Результаты освоения учебного курса

Личностными результатами изучения данного курса является формирование следующие умения школьников:

· оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

· объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;

· самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

· опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;

· чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

· самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

· совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

· совместно с учителем составлять план решения задачи;

· работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные УУД:

· ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

· отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

· добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

· доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

· доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

· слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

· читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

· договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Предметными результаты изучения курса должны быть следующие знания и умения:

· определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

· излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

· знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;

· строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

· устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

· соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

· делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

· договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка учащегося, ч. Из них
Теоретическое обучение, ч. Самостоятельная работа, ч.
1. Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
2. Раздел 2. Основы православной культуры, часть 1.
3. Раздел 3. Основы православной культуры, часть 2.
4. Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России.
ИТОГО

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Класс - 34 часа

Структура модуля «Основы православной культуры» представлена четырьмя тематическими разделами.

Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Тема: Россия – наша Родина.

Раздел 2. Основы православной культуры, часть 1 (16 часов). Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.

Раздел 3. Основы православной культуры, часть 2 (12 часов). Содержание: Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Вся учебная программа по модулю «Основы православной культуры» построена на соразмерном сочетании теоретических и практических занятий.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(2 часа в неделю, всего – 34 часа)

№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов Вид занятия Вид самостоятельной работы Характеристика деятельности учащихся Дата проведения урока
Планируемая Фактическая
1. Россия - наша Родина Комбинированный урок Понимать, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).
2. Культура и религия Комбинированный урок Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века
3. Человек и Бог в православии Комбинированный урок   Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.
4. Православная молитва Комбинированный урок   Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».
5. Библия и Евангелие Комбинированный урок   Объяснять, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснять связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснять, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.
6. Проповедь Христа Комбинированный урок   Объяснять, чему учил Христос. Объяснять, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.
7. Христос и Его крест Комбинированный урок   Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.
8. Пасха Комбинированный урок   Объяснять, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснять, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.
9. Православное учение о человеке Комбинированный урок   Правильно употреблять в речи выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснять выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.
Совесть и раскаяние Комбинированный урок Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».
11. Заповеди Комбинированный урок   Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.
12. Милосердие и сострадание Комбинированный урок   Объяснять, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия
13. Золотое правило этики Комбинированный урок   Объяснять, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.
14. Храм Комбинированный урок   Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Правильно употреблять в речи значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.
15. Икона Комбинированный урок   Объяснять, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик
16. Творческие работы учащихся Комбинированный урок Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.
17. Подведение итогов Комбинированный урок Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.
18. Как христианство пришло на Русь. Комбинированный урок   Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси.
19. Подвиг. Комбинированный урок   Объяснять слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое
20. Заповеди блаженств. Комбинированный урок   Объяснять, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.
21. Зачем творить добро. Комбинированный урок   Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснять выражение «Даром приняли – даром давайте».
22. Чудо в жизни христианина. Комбинированный урок   Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках
23. Православие о Божием суде. Комбинированный урок Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.
24. Таинство причастия. Комбинированный урок   Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.
25. Монастырь. Комбинированный урок   Объяснять, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России.
26. Отношение христианина к природе. Комбинированный урок   Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.
27. Христианская семья. Комбинированный урок   Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»
28. Защита Отечества. Комбинированный урок   Объяснять, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.
29. Христианин в труде. Комбинированный урок   Рассказать, какие заповеди получили первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на совесть». Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека».
30. Любовь и уважение к Отечеству. Комбинированный урок Объяснять выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины
31. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Комбинированный урок Проект Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.
32. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Комбинированный урок Проект Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
33. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Комбинированный урок Проект Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы..
34. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Комбинированный урок Проект Объяснять,что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).
ИТОГО:   Проект - 4

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Примечания
Библиотечный фонд
1. 1. А.В. Кураев Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4 -5кл. – М.: Просвещение, 2013 г. К
Экранно-звуковые пособия
2. Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 г. Д
Технические средства обучения
3. Компьютер с программным обеспечением Мультимедийный проектор Экран Д Д Д  
Оборудование класса
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования Магнитная доска К Д   В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Ефремова, О.Ф. О преподавании основ православной культуры в общеобразовательной школе. / О.Ф. Ефремова. – Ханты-Мансийск: Православие, 2002.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.

3. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4 -5кл. – М.: Просвещение, 2013 г.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х ч.Ч.1\М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.\: под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.-2-е изд.-М.: Просвещение,2010.-215с.-(Стандарты второго поколения).

5. Планируемые результаты начального общего образования.\ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.\ ; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.-2-е изд..М.: Просвещение,2010.-120с.- (Стандарты второго поколения).

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа\сост.Е.С.Савинов\.-М.:Просвещение,2010.-191с.- (Стандарты второго поколения).

7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-4-е изд., перераб.- М.: Просвещение,2010.-400с.- (Стандарты второго поколения).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).

9. Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 год

Образовательные сайты

10. http://www.school2100.ru

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

11. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4 -5кл. – М.: Просвещение, 2013 г.

12. Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 г.

Наши рекомендации