иез. 36:26,27; 37:14; Иоил. 2:28,29). В том смысле, который придается работе Святого Духа в этих пророчествах, в учениках Дух еще не действовал7.
6 Мы знаем, что до Пятидесятницы в Новом Завете Святым Духом были исполнены Иоанн Креститель (Лк. 1:15), Елисавета (Лк. 1:41) и Захария (Лк. 1:67).
7 Более подробное обсуждение различий в работе Святого Духа в Ветхом Завете и в Новом Завете см. в гл. 38.
2) Новый Завет. Работа Святого Духа в Новом Завете впервые и наиболее полно проявляется в Его излиянии на Иисуса как Мессию. Святой Дух со-шел на Иисуса при крещении (Мф. 3:16; Мк. 1:11; Лк. 3:22). Иоанн Крести-тель сказал: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на нем» (Ин. 1:32). Следовательно, Иисус подвергся искушению в пустыне, «ис-полненный Духа Святого» (Лк. 4:1), а после искушения, в начале Своего слу-жения, «возвратился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк. 4:14). Проповедуя в синагоге в Назарете, Иисус возвестил, что пророчество Исайи исполнилось в Нем: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным осво-бождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18,19). Сила Святого Духа проявилась за-тем в жизни Иисуса в ряде чудес, когда Он изгонял бесов словом и исцелял тех, кто приходил к Нему (Лк. 4:36,40,41). Святому Духу было угодно пребывать в Иисусе и наделять Его силой, ибо абсолютная нравственная чистота жизни Иисуса доставляла Ему огромную радость. В контексте беседы о Своем служе-нии и об Отцовском благословении этого служения Иисус говорит: «Не ме-рою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин. 3:34,35).
Святой Дух наделил учеников Иисуса способностями для различных ви־ дов служения. Иисус пообещал им: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8)8. Известно несколько примеров того, как Свя-той Дух наделял первых христиан, распространявших Евангелие, способное-тью творить чудеса (Стефан в Деян. 6:5 и Павел в Рим. 15:19; 1 Кор. 2:4). Но Святой Дух также наделял великой силой проповедь ранней церкви, так что ученики, исполнившись Святого Духа, провозглашали Слово в силе и с дерз-новением (Деян. 4:8,31; 6:10; 1 Фес. 1:5; 1 Пет. 1:12). Вобщем, можно сказать, что Святой Дух доносит Благую весть так, что она действенно запечатлевает-ся в человеческих сердцах. Новый Завет завершается словами Святого Духа и церкви, в один голос призывающих людей к спасению: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди!» (Отк. 22:17). По суще-ству, Святой Дух продолжает ежедневно обращаться к сердцам людей не только в провозглашении Евангелия, но и в чтении Писания (см.: Евр. 3:7 и 10:15, где автор цитирует отрывок из Ветхого Завета и говорит, что эти слова произ-носит его читателям Святой Дух).
8 Слово, переведенное здесь как «сила» (δύναμις), встречается в Книге Деяний еще девять раз. В одном случае (4:33) неясно, относится ли эта «сила» к проповеди, убеждаю-щей слушателей, или к чудесным знамениям, сопровождающим проповедь. Но в других восьми случаях (2:22; 3:12; 4:7; 6:8; 8:10 [в этом стихе — по отношению к волхвованию], 13; 10:38; 19:11) этим словом обозначается способность творить чудеса. Данное значение понятия δύναμις получает дополнительное подтверждение его частым использованием в Евангелии от Луки по отношению к способности творить чудеса. Поэтому, когда Иисус обещает ученикам в Деян. 1:8, что они примут «силу», когда на них сойдет Святой Дух, по-видимому, они должны были истолковать Его слова в том смысле, что истинность Благой вести будет доказана, по меньшей мере, способностью Святого Духа творить чу-деса. Учитывая, что ближайший контекст этого высказывания говорит о том, что они будут свидетелями Иисусу, ученики могли понять Его слова в том смысле, что они при-мут силу Святого Духа, чтобы проповедовать, обличать грехи и пробуждать веру в люд-ских сердцах. Сила их проповеди проявилась в последующих событиях, напр., когда слушатели Петра «умилились сердцем» (Деян. 2:37) или когда «многие... из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч» (Деян. 4:4).
9 Греч, слово φανέρωσις, переведенное как «проявление», означает то, что раскры-вает, делает людям явным или понятным. Родственное прилагательное φανερός озна-чает «видимый, ясный, легко различимый, открытый, очевидный, известный» (BAGD, р. 852).
Еще одним аспектом подготовки христиан к служению является деятель-ность Святого Духа по наделению христиан духовными дарами. Перечислив разнообразные духовные дары, Павел говорит:«Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11). По-скольку Святой Дух — это Тот, Кто показывает присутствие Бога в мире, неуди-вительно, что Павел называет духовные дары «проявлением» Духа (1 Кор. 12:7)9.
Когда духовные дары проявляются в действии, это служит еще одним указа-нием на присутствие Бога Святого Духа в церкви10.
В молитвенной жизни верующих Святой Дух придает молитвам силу и действенность. «Мы не знаем, о чем молиться, какдолжно, но Сам Духхода-тайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26)'1. И Павел гово-рит, что мы «имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18). Один из видов молитвы определяется в Новом Завете как внушенный Святым Духом дар молитвы на языках (1 Кор. 12:10,11; 14:2,14—17)12.
И еще одним аспектом наделения христиан Святым Духом для служения является дарованная Им способность преодолевать духовное сопротивление проповеди Евангелия и работе Бога в жизни людей. Эта способность побеж-дать в духовной войне проявилась впервые вжизни Иисуса, Который сказал: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Цар-ствие Божие» (Мф. 12:28). Прибыв на Кипр, Павел столкнулся с сопротивле-нием Елимы волхва, но, «исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диаво-ла, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Гос-подних? И ныне, вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого» (Деян. 13:9—11). Дар «различения духов» (1 Кор. 12:10), дарованный Святым Духом, также является оружием в войне с силами зла, равно как и Слово Божье, каковое является «мечом духовным» (Еф. 6:17) в духовной борьбе.
Б. Святой Дух очищает
10 Кроме того, Святой Дух наделяет способностью повиноваться Богу на протяже-
нии христианской жизни (см. ниже обсуждение работы Святого Духа по очищению).
11 См. обсуждение Рим. 26 в гл. 17 и в гл. 52.
12 Обсуждение говорения на языках см. в гл. 52.
13 См. обсуждение этой темы: John Murray, "Definitive Sanctification", in Collected
Writings of John Murray (Edinburgh and Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1977), pp. 277—284.
Поскольку этот член Троицы именуется Святым Духом, неудивительно, что одним из основных видов Его деятельности является очищение и «освя-щение». Или придание нам большей святости в повседневной жизни. Опре-деленное сдерживающее влияние Святого Духа ощущается даже в жизни не-верующих, когда Он обличает мир о грехе (Ин. 16:8— 11; Деян. 7:51). Но когда люди становятся христианами, Святой Дух производит в них первоначаль-ную очистительную работу, решительно избавляя их от греховных моделей поведения, которым они следовали прежде13. Павел говорит коринфянам: «...Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иису-са Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6:11; см. также: Тит. 3:5). По-видимому, именно эту очистительную работу Святого Духа символизирует метафора огня, использованная Иоанном Крестителем, который сказал, что Иисус будет кре-стить людей «Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11; Л к. 3:16).
После первоначального избавления от грехов, совершаемого в нашей жиз-ни Святым Духом при обращении, Он производит в нас возрастание святости. Он наделяет нас «дарами Духа» («любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием»; Гал. 5:22,23) — свойствами, отражающими характер Бога. Если мы постоянно «преобража-емся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18), то поймем, что приходит от Господа, Который есть Дух. Освящение совершается силой Святого Духа (2 Фес. 2:13; 1 Пет. 1:2; ср.: Рим. 8:4,15,16), поэтому именно «Духом» мы полу-чаем возможность «умерщвлять тела плотские» и возрастать в личной святое-ти (Рим. 8:13; см.: 7:6; Флп. 1:19)14.
Некоторые люди говорят в наши дни, что очистительная (или исцеляю-щая) работа Святого Духа совершается, когда они «поражаются в духе», — явление, характеризующееся падением на землю и пребыванием в полубес-сознательном состоянии в течение нескольких минут или часов. Хотя слова «поражение в Духе» не встречаются в Писании, известны случаи, когдалюди падали на землю или впадали втранс в присутствии Бога15. Современные при-меры следует оценивать по результатам («плодам»), которые они приносят в жизнь(см.: Мф. 7:15-20; 1 Кор. 14:12,26в).
В. Святой Дух открывает
14 Более подробное обсуждение освящения см. в гл. 37.
15 См.: Быт. 15:12; Исх. 40:35; 1 Цар. 19:24; 3 Цар. 8:11; Иез. 1:28; 3:23; Дан. 8:27; Ин.
18:6; Деян. 9:4; 10:10; Отк. 1:17; 4:10 (ср. встречу с ангелом в Дан. 8:17,18; 10:7-17).
1. Откровение пророкам и апостолам. В гл. 4 мы подробно обсудили ра-боту Святого Духа в откровении слов Бога ветхозаветным пророкам и ново-заветным апостолам, причем во многих случаях эти слова были зафиксиро-ваны в Писании (см., напр.: Чис. 24:2; Иез. 11:5; Зах. 7:12 и др.). Все ветхо-заветные Писания возникли благодаря тому, что «святые Божий человеки» изрекали их, «будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). В других от-рывках упоминается эта работа Святого Духа в ветхозаветных пророках (см.: Мф. 22:43; Деян. 1:16; 4:25; 28:25; 1 Пет. 1:21). Новозаветные апостолы и те, кто записал слова новозаветного Писания, также были наставлены «на вся-кую истину» Святым Духом (Ин. 16:13), Который говорил апостолам то, что Он слышал от Отца и Сына, и объявлял им о том, что будет, «когда придет то время» (Ин. 16:3; ср.: Еф. 3:5). Другие из тех, кто исполнялся Святого Духа, также произносили или распевали слова, вошедшие в Писание, например, Елисавета (Лк. 1:41), Захария (Лк. 1:67) и Симеон (Лк. 2:25).
2. Он свидетельствует о Божьем присутствии. Иногда говорят, что рабо-та Святого Духа заключается не в том, чтобы привлекать внимание к Себе, а в том, чтобы прославлять Иисуса и Бога-Отца. Но это неверное противопо-ставление, не подтверждаемое Писанием. Разумеется, Святой Дух действи-тельно прославляет Иисуса (Ин. 16:14) и свидетельствуете Нем (Ин. 15:26; Деян. 5:32; 1 Ин. 2:3; 1 Ин. 4:2). Но это не означает, что Он не делает явными Свои собственные действия и слова! Сотни стихов в Библии рассказывают о работе Святого Духа, делая Его работу явной, да и сама Библия вдохновлена Святым Духом!
Более того, и в ветхозаветный, и в новозаветный периоды Святой Дух ча-сто давал о себе знать в явлениях, указывающих на его деятельность. Так было, когда Святой Дух сошел на семьдесят старейшин, собранных Моисеем, и они пророчествовали (Чис. 11:25,26), и когда Святой Дух сходил на судей, наде-ляя их способностью совершать подвиги (Суд. 14:6,19; 15:14 идр.). В этих слу-чаях люди могли видеть результаты сошествия Святого Духа на слуг Господ-них. Так было, когда Святой Дух сошел на Саула, и тот пророчествовал с сон-мом пророков (1 Цар. 10:6,10), и это происходило многократно, когда Он сходил на ветхозаветных пророков, наделяя их способностью произносить перед народом пророчества.
Святой Дух сделал свое присутствие видимым, когда сошел в виде голубя на Иисуса (Ин.1:32) или явился ученикам в виде шума сильного ветра и ог-ненных языков на Пятидесятницу (Деян. 2:2,3). Кроме того, когда люди ис-поднялись Духа Святого и начинали удивительным образом говорить наязы-ках или величать Бога (см.: Деян. 2:4; 10:44-46; 19:6), Святой Дух, несомнен-но, также давал знать о Своем присутствии. А Иисус обещал, что Святой Дух внутри нас будет столь могущественным, что уподобится рекам воды живой, текущей из нашего чрева (см.: Ин.7:39), — сравнение, указывающее на то, что люди будут знать о Его присутствии, ибо оно будет каким-то образом ощутимо.
В жизни отдельных верующих Святой Дух не скрывает свою работу, но дает о Себе знать разнообразными путями. Он свидетельствует нашему духу, что мы дети Божьи (Рим. 8:16), и взывает: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Он является залогом нашего будущего общения с Ним на небе (2 Кор. 1:22; 5:5) и открыва-ет нам Свои желания, чтобы мы могли быть ведомы этими желаниями и еле-довать им (Рим. 8:4—16; Гал. 5:16—25). Он дает дары, которые являют Его при-сутствие (1 Кор. 12:7—11). А время от времени Он совершает удивительные знамения и чудеса, которые убедительно подтверждают присутствие Бога в проповедовании Евангелия (Евр. 2:4; ср.: 1 Кор. 2:4; Рим. 15:19).
Поэтому, вероятно, правильнее говорить, что хотя Святой Духи проспав-ляет Иисуса, в то же время Он часто привлекает внимание к Своей работе и дает очевидные свидетельства, оповещающие о Его присутствии. По существу, в новозаветную эпоху Его основной целью стало проявление присутствия Бога и дача указаний, дающих знать о присутствии Бога. И когда Святой Дух совершает Свою работу различными путями, которые могут восприниматься верующими и неверующими, это укрепляет веру людей в то, что Бог близок, и что Он осуществляет Свои цели в церкви и приносит благословение Своему народу.
3. Он ведет и направляет Божий народ. В Писании можно найти множе-ство примеров непосредственного водительства различных людей Святым Духом. Фактически, в Ветхом Завете Бог говорит, что люди совершают грех, заключая союзы «не по духу Моему» (Ис. 30:1). Очевидно, люди принимали решения, опираясь на собственную мудрость и здравый смысл, вместо того чтобы искать водительства Божьего Святого Духа перед тем, как заключать такие союзы. В Новом Завете Святой Дух привел Иисуса в пустыню на пери-од искушения (Мф. 4:1; Лк. 4:1); водительство Святого Духа было столь пове-лительным, что Марк говорит: «Немедленно после того Дух ведет Его в пус-тыню» (Мк. 1:12)16.
В других ситуациях Святой Дух давал людям непосредственные ука-зания, например, Филиппу Он сказал: «Подойди и пристань к сей колес-нице» (Деян. 8:29), Петру повелел идти с людьми, присланными от Корнилия (Деян. 10:19,20; 11:12), а христианам Антиохии сказал: «Отделите Мне Вар-наву и Савланадело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2).
Иногда действия Святого Духа, оставаясь в категории «водительства», имеют значительно более обязательный характер, и в некоторых примерах Он даже переносит человека из одного места в другое. Так было, когда «Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его... А Филипп оказался в Азоте» (Деян. 8:39,40) — едва ли возможен более очевидный пример водитель-ства! Но подобное происходило и с некоторыми ветхозаветными пророками, ибо те, кто знал Илию, по-видимому, не находили ничего необычного в том, что Дух Господень может унести Илию в неизвестном направлении (3 Цар. 18:12; 4 Цар. 2:16: «Может быть, унес его Дух Господень и поверг его на одной из гор, или на одной из долин»). По словам Иезекииля, Дух Господень несколько раз «поднимал» его и переносил из одного места в другое (Иез. 11:1; 37:1; 43:5), что, как явствует из Книги Откровение, происходило позднее и с Иоанном (Отк. 17:3;21:10)'7.
16 Греч, глагол έκβό&λω, переведенный здесь как «ведет», означает «гнать, изгонять»,
и в дословном переводе может означать «бросил Его в пустыню».
17 Возможно, Иезекииль и Иоанн говорят о перенесении в видении (как к Иез. 8:3 и
11:24), а не о перемещении в буквальном смысле этого слова. Слова Павла во 2 Кор. 12:2,3
допускают оба толкования.
Но в подавляющем большинстве случаев водительство Святого Духа осуществляется менее эффектным способом, чем в этих примерах. В Писа-нии говорится, скорее, о ежедневном водительстве Святого Духа—о тех, кто «водится» Святым Духом (Рим. 8:14; Гал. 5:18) и поступает «по духу» (Рим. 8:4; Гал. 5:16). Казалосьбы, Павел говорит здесь только о повиновении нравствен-ным заповедям Писания, но подобное толкование представляется весьма ма-ловероятным, особенно если учесть, что весь отрывок посвящен нашим субъек-тивным чувствам и желаниям, а также потому, что здесь Павел противопо-ставляет водительство Духа и следование желаниям плоти, или греховной природы:
Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделе-ний плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух — противного пло-ти... <...> Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечис-тота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев... Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. <.״> Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раз-дражать, друг другу завидовать (Гал.5:16—26).
Противопоставление «вожделений плоти» «желаниям Духа» подразуме-вает, что мы в своей жизни должны каждое мгновение откликаться на жела-ния Святого Духа, а не на вожделения плоти. Возможно, соответствие этим желаниям в значительной мере представляет собой интеллектуальный про-цесс постижения природы любви, радости, мира (и т. д.), а затем совершение поступков, в которых проявляются любовь, радость и мир. Но это едва ли полностью охватывает подобное водительство Духа, поскольку эти чувства не просто вещи, о которых мы думаем, а то, что мы испытываем и ощущаем на более глубоком уровне. Надо сказать, что слово, переведенное как «вожделе-ния» (греч. επιθυμία), — это слово, обозначающее сильные человеческие же-лания, а не просто интеллектуальные предпочтения. Павел подразумевает, что мы должны следовать желаниям, пробуждаемым в нас Святым Духом. Более того, образ тех, кто «водится» Святым Духом (Гал. 5:18), указывает на активное личное участие Святого Духа в управлении нами. Это нечто большее, чем со-блюдение нами библейских моральных норм, и включает привлечение Святого Духа в отношения с нами, как с личностями, ведомыми и направляемыми Им.
В Книге Деяний имеется несколько конкретных примеров непосредствен-ного водительства людей Святым Духом. После принятого на собрании в Иеру-салиме решения апостолы и пресвитеры написали в своем послании церквам: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого» (Деян. 15:28). Из этого стиха явствует, что присутство-вавшие на собрании понимали, что доставит радость Святому Духу в этих об-ластях: они знали, что «угодно Святому Духу». Рассказывая о втором миссио-нерском путешествии Павла, Лука отмечает, что «они не были допущены Ду-хом Святым проповедывать слово в Асии», а когда предприняли идти в Вифинию, «Дух не допустил их» (Деян. 16:6,7). Разумеется, никакое записан-ное в ветхозаветных Писаниях правило не могло привести их к заключению, что им не следует проповедовать в Азии или в Вифинии. Вероятно, Святой Дух осуществлял Свое непосредственное водительство каким-то особым спосо-бом, либо через слово, произносимое вслух или внедряемое в сознание, либо с помощью сильного субъективного ощущения отсутствия Святого Духа и бла-гословения, возникающего при попытке направиться в эти места. Позднее, находясь на пути в Иерусалим, Павел говорил: «И вот, ныне я по влечению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Свя-тый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» (Деян. 20:22,23). Павел не считал, что у него есть выбор — Святой Дух являл ему Свое присутствие и желание так ясно, что Павел мог говорить о том, что шел «по влечению Духа»18.
В других случаях Святой Дух осуществлял водительство, утверждая лю-дей на церковных постах или направляя их на различное служение. Так, Свя-той Дух сказал членам церкви Антиохии: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). И Павел, напутствуя пресвите-ров эфесской церкви, мог сказать, что их утвердил на посту Святой Дух: «Вни-майте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» (Деян. 20:28). И наконец, Святой Дух осуществлял водительство с помощью таких духовных даров, как пророчество (1 Кор. 14:29—ЗЗ)19.
18 Слово, переведенное выражением «по влечению», представляет собой пассивное причастие совершенного вида от δέω и указывает на совершенное ранее событие (воз-можно, настоятельное требование Святого Духа, заставившее Павла раз и навсегда от-правиться в Иерусалим), последствия которого ощущаются в настоящем, так что Павел по-прежнему подчинялся «влечению» (это событие подействовало на Павла так сильно, что ему не оставалось ничего другого, кроме как продолжать путь в Иерусалим).
19Тем не менее в нашу церковную эпоху опасно руководствоваться только спонтан-ными пророчествами, поскольку в наши дни мы не можем считать какие-либо пророче-ства непогрешимыми или на сто процентов точными. Особенно часто заблуждения воз-никают в сфере личного водительства. Но все это не позволяет нам говорить, что води-тельство не может осуществляться через пророчествование. См. дополнительное обсуждение субъективного водительства в целом и дара пророчества в частности в гл. 7 и в гл. 52.
4. Являя присутствие Бога, Он создает Богоподобную атмосферу. По-скольку Святой Дух полностью является Богом и разделяет с Богом все атри-буты, Его влияние сказывается в привнесении Божественного характера в ситуацию, в которой Он действует. Поскольку Он Святой Дух, иногда Он обличает мир о грехе, о правде и о суде (Ин. 16:8—11). Поскольку Бог — это любовь, Святой Дух изливает любовь Божью в наши сердца (Рим. 5:5; 15:30; Кол. 1:8), и часто бывает, что ярко выраженное присутствие Святого Духа со-здает атмосферу любви. Поскольку Бог «не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33), Святой Дух создает атмосферу мира: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17; ср.: Гал. 5:22). Этот последний стих учит, что Святой Дух создает атмосферу радости (см. также: Деян. 13:52; 1 Фес. 1:6). Хотя это не исчерпывающий перечень, Павел упоминает многие из Божественных свойств, порождаемых Святым Духом, когда перечисляет различные элементы плодов Духа в Гал. 5:22,23.
К другим элементам атмосферы, создаваемой Святым Духом, относятся: истина (Ин. 14:17; 15:26; 16:13; 1 Ин. 5:7), премудрость (Втор. 34:9; Ис. 11:2), утешение (Деян. 9:31), свобода (2 Кор. 3:17), праведность (Рим. 14:17), на-дежда (Рим. 15:13; ср.: Гал. 5:5), уверенность в усыновлении (Рим. 8:15,16; Гал. 4:5,6) и даже слава (2 Кор. 3:8). Святой Дух также приносит единство (Еф. 4:3) и силу (Деян. 1:8; 1 Кор.2:4;2Тим. 1:7). Все эти элементы деятельно-сти Святого Духа указывают на различные аспекты атмосферы, с помощью которой Он дает людям знать о Своем присутствии и, тем самым, — о Своем характере.
5. Он дает нам уверенность. Святой Дух «свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий» (Рим. 8:16), и дает свидетельство о работе Бога внутри нас: «Что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (1 Ин. 3:24). «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1 Ин. 4:13). Святой Дух свидетельствует не только о том, что мы Божьи дети, но и о том, что Бог пребывает в нас, а мы пребываем в Нем. И снова в этом участвует не только наш интеллект: Дух работает, чтобы дать нам уве-ренность не только на субъективном духовном уровне, но и на уровне чувствен-ного восприятия.
6. Он учит и просвещает. Еще одним аспектом работы Святого Духа явля-ется научение и просвещение верующих, чтобы они могли все понять. Иисус обещал Своим ученикам, что эту функцию исполнит Святой Дух, Который «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26), а так-же «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). Более того, Он обещал, что, когда Его ученики подвергнутся преследованиям, Святой Дух научит их в тот час, что надо говорить (Лк. 12:12; ср.: Мф. 10:20; Мк. 13:11). В других случаях Святой Дух сообщал людям конкретную информацию, например, предсказав Симеону, что тот не умрет, пока не увидит Христа (Лк. 2:26), или открыв Агаву, что будет голод (Деян. 11:28) и что Павел будет схвачен в Иеру-салиме (Деян. 21:11). Павлу Святой Дух открыл, что ему предстоит постра-дать в Иерусалиме (Деян. 20:23; 21:4), а также подробно рассказал, что про-изойдет в последние дни (1 Тим. 4:1) и что Бог приготовил тем, кто любит Его (1Кор. 2:9,10).
О просвещающей работе Святого Духа говорит тот факт, что Он наделя-ет нас способностью понимать: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12). Поэтому «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия», а «духовный судит о всем» (1 Кор. 2:14,15). Мы должны молиться, чтобы Святой Дух давал нам разъяснения и тем самым помогал правильно понимать Писание или решать наши жизненные проблемы. Хотя псалмопевец не упоминает Святого Духа, он молится о подобном просвещении, когда просит Бога: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18). Сходным образом Павел молится за христиан Эфеса:
Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и ка-кое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно вели-чие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его (Еф. 1:17-19).
Г. Святой Дух объединяет
На Пятидесятницу, когда Святой Дух излился на церковь, Петр провоз-гласил, что сбылось пророчество Иоиля (2:28—32):
Но это есть предреченное пророком Иоилем:
«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на вся-кую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юно-ши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразум-ляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:16—18).
Здесь подчеркивается, что Святой Дух изольется на всех верующих — не только на вождей, подобных Моисею или Иисусу Навину, но на сыновей и дочерей, старцев и юношей, рабов и рабынь — все примут в то время излитие Святого Духа20.
На Пятидесятницу Святой Дух создал новое человеческое сообщество — церковь. Это сообщество отличалось небывалым единством, о чем нам напо-минает Лука:
20 Кроме того, это было исполнением пожелания Моисея о том, чтобы 1Ъсподь по-слал Духа Своего на весь народ (Чис. 11:29), и видения о поле, полном сухих костей, оживляемых Духом, в Иез. 37. См. также: Donald Guthrie, New Testament Theology, pp. 512, 513,540, 562.
Все же верующие были вместе и имели все обшее: и продавали име-ния и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждо-го; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по до-мам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа (Деян. 2:44—47).
Благословляя коринфскую церковь, Павел высказывает пожелание, что-бы все ее члены стремились к объединяющему общению Святого Духа: «Бла-годать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Свя-тогоДуха2] со всеми вами» (2 Кор. 13:13). Знаменательно, что в этом трини-тарном стихе он приписывает углубление общения между верующими не Отцу или Сыну, а именно Святому Духу, что вполне соответствует объединяющей работе Духа в церкви в целом.
Эта объединяющая функция Святого Духа проявляется и тогда, когда Павел говорит филиппийцам: «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа... то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и еди-номысленны» (Флп. 2:1,2)22.
Сходным образом, подчеркивая новое единство между иудеями и языч-никами, он говорит, что «чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18), и что в Господе они устраиваются в жилище Божьем «Духом» (Еф. 2:22). Желая напомнить им о единстве, которым они должны обладать как христиане, Павел призывает их стараться «сохранять единство духа в со-юзе мира» (Еф. 4:3).
В рассуждении Павла о духовных дарах снова повторяется тема объеди-няющей работы Святого Духа. Если мы можем считать, что люди, имеющие различные дары, будут неохотно взаимодействовать друг с другом, то Павел делает прямо противоположный вывод: различные дары сближают нас, пото-му что делают зависимыми друг от друга. «Не может глаз сказать руке: „ты мне не надобна"; или также голова ногам: „вы мне ненужны"»(1 Кор. 12:21). Эти различные дары, говорит нам Павел, «производит один и тот же Дух, раз-деляя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11), так что в церкви «каж-дому дается проявление Духа на пользу» (I Кор. 12:7). По существу, «все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свобод-ные, и все напоены одним Духом (1 Кор. 12:13)23.
21 Слово κοινωνία, «общение», может также означать «причастность к Святому Духу»,
но едва ли Павел видел смысл в том, чтобы желать им того, чем они уже обладали как
веруюшие (причастности к Святому Духу). Правильнее переводить этот стих «общение
Святого Духа», подчеркивая тем самым благословение от Святого Духа, каковое, как
надеялся Павел, должно было возрастать в коринфской церкви.
22 Здесь греч. слово κοινωνία также лучше переводить как «общение», поскольку
целью Павла в Флп. 2:1—11 было побуждение к единству в филиппийской церкви. (См.
также предыдущее примеч.)
23 Подробное обсуждение этого стиха см. в гл. 38.
Представление о том, что Святой Дух объединяет церковь, подтверждает-ся также тем фактом, что «вражда, ссоры... распри, разногласия» (Гал. 5:20) являются делами плоти, которые противопоставляются «вождению Духом» (Гал. 5:18; ср.: ст. 25). Святой Дух — это Тот, Кто производит любовь в наших сердцах (Рим. 5:5; Гал. 5:22; Кол. 1:8), а эта любовь «есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14). Поэтому если Святой Дух действенно проявляет в церк-ви Божье присутствие, об этом свидетельствуют царящие в церковной общи-не гармония и любовь друг к другу.