Её звал Барра, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел: «Называйте её Зайнаб». 17 страница
بابُ بَيانِ ما يُبَاحُ مِن الغِيبَة
Глава 312. Какая хула является дозволенной
Знай, что, несмотря на запретность хулы, иногда хулить людей разрешается, если это может принести пользу. Допустимой она является в таких случаях, когда слова хулы произносятся ради достижения правильной и соответствующей шариату цели, если иным путём добиться осуществления этой цели невозможно. Здесь имеются в виду шесть случаев, которые перечислены ниже.
1. Подача жалобы
Притесняемому разрешается обращаться с жалобой к правителю, судье, другим представителям власти или таким людям, которые могут по справедливости рассудить его с обидчиком. При этом притесняемому разрешается сказать: «Такой-то обидел меня в том-то», или: «…поступил со мной так-то», или: «…отнял у меня то-то», или нечто подобное.
2. Просьба о помощи с целью изменения порицаемого или возвращения грешника на путь истинный
Если кто-либо стремится к устранению порицаемого, ему разрешается сказать человеку, на силу которого он рассчитывает: «Такой-то поступает так-то, удержи его от этого», или нечто подобное. Если же он стремится не к этому, произносить такие слова будет запретно.
3. Обращение с просьбой о вынесении решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу /фетва/
В подобном случае муфтию можно сказать: «Меня обидел мой отец (или: мой брат; или: такой-то), который поступил так-то, но имеет ли он право на это? И как мне избавиться от подобного, добиться того, что положено мне по праву, и защититься от притеснений?» Можно сказать также: «Моя супруга (супруг) поступает со мной так-то» – или же сказать нечто подобное. Это разрешается в силу необходимости, однако будет надёжнее, если обиженный спросит: «Что ты скажешь о человеке (или: муже; или: жене), который (которая) поступает так-то?» Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени. Однако разрешается и назвать обидчика, на что указывает хадис, передаваемый со слов Хинд[2398], которая сказала: «Поистине, Абу Суфйан – человек скупой…»[2399], и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не запретил ей говорить так. Если пожелает Аллах Всевышний, впоследствии мы приведём этот хадис полностью.
4. Предостережение мусульман от зла и (желание дать) им добрый совет
Это (допускается) в целом ряде случаев, например:
а) Если нужно дать отвод таким передатчикам хадисов и свидетелям, (в правдивости слов которых есть основания сомневаться), что, по единодушному мнению всех мусульман, не только дозволено, но и обязательно в случае необходимости[2400].
б) Если у кого-либо возникает необходимость посоветоваться относительно того, стоит ли ему вступать с каким-нибудь человеком в родственные отношения путём заключения брака[2401], или сотрудничать с ним, или доверять ему что-либо на хранение, или вести с ним какие-нибудь другие дела, или поселиться по соседству с ним. В том случае, когда к тебе обращаются за советом такого рода, ты не должен ничего утаивать о человеке, про которого тебя спрашивают, но, напротив, упомянуть обо всех его недостатках, чтобы дать добрый совет. Если ты достигнешь желаемой цели, просто сказав: «Тебе не годится иметь с ним дело», или: «Такое родство тебе не подходит», или сказав нечто подобное, упоминать о недостатках этого человека не следует. Если же цели можно будет достичь только с помощью прямого указания на его недостатки, о них следует сказать прямо.
в) Если ты увидишь, что кто-либо собирается купить раба, известного своей склонностью к воровству, или распутству, или пьянству, или к иному подобному пороку, о чём не знает покупатель, тебе следует указать ему на это. Это касается не только рабов, ибо любой человек должен указать на известные ему недостатки продаваемого товара покупателю, если тот об этом не знает.
г) Если ты увидишь, что человек, который занят изучением фикха, посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знание, и побоишься, что это повредит такому ученику, ты должен дать ему добрый совет и объяснить, в каком положении он находится. В данном случае необходимым условием является искреннее стремление дать добрый совет. Дело в том, что в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ведь может случиться и так, что человек будет говорить об этом под воздействием зависти или поддастся обману шайтана, который внушит ему, что он даёт добрый совет и опасается за другого человека, так пусть же это будет понятно каждому.
д) Иногда человек, который обладает властью, не может распоряжаться ею должным образом либо потому, что не обладает необходимыми способностями, либо потому, что является нечестивцем или глупцом, либо по какой-нибудь иной причине. В подобном случае об этом необходимо поставить в известность того, кому он подвластен. Так нужно поступить, чтобы он сместил его и назначил подходящего человека, или узнал обо всём и поступил с виновным сообразно его положению, не оставаясь в заблуждении относительно него, или постарался побудить его придерживаться прямоты.
5. Такие случаи, когда кто-либо открыто предаётся пороку или придерживается нововведений
Так, например, если дело касается открытого употребления вина, создания всевозможных препятствий людям, (незаконного) взимания (торговых) налогов, присвоения чужого имущества или (совершения иных) неподобающих дел, разрешается говорить о том, что совершается человеком открыто, но запрещается упоминать о прочих (его) недостатках, если только это не является дозволенным в силу одной из вышеупомянутых нами причин.
6. Представление
Если человек известен под тем или иным прозвищем, например, Подслеповатый, Хромой, Глухой, Слепой, Косой, Курносый или каким-нибудь ещё, разрешается называть его так, если цель заключается в том, чтобы дать понять, о ком идёт речь. Если же цель состоит только в умалении достоинства человека, называть его по прозвищу запрещается, и поэтому, по возможности, лучше назвать его как-нибудь иначе.
Улемы упоминали шесть вышеупомянутых причин в качестве факторов, делающих хулу дозволенной. На это, в частности, указывал Абу Хамид аль-Газали в “Ихйа ‘улюм ад-дин”, доказательством же этому служат известные достоверные хадисы. Все улемы считают, что большинство этих причин делают хулу дозволенной.
عن عائشة رضي اللّه عنها؛ أن رجلاً استأذنَ على النبيّ صلى اللّه عليه وسلم فقال: "ائْذَنُوا لَهُ بِئْسَ أخُو العَشيرَةِ" احتجّ به البخاري على جواز غيبة أهل الفساد وأهل الرِّيَبِ .
955. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что как-то раз один человек попросил позволения войти к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Впустите его, но сколь плох он[2402]как соплеменник!»[2403]
Аль-Бухари приводил этот хадис в качестве доказательства дозволенности хулы, если дело касается нечестивцев и сомнительных людей.
عن ابن مسعود رضي اللّه عنه قال:قسمَ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم قسمةً، فقال رجلٌ من الأنصار: واللّه ما أرادَ محمدٌ بهذا وجهَ اللّه تعالى، فأتيتُ رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم فأخبرتُه، فتغيَّرَ وجهُه وقال: "رَحِمَ اللَّهُ مُوسَى لَقَدْ أُوذِيَ بأكْثَرَ مِنْ هَذَا فَصَبَرَ" وفي بعض رواياته: قال ابن مسعود: فقلتُ لا أرفعُ إليه بعد هذا حديثاً.
956. Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
– В день (битвы при) Хунайне[2404]посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отдал предпочтение некоторым людям при разделе (военной добычи. Так,) аль-Акра‘ бин Хабис[2405]и ‘Уйайна бин Хисн[2406]получили от него по сто верблюдов и он (щедро) оделил некоторых знатных арабов,[2407]отдав им в тот день предпочтение (перед другими. Увидев это,) один человек из числа ансаров воскликнул: «Клянусь Аллахом, не ради Аллаха это было сделано!» Тогда я сказал: «Клянусь Аллахом, я обязательно сообщу об этом[2408]посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» – после чего я пришёл к нему и сообщил о том, что сказал (этот человек. Услышав мои слова, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) изменился в лице, покраснел[2409]и воскликнул: «А кто же тогда справедлив, если несправедливы Аллах и посланник Его?!» – а потом воскликнул: «Да помилует Аллах Мусу, который терпел и не такие обиды!» – а я сказал себе: «Поистине, не стану я впредь передавать ему (такие) слова!»[2410]
Аль-Бухари приводил этот хадис в качестве доказательства того, что человеку дозволено передавать своему брату то, что о нём говорят другие.
عن عائشةَ رضي اللّه عنها قالت:قال رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم: "مَا أظُنُّ فُلاناً وَفُلاناً يَعْرِفانِ مِنْ دِينِنا شَيْئاً".
957. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я не думаю, что такой-то и такой-то хоть что-нибудь знают о нашей религии».[2411]
Аль-Ляйс бин Са’д, один из передатчиков этого хадиса, сказал: «Эти люди относились к числу лицемеров».
عن زيد بن أرقمَ رضي اللّه عنه قال:خرجنا مع رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم في سفر فأصابَ الناسَ فيه شدةٌ، فقال عبدُ اللّه بن أُبيّ: لا تُنفقوا على مَن عند رسول اللّه حتى يَنْفَضُّوا من حوله، وقال: لئن رجعنَا إلى المدينة ليُخْرِجَنَّ الأعزُّ منها الأذلَّ، فأتيتُ النبيَّ صلى اللّه عليه وسلم فأخبرتُه بذلك، فأرسلَ إلى عبد اللّه بن أُبيّ. وذكر الحديث، وأنزل اللّه تعالى تصديقه: ﴿ إذَا جَاءَكَ المُنافِقونَ ﴾ [المنافقون:1].
958. Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Мы принимали участие в одном из военных походов[2412]. Во время этого похода люди стали испытывать затруднения, и ‘Абдуллах бин Убайй (бин Салюль)[2413] сказал: «Ничего не тратьте на тех, кто находится вместе с посланником Аллаха, пока они не разбегутся от него». Он также сказал: «Поистине, когда мы вернёмся в Медину, могущественные обязательно выгонят (оттуда) презренных!»[2414](Услышав это,) я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и передал ему эти (слова), после чего (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) послал за ‘Абдуллахом бин Убаййем и его товарищами, которые поклялись, что не говорили этого, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не поверил мне…»
Зайд бин Аркам сказал, что впоследствии Аллах Всевышний ниспослал (суру, начинающуюся с того айата, в котором говорится): {Когда лицемеры являются к тебе…},[2415]и это послужило подтверждением того, что он говорил правду.[2416]
وفي الصحيح حديث هند امرأة أبي سفيان وقولها للنبي صلى اللّه عليه وسلم: "إن أبا سفيان رجل شحيح" إلى آخره.
959. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– (Однажды) Хинд, мать Му‘авийи, сказала посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Абу Суфйан[2417]– человек скупой, так будет ли грехом, если я стану брать (что-то) из его денег тайно?» (В ответ ей пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Бери сама и (пусть берут) твои сыновья то, чего для тебя будет достаточно, сообразно обычаю».[2418]
وحديث فاطمة بنت قيس وقول النبيّ صلى اللّه عليه وسلم لها: "أما معاوِيَةُ فَصُعْلُوكٌ، وأمَّا أبُو جَهْمٍ فَلا يَضَع العَصَا عَنْ عاتِقِهِ".
960. Сообщается, что Фатима бинт Кайс, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– (В своё время) я пришла к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «Ко мне сватались Абу-ль-Джахм и Му‘авийа», (на что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что касается Му‘авийи, то он – бедняк, у которого нет никакого имущества, что же касается Абу-ль-Джахма, то он не убирает палку со своего плеча».[2419]
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, (сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «…что же касается Абу-ль-Джахма, то он избивает женщин», что служит объяснением той версии, (где сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «…то он не убирает палку со своего плеча».
Говорят также, что (эти слова) означают: он много путешествует.
بابُ أمرِ منْ سَمعَ غيبةَ شيخِهِ أو صاحبهِ أو غيرِهما
Глава 313. Если человек услышит, как хулят его шейха, товарища или кого-нибудь ещё, ему следует отвергнуть слова хулы или объявить их ложью
Знай, что тому, кто услышит слова хулы по адресу мусульманина, следует отвергнуть их и попытаться удержать от этого тех, кто порочит человека. Если слова не возымеют действия, следует удержать хулителя с помощью рук, а если не поможет и это, такое собрание необходимо покинуть. Ещё больше внимания подобным вещам следует уделять в тех случаях, когда кто-либо слышит, как порочат его шейха или такого человека, которому он чем-то обязан, или если порочат достойных и праведных людей.
عن أبي الدرداء رضي اللّه عنه،عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال: " مَنْ رَدَّ عَنْ عِرْضِ أخِيهِ رَدَّ اللَّهُ عَنْ وَجْهِهِ النَّارَ يَوْمَ القِيامَةِ " قال الترمذي: حديث حسن.
961. Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения Аллах защитит от огня лицо того, кто защитит честь своего брата (по вере)».[2420]
وروينا في صحيحي البخاري ومسلم، في حديث عِتبان بكسر العين على المشهور، وحُكِي بضمِّها رضي اللّه عنه في حديثه الطويل المشهور قال:قام النبيّ صلى اللّه عليه وسلم يُصلِّي، فقالوا: أين مالك بن الدُّخْشُم؟ فقال رجل: ذلك منافق لا يُحِبّ اللَّهَ ورسولَه، فقال النبيّ صلى اللّه عليه وسلم: "لا تَقُلْ ذلكَ، ألا تَرَاهُ قَدْ قالَ لا إِلهَ إِلاَّ اللَّهُ، يُرِيدُ بِذلكَ وَجْهَ اللَّهِ؟ " .
962. Сообщается, что ‘Итбан бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал на молитву, (люди же) стали спрашивать: «А где же Малик бин ад-Духшум?» Один человек сказал: «Это – лицемер, который не любит Аллаха и посланника Его». (Услышав это,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Не говори так! Разве ты не знаешь, что он сказал: “Нет бога, кроме Аллаха”, стремясь к лику Аллаха[2421]?»[2422]
عن الحسن البصري رحمه اللّه:أن عائذ بن عمرو وكان من أصحاب رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم دخلَ على عُبيد اللّه بن زياد فقال:" أي بنيّ إني سمعتُ رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول: "إنَّ شَرَّ الرِّعَاء الحُطَمَةُ، فإيَّاكَ أنْ تَكُونَ مِنْهُمُ، فقال له: اجلسْ، فإنما أنتَ من نُخالة أصحابِ محمَّدٍ صلى اللّه عليه وسلم، فقال: وهل كانتْ لهم نخالةٌ؟! إنما كانت النُّخَالةُ بعدَهم وفي غيرِهم".
963. Передают со слов Абу Са’ида аль-Хасана аль-Басри, что (однажды) ‘Аиз бин ‘Амр[2423], да будет доволен им Аллах, явился к ‘Убайдуллаху бин Зийаду[2424] и сказал ему:
О сынок, поистине, слышал я, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наихудшими пастырями являются проявляющие жестокость», так остерегайся же оказаться (одним) из них!
(‘Убайдуллах) сказал ему: «Садись, ведь ты из остатков[2425]сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует». Тогда (‘Аиз) сказал: «А разве были среди них остатки? Поистине, остатки появились только после них и не среди них![2426]»[2427]
عن كعب بن مالك رضي اللّه عنه في حديثه الطويل في قصة توبته قال:قال النبيّ صلى اللّه عليه وسلم وهو جالسٌ في القوم بتبوك "ما فَعَلَ كَعْبُ بْنُ مالِكٍ؟" فقال رجلٌ من بني سَلِمة: يا رسول اللّه! حبسَه بُرداهُ والنظرُ في عِطْفَيْه، فقال له مُعاذُ بن جبل رضي اللّه عنه: بئسَ ما قلتَ، واللّه يا رسولَ اللّه! ما علمنا عليه إلا خيراً، فسكتَ رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم.