Найм людей для произнесения слов «Ля иляха илляЛллах» семьдесят тысяч раз для духа покойного такого-то
Суфизм: его последователи нанимают людей для произнесения слов «Ля иляха илляЛлах» семьдесят тысяч раз для духа какого-нибудь человека. Обычно число наемников равно семидесяти – так, чтобы каждый из них произнес «Ля иляха илляЛлах» тысячу раз. Если же число произносящих людей уменьшается, увеличивается число произнесений ими фразы «Ля иляха илляЛлах» - так, чтобы вместе они произнесли ее семьдесят тысяч раз. Если же количество больше семидесяти, каждый из них произносят эту фразу меньше тысячи раз, соответственно. Начитают они этот зикр с чтения «Фатихи» и аята «Аль-Курси» и некоторых других коротких сур и аятов, чтению которых они приписывают особые достоинства. Затем следует испрашивание прощения (истигфар) некоторое количество раз. Заканчивается это призванием благословения на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и чтением некоторых ду’а. Когда же они заканчивают со всем, что произносится и читается, они дарят награду за все прочитанное сначала духу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как это принято у них в каждом деле, награду за которое дарят кому-то. При упоминании имени Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) все одним движением встают, считая, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) посещает собрание, где поминают его. Затем они дарят награду за исполненный зикр остальным посланникам, пророкам, затем четырем халифам, после этого шейхам своего тариката, а затем уже духу умершего, ради которого они и собрались. После завершения зикра все нанятые получают плату за свой труд и читают ду’а за милостыню.
У них была традиция завещать делать все это после своей смерти. Когда же мы замучили их напоминанием о том, что милостыня, даваемая до смерти, намного лучше, они перенесли этот процесс на период жизни. Однако способ совершения зикра, раздачи милостыни и найма людей для этого – все это ничуть не изменилось. И вы видите, как сегодня они нанимают людей для произнесения фраз «Ля иляха илляЛлах» семьдесят тысяч раз при их жизни.
Ахлю-с-Сунна: считают это действие нововведением (бид’а), поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда никого не нанимал для поминания Аллаха от имени его духа семьдесят тысяч раз. Этого не делали и сподвижники, и имамы после них. И он не приказывал никому делать это и не выражал одобрения совершающему подобное. И у суфиев нет ни одного доказательства (далиля) из Корана и хадисов на их действия. На эту тему не существует ни достоверных, ни слабых (да’иф) хадисов. Однако они делают это, основываясь на мистическом озарении, посетившем одного из них, как они сами говорят. У одного праведного человека из числа тех, кого посещают озарения, умерла мать, и он видел ее во сне каждую ночь в тяжком положении. От этого он впал в великую печаль. А у него был друг, тоже праведный и к которому тоже приходили озарения. И он, увидев его озабоченным, спросил его о причине его печали. Тот все ему рассказал, и друг сказал ему: «Поистине, я сделал зикр, произнеся фразу «Ля иляха илляЛлах» семьдесят тысяч раз и приберег его для Судного Дня. Но я дарю его твоей матери – может быть, он принесет ей пользу или облегчит ее положение». И в эту ночь он увидел ее и увидел, что положение ее улучшилось и ушло то, что мучило ее, и она была радостная. Эта история – доказательство, на которое суфии опираются, утверждая, что это дело желательно, и в нем есть польза для мертвого.
Мы же говорим им в ответ: поистине, ни одна норма Ислама не утверждается через сновидения и мистические откровения, как мы сказали уже не раз.
Удивительно также в этом найме, что эти наемники «даруют» тому, кто их нанимает, награду за свое действие так, словно это уже нечто состоявшееся, находящееся в их руках и предопределенное им. А награды этой при этом еще нет, и они ее не получили, поскольку награда приобретается не иначе как за дело, которое человек совершает искренне, ради Аллаха, не желая ничего, кроме Его Лика, как сказано в хадисе: «Поистине, из дел Аллах принимает только то, что было сделано искренне и из стремления к Лику Его»[721].
А эти люди делают то, что делают, вовсе не ради Аллаха, и желают они не награды от Аллаха, но платы, которую они за это получают. И Аллах не принимает их дело по причине невыполнения необходимого условия для принятия его. А если Аллах не принял дело, то как же они получают за него награду от Аллаха? И как отдают они людям то, что не получили, и то, чего нет у них в руках? Поистине, это обман… Они обманывают Аллаха и обманывают людей. То же самое можно сказать о том, кто читает Коран за плату.
Что же касается этого числа – семьдесят тысяч, то ни мы, ни они не знают, откуда оно взялось, и почему именно столько. Мы не находим ответа на эти вопросы и не находим доказательств на это. Шариат требует от нас, чтобы мы часто поминали Аллаха, однако нигде не упомянуто определенное число раз, кроме некоторых особых зикров, о которых говорится в книгах. Ибн Мас’уд выразил свое неодобрение людям, которые собирались в мечети в кружок, и перед каждым из них лежало несколько мелких камешков, и каждый произносил фразу «Ля иляха илляЛлах» в соответствии с количеством камешков перед ним. Он сказал им, остановившись возле них: «Не лучше ли вам считать свои дурные дела? Я же гарантирую вам, что ваши благие дела не пропадут даром».
Таким образом, мы видим, что суфии совершают все, что можно, из того, чего не совершали наши праведные предки, которые являются прекрасным примером для нас во всем благом.
Возведение могил
Суфизм: его представители возводят могилы, используя гипс, кирпичи и цемент, и окружают их оградой из металлической сетки. А некоторые выкладывают их мелкими разноцветными камешками или украшают их чем-то другим. Они возвышают могилы над землей на полтора метра или даже больше. И со временем этих действий, связанных с могилами, становится все больше. Разумы людей находят их благими, и их не заботит, соответствуют они Шариату или противоречат ему. И за всем этим стоят суфии.
Сейчас в Чечне появились могилы, отличающиеся от остальных тем, что на них стоят столбы из металлических труб, которые достигают в высоту восьми метров. На них закреплено подобие вентилятора. Каждый раз, когда начинает дуть ветер, он вертится в одном и том же направлении. И если посмотреть на него, когда он вертится, вам представляется изображение креста. Когда я спросил об этих могилах, мне сказали, что это – могилы шахидов, погибших в последнюю войну (1994-1996 г.г.) между чеченцами и русскими.
Ахлю-с-Сунна: не строят могилы с использованием гипса, кирпичей и цемента и не вносят в могилы ничего из того, чего коснулся огонь, и не окружают их железным забором, а также не украшают их ничем и не выкладывают их разноцветными камешками… Потому что они знают, что все эти действия не приносят пользы мертвым и вредят живым. Добавьте к этому то, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижники никогда не делали этого и не завещали делать другим. Более того, все это – действия кяфиров, и мы, совершая их, уподобляемся им, а это нам запрещено.
Ахлю-с-Сунна стараются украсить могилы благими делами, которые они совершают при своей жизни, и которые следуют за умершим в его могилу и остаются там вместе с ним, радуя его до Судного Дня. Что же касается сооружения гробницы над мертвым, обнесении ее забором, побелки, украшения, выкладывании ее камнями и всего остального, что делают с могилой (а это добавление к тому, что упоминается в Сунне), то это никак не влияет на покойного, не достигает его и не приносит ему пользы. А все деньги и время, потраченные на это, потрачены напрасно и бесцельно… Бывает, что верх могилы украшен, а лежащий в ней пребывает в мучительном наказании... Пусть же каждый стремится украсить внутренность своей могилы благими делами!
Что же касается возвышения могил, то сунной является не поднимать их над землей более чем на один шибр[722], поскольку это запрещено. Передает Муслим (969) и другие, что ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал Абу-ль-Хаййаджу аль-Асади: «Я посылаю тебя с тем же, с чем послал меня Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы ты не оставил изваяния, не уничтожив его, и слишком возвышенной могилы, не сравняв ее с землей».
Далее… Поистине, отличие могил убитых на войне от могил других людей – нововведение (бид’а), появившееся недавно и неизвестное ранее. С этим необходимо бороться и не одобрять его. Ведь убитые на войне, даже если мы и надеемся, что они – шахиды – мы не можем сказать с определенностью о ком-то из них, что он умер шахидом, ибо это запрещено Шариатом. Поскольку убитый, который достоин быть шахидом – это тот, кто умер, сражаясь ради возвышения Слова Аллаха. А это – из области Сокровенного, которого не знает никто, кроме Аллаха. И мы оставляем их дела Одному лишь Аллаху. И даже если человек умер шахидом, он не заслуживает того, что бы его могила чем-то отличалась от могил других.