Результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения данного курса является формирование следующие умения школьников:
· оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
· объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
· самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
· опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
· чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
· самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
· совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
· совместно с учителем составлять план решения задачи;
· работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
· ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
· отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
· добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
· доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
· доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
· слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
· читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
· договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметными результаты изучения курса должны быть следующие знания и умения:
· определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
· излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
· знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
· строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
· устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
· соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
· делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
· договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |
Теоретическое обучение, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
1. | Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | |||
2. | Раздел 2. Основы православной культуры, часть 1. | |||
3. | Раздел 3. Основы православной культуры, часть 2. | |||
4. | Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России. | |||
ИТОГО |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Класс - 34 часа
Структура модуля «Основы православной культуры» представлена четырьмя тематическими разделами.
Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Тема: Россия – наша Родина.
Раздел 2. Основы православной культуры, часть 1 (16 часов). Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Раздел 3. Основы православной культуры, часть 2 (12 часов). Содержание: Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Вся учебная программа по модулю «Основы православной культуры» построена на соразмерном сочетании теоретических и практических занятий.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(2 часа в неделю, всего – 34 часа)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятия | Вид самостоятельной работы | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения урока | |
Планируемая | Фактическая | ||||||
1. | Россия - наша Родина | Комбинированный урок | Понимать, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). | ||||
2. | Культура и религия | Комбинированный урок | Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века | ||||
3. | Человек и Бог в православии | Комбинированный урок | Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. | ||||
4. | Православная молитва | Комбинированный урок | Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». | ||||
5. | Библия и Евангелие | Комбинированный урок | Объяснять, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснять связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснять, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. | ||||
6. | Проповедь Христа | Комбинированный урок | Объяснять, чему учил Христос. Объяснять, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. | ||||
7. | Христос и Его крест | Комбинированный урок | Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. | ||||
8. | Пасха | Комбинированный урок | Объяснять, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснять, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. | ||||
9. | Православное учение о человеке | Комбинированный урок | Правильно употреблять в речи выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснять выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. | ||||
Совесть и раскаяние | Комбинированный урок | Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». | |||||
11. | Заповеди | Комбинированный урок | Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. | ||||
12. | Милосердие и сострадание | Комбинированный урок | Объяснять, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия | ||||
13. | Золотое правило этики | Комбинированный урок | Объяснять, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. | ||||
14. | Храм | Комбинированный урок | Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Правильно употреблять в речи значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. | ||||
15. | Икона | Комбинированный урок | Объяснять, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик | ||||
16. | Творческие работы учащихся | Комбинированный урок | Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление. | ||||
17. | Подведение итогов | Комбинированный урок | Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | ||||
18. | Как христианство пришло на Русь. | Комбинированный урок | Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. | ||||
19. | Подвиг. | Комбинированный урок | Объяснять слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое | ||||
20. | Заповеди блаженств. | Комбинированный урок | Объяснять, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. | ||||
21. | Зачем творить добро. | Комбинированный урок | Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснять выражение «Даром приняли – даром давайте». | ||||
22. | Чудо в жизни христианина. | Комбинированный урок | Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках | ||||
23. | Православие о Божием суде. | Комбинированный урок | Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. | ||||
24. | Таинство причастия. | Комбинированный урок | Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. | ||||
25. | Монастырь. | Комбинированный урок | Объяснять, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. | ||||
26. | Отношение христианина к природе. | Комбинированный урок | Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. | ||||
27. | Христианская семья. | Комбинированный урок | Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» | ||||
28. | Защита Отечества. | Комбинированный урок | Объяснять, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. | ||||
29. | Христианин в труде. | Комбинированный урок | Рассказать, какие заповеди получили первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на совесть». Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека». | ||||
30. | Любовь и уважение к Отечеству. | Комбинированный урок | Объяснять выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины | ||||
31. | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Комбинированный урок | Проект | Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. | |||
32. | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Комбинированный урок | Проект | Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | |||
33. | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Комбинированный урок | Проект | Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы.. | |||
34. | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Комбинированный урок | Проект | Объяснять,что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). | |||
ИТОГО: | Проект - 4 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания | |
Библиотечный фонд | |||
1. | 1. А.В. Кураев Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4 -5кл. – М.: Просвещение, 2013 г. | К | |
Экранно-звуковые пособия | |||
2. | Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 г. | Д | |
Технические средства обучения | |||
3. | Компьютер с программным обеспечением Мультимедийный проектор Экран | Д Д Д | |
Оборудование класса | |||
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования Магнитная доска | К Д | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Ефремова, О.Ф. О преподавании основ православной культуры в общеобразовательной школе. / О.Ф. Ефремова. – Ханты-Мансийск: Православие, 2002.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
3. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4 -5кл. – М.: Просвещение, 2013 г.
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х ч.Ч.1\М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.\: под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.-2-е изд.-М.: Просвещение,2010.-215с.-(Стандарты второго поколения).
5. Планируемые результаты начального общего образования.\ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.\ ; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.-2-е изд..М.: Просвещение,2010.-120с.- (Стандарты второго поколения).
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа\сост.Е.С.Савинов\.-М.:Просвещение,2010.-191с.- (Стандарты второго поколения).
7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-4-е изд., перераб.- М.: Просвещение,2010.-400с.- (Стандарты второго поколения).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
9. Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 год
Образовательные сайты
10. http://www.school2100.ru
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
11. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4 -5кл. – М.: Просвещение, 2013 г.
12. Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 г.