Хадис 210. Как определять киблу для обязательных и дополнительных молитв в движущемся транспорте?
Передают со слов ‘Амира ибн Раби‘а: «Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз верхом на верблюдице, обратившись лицом в направлении движения верблюдицы». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в версии аль-Бухари также говорится, что при этом он наклонял голову и никогда не совершал так обязательные намазы.
Комментарий:
Хадис указывает на то, что добровольный намаз, совершенный верхом на верблюдице, считается действительным, даже если при этом человек не поворачивается лицом к кибле. Об этом сообщается во многих достоверных хадисах. Имам Ахмад передал со слов Джабира: «Я видел, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал добровольные намазы на своей верблюдице в любом направлении. При совершении земного поклона он склонялся ниже, чем при совершении поясного, наклоняя голову».
Богословы единодушно разрешали поступать так во время путешествий, однако разошлись во мнениях по поводу дозволенности подобного на постоянном месте проживания. Абу Йусуф, Абу Са‘ид аль-Истархи и богословы захиритского толка разрешали поступать так даже в постоянном месте проживания, ссылаясь на то, что в некоторых в дошедших до нас преданиях не подчеркивается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступал так только во время поездок. Известно, что среди сподвижников так поступал Анас ибн Малик.
Однако эти предания с общим смыслом конкретизируются хадисами о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступал так во время поездок. Поэтому большинство ученых, - в том числе аш-Шафи‘и, - разрешали поступать так только в путешествиях, не делая различий между долгими и короткими поездками. Имам Малик считал, что это разрешается только в поездках, в которых можно сокращать намазы. Согласно одному из сообщений, этого мнения также придерживался имам аш-Шафи‘и. Оно опирается на версию, переданную Разином со слов Джабира. В ней сказано: «…во время путешествия, в котором сокращают намаз». Однако достоверность этого хадиса вызывает сомнение.
Абу Ханифа и Ахмад разрешали совершать намаз в любом направлении только тем, кто передвигается на верховом животном. Аш-Шафи‘и и аль-Ауза‘и, опираясь на суждение по аналогии, распространяли это предписание и на пеших путников. Некоторые из тех, кто разделял это мнение, считали, что пеший не имеет права отворачиваться от киблы и должен полностью совершать поясные и земные поклоны. Одни из них разрешали передвигаться только во время стояния и чтения ташаххуда; другие распространяли это и на выпрямление после поясного поклона. Тем не менее, в достоверных преданиях исключение делается только для тех, кто передвигается верхом на животном.
Основываясь на хадисе ‘Амира, большинство ученых считали, что обязательные намазы ни при каких обстоятельствах нельзя совершать, сидя на верховом животном и не повернувшись лицом в направлении киблы. Ан-Навави и Ибн Хаджар писали, что богословы единодушно запрещали совершать обязательные намазы не в направлении киблы. По сообщению имама ан-Навави, ученые были единодушны и в том, что запрещается совершать обязательный намаз, сидя на верховом животном. Поэтому он считал, что если молящийся был вынужден совершить намаз так по уважительной причине, то он должен повторить его.
Несмотря на эти утверждения, Ахмад и Исхак разрешали совершать обязательный намаз, сидя на верховом животном, если обстоятельства не позволяют сойти с него для совершения намаза надлежащим образом. Об этом сообщил ат-Тирмизи. Это мнение опирается на хадис, переданный Ахмадом и ат-Тирмизи со слов Йа‘лы ибн Мурры: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вместе со своими сподвижниками добрался до перевала, он сидел верхом на верблюдице. Шел дождь, и земля была сырой. Когда наступило время молитвы, он велел муэдзину призвать на намаз и объявить о его начале. Затем он выехал вперед на своей верблюдице и совершил намаз, наклоняя голову. При совершении земного поклона он склонялся ниже, чем при совершении поясного». Ат-Тирмизи назвал хадис малоизвестным, потому что единственным рассказчиком хадиса был ‘Амр ибн ар-Рийах. Он же сообщил, что так поступал Анас. Однако аль-Бейхаки и аль-Албани назвали хадис слабым, и с этим согласились многие ученые. Поэтому он не может служить основанием для совершения обязательного намаза верхом на животном. Тем более что в достоверном хадисе, переданном аль-Бухари, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, никогда не поступал так.
Некоторые ученые, - в том числе имам аш-Шафи‘и, - считали, что обязательный намаз можно совершать в паланкине, даже если верблюдица движется. Они проводили аналогию с намазом на корабле, поскольку между богословами не было разногласий по поводу дозволенности моления на корабле. Однако аналогия в этом вопросе сомнительна, потому что между совершением намаза на корабле и на верблюдице существует разница: находясь в море, нельзя спуститься на землю, а находящийся в паланкине может сделать это. Поэтому совершать обязательный намаз в паланкине можно только в том случае, если молящийся по уважительной причине не имеет возможности спуститься с него. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 440-442; «Субуль ас-Салам», т.1, с. 208-209.