Либо как должно, ни даже поесть спокойно
Пока не свалит нас, утомленных, глубокая
Ночь на отдых, в свою очередь возмущаемый
Заботливыми сновидениями.
Эта болезнь именуется многозаботли-
Востью, которая снедает душу, словно ржа
Железо. Ее и поставьте второю чертою того,
Что происходит внутри нас.
Противоположное этому свойство святых
Есть безпечалие, которое, впрочем, не
Есть беззаботность, а смиренный труд, правильный,
Состоящий в предании себя и своей
Участи всепромыслительному попечению
Божию.
Средину между ними составляет борьба
Самопромышления с смиренным преданием
Себя промышлению Божию, при посильном
И своем труде.
Посмотрите еще глубже, и вы должны
Увидеть внутри пленника, связанного по рукам
И по ногам, против воли влекомого туда
И сюда, однако считающего в самопрелыце-
Нии о себе, что он наслаждается полною
Свободою.
Узы этого пленника — пристрастия к разным
Лицам и вещам, окружающим его, от
Которых больно отказаться самим и болезненно
Расстаться, когда их отнимают. Как
Рыба, попавшаяся на крючок, может плавать
Не дальше того, сколько позволяет леска, или
Как птица в клетке может летать и ходить не
Дальше пределов клетки, так и пристрастия
Оставляют душе столько же свободы. Чем
Больше пристрастий, тем меньше круг свободы.
А бывает, что пристрастный ко многому
Тварному связан так, что не в силах сделать
Движения без того, чтоб не причинить
Себе боли — как запутавшийся в колючем
Кустарнике не может двинуть ни рукой,
Ни ногой, ни вырваться из колючек, не
Поцарапав руки, ноги или же не порвав
Одежду.
Это поставьте третьей чертой нашего
Внутреннего состояния - пристрастность.
Противоположное ему свойство святых есть
Отрешенность от всего, свобода сердца, внутренняя
Независимость. Средину между ними
Составляет работа над освобождением сердца
От пристрастий.
Расхищение ума, многозаботливость
И пристрастность — это еще не все наше
Внутреннее состояние. Хоть они и внутри,
Но все еще витают как бы на поверхности
Сердца. Присмотримся же внимательнее к
Этому сердцу и прислушаемся к тому, что
Там внутри.
Сейчас мы похожи на путника в горах,
Который вышел к глубокой пещере,
Вход в которую прикрыт разросшеюся травою.
Приложив ухо, он слышит из мрака
Шипение змей, рычание и скрежет зубов
Диких зверей. Это и есть образ нашего
Сердца.
Наблюдали ли вы за движениями сердца?
Попробуйте сделать это, хоть недолго, и
смотрите, что там делается: случилась неприятность
— рассердились; встретили неудачу
— опечалились; попался враг — загорелись
Местью; увидели равного себе,
Который занял высшее место, — начинаете
Завидовать; подумали о своих совершенствах
— заболели гордостью и презорством.
А тут еще и человекоугодие, тщеславие, похоть,
Сластолюбие, леность, ненависть и
Прочее — одно за другим поражают сердце,
И это только за несколько минут. Все это
Исходит из сердца и в сердце же возвращается.
Один из подвижников, внимательных к
Себе, созерцал сердце человеческое полным
Ядовитых змий, то есть страстей. Когда
Загорается какая-либо страсть — это то же,
Как бы змий выходил из сердца и, обращаясь
На него, уязвлял его своим жалом. И когда
Высовывается змий — больно, и когда
Жалит — больно... Ужаливая, он питается
Кровью сердца и тучнеет; тучнея, делается
Более ядовитым и злым и еще более тиранит
Сердце, в котором живет.
Так бывает не с одною только страстию,
Но со всеми, а они никогда не живут поодиночке,
А всегда все в совокупности, заслоняя,
Но не истребляя одна другую.
Таково сердце человека, работающего
Греху, кто бы он ни был.
В противоположность этому, сердце святых
Свободно от страстей или украшается
Безстрастием. В средине стоят борющиеся
Со страстьми и похотьми под знамением
Подвигоположника Господа, в Его всеоружии.
Вот что скрывается во мраке нашего
Внутреннего состояния, в нашем сердце и