Вот моя обязанность здесь. 4 страница
А люди ждали.
II
Сколько времени прошло с тех пор — не считано, только нашёлся наконец другой отважный человек, решивший отыскать и добыть камень Общего Блага. Отправился он в дальний путь и, так же как и первый, предстал перед отвесной скалой и удостоился узреть великого Старца. «Сын мой, — сказал ему Старец. — Знаем Мы, что тяжка и темна жизнь людская и уж до предела темноты и тяготы доходит. Но мало рук, могущих принять и донести камень спасения. А условие для этого одно — забыть о себе и думать только о камне. И тогда всё превозможешь, и ноша непомерная станет пером крыла».
Протянул человек руки и принял камень. Согнулась от тяжести спина и задрожали колени, так велик и тяжёл был камень светоносный. Но не усомнился путник и сказал Старцу: «Всё равно донесу; не донести нельзя».
«Иди и неси камень бережно, — предупредил его Старец. — Назад не оглядывайся, по сторонам не смотри, отдыхом не соблазняйся, на яства не зарься, прельщениям не поддавайся. Много неверных рук тянуться будут к камню; высоко держи его, запятнать не допускай. И помни: себя забудешь — дойдёшь, о себе вспомнишь — пропадёшь. А теперь прощай». И посмотрел Старец на путника долгим-долгим взглядом, и стало человеку от этого взгляда тепло и радостно на сердце.
И пошёл он с камнем в обратный путь. Предстали перед ним горные кряжи, скалы и пропасти и снежные перевалы. Надо было карабкаться, руками и ногами цепляться, ползком ползти. Но помнил путник наказ Старца — из рук камня не выпускать, наземь не класть. Как тут быть? Остановился он перед крутым подъёмом и думает, как бы одолеть его во что бы то ни стало, и чувствует вдруг, как будто не он камень несёт, а камень его подымает и вверх тянет. Ухватился человек за камень покрепче, а тот его на самую вершину и вытянул, так по воздуху и поднял. А как спускаться начали, так камень его будто придерживает, оступиться и упасть не даёт. Так и прошли они горные переходы.
Пошли леса тёмные, густые, непроходимые. Идёт путник, через чащу продирается. Надо бы о пище подумать, ягод нарвать, кореньев накопать. Но руки заняты драгоценной ношей; как тут добывать что-нибудь. И решил носитель камня все силы собрать, а его из рук не выпускать. И стал он замечать, что голода не чувствует, будто что-то его питает и греет, тепло и бодрость по жилам разливаются. Тяжело нести камень, а сила не убывает. Подивился путник и дальше путь продолжал. И по ночам камня из рук не выпускал, так и ложился спать на спину, а камень на грудь клал. Пытались на него звери дикие нападать, но поднимал он высоко камень, и свет его несказанный ослеплял хищников, и они бежали в страхе прочь. Встречались и разбойники и тоже были отражены благим камнем. Света перенести не могли злодеи и все во тьму уходили. Понял тогда путник, что непереносны злу лучи камня и боится оно этих лучей больше всего на свете. Непобедим камень!
Кончились леса, начались пустыни безводные. Солнце палит сверху, раскалённый песок ноги жжёт, ни укрыться, ни напиться. Но не замедлил путник шага, велика была его решимость донести камень и помочь людям, до предела бед дошедшим. И когда жар становился невыносим, начинала исходить от камня дивная прохлада. Она овевала человека, и становилось ему легко, и жажда не мучила его. Были пройдены и пустыни, и пришёл путник на берег моря. У берега стоял маленький чёлн. Как переплыть в нём океан, не управляя им, держа камень в руках? Но надо было переплыть во что бы то ни стало. Помнил человек о тех, кто ждёт сокровище спасения. Раздумывать было нельзя. Оттолкнул отважный путешественник лёгкий чёлн от берега, вскочил в него и поплыл по морю-океану. Поднялся попутный ветер, надул парус, и как стрела помчалось утлое судёнышко через море по волнам, и воды даже ни разу не зачерпнуло, будто управлялось чьей-то твёрдой и опытной рукою. Так переплыл странник с камнем и океан.
Начались людские поселения. Бережно завернул путник сокровище в покров, от завистливых глаз и недобрых рук. Донесёт до цели, тогда покажет тем, кто ждёт, а неждущим видеть камень не дано. Шёл он раз, запылённый, усталый, через большое село. Была весна, и в садах цвели деревья и манили отдохнуть и насладиться прохладной тенью и нежным ароматом. Навстречу путнику из ворот вышла молодая красивая девушка, похожая на цветущую яблоньку, улыбнулась ему и сказала приветливо: «Странник, видно, ты идёшь издалека и сильно устал. Зайди к нам, отдохни немного, поешь и попей и расскажи о дальних странах. Зайдёшь к нам — не пожалеешь».
Взглянул на неё странник — хороша была девушка, так хороша, что смотрел бы — не насмотрелся. Да и отдохнуть сильно хотелось, всё тело болело и ныло и просило покоя. Но вспомнил он тут слова Старца: «Отдыхом не соблазняйся, прельщениям не поддавайся». А девушка уговаривает: «Да ты не бойся, путник, зайти отдохнуть. Мы люди добрые, тебя не обидим. Дай мне твою поклажу, а сам иди умойся и поешь с дороги». И протянула руки к камню. Отшатнулся от неё путник, точно его что-то отбросило в сторону. Вспомнил слова о чужих руках, которые будут тянуться к сокровищу. Поклонился он красавице, поблагодарил за приглашение и пошёл дальше. Много разного народу встречал он на своём пути, многие любопытствовали, что это он несёт так бережно, показать просили; а были и такие, что отнять намеревались. Но зорко смотрел путник, яро хранил камень блага, и сила сокровища отражала все недобрые попытки. Никому не дал прикоснуться к своей ноше и торопился очень. Знал, что ждут не дождутся его и, если не донесёт ко времени, тьма поглотит его народ и все погибнут. Наконец, после долгого пути, стал он приближаться к своей стране. И видит — мрак навис над нею и чёрные тучи уже совсем низко. Чует — тяжело дышит земля, задыхается. Тогда освободил от покровов путник свой светоносный камень и поднял его высоко над головой. И стал литься из камня ослепительный свет, ярче и белее солнечного. Стал исчезать мрак, начали рассеиваться тучи, и всё злое, что жило на земле и владело ею, стало в страхе уползать в норы и щели, ища спасения, но огонь лучей жёг всё нечистое и уничтожал тёмное. Так шёл отважный человек по земле и нёс камень, и лучи блага созидали повсюду новую, прекрасную и светлую жизнь. Пробудил камень людей, и воспрянули они духом, поняли, что и в них есть свет и сила и что многое они могут; объединились и стали радостно трудиться, себя и жизнь свою улучшать и украшать. Радовалось сердце мужественного искателя счастью общему, и ноша его непомерная была для него легче пера. И услышал он издалека звучный голос мудрого Старца: «Отважным отрада! Благо принявшему полную чашу; горе избравшему частицу разделённую. Принёсший счастье людям получает в нём свою долю. Не донёсший частицу сам остаётся без своей части блага. Не бойтесь непосильной ноши!»
На том и кончается сказ о камне сохранённом и о частице разделённой.
Маленький рак
Маленький коричневый рак быстро задвигал ножками и проворно уполз под камень. Как здесь было хорошо! Он снова в чистой, прохладной воде под тёмным навесом камня. Но что было до этого! Какая мука! Лишь за минуту до своего счастья рак беспомощно ползал по жёлтому шерстяному одеялу, изнывая на солнце, а какой-то малыш лет пяти, казавшийся ему гигантом, то таскал его за хвост, то дёргал за усы, то переворачивал на спину. Рак задыхался от жары и сухости и делал попытки сползти с одеяла к журчащей неподалёку воде, но мальчик, громко смеясь, всё время возвращал его назад. Рак начал уже обессилевать, всё тело его остро болело, и одна ножка была отдавлена, как вдруг над ним раздался женский голос: «Отпусти его, он совсем пропадает». Малыш ответил солидным басом: «Не, я его сварю и съем». Услышав это, рак собрал последние силы и быстро побежал задом. Но мальчик опять поймал его. «Ты разве голоден? Да тут и есть-то нечего, — продолжал женский голос. — Он же совсем крошечный». «А клешни», — не сдавался малыш. «Ты когда-нибудь видел, как раки плавают задом в воде? — сказала женщина. — Это очень интересно. Давай-ка посмотрим. Пустим его на землю, пусть сам доползёт и поплывёт».
Владелец рака загорелся любопытством. «А ну, посмотрим», — согласился он. Рак не заставил себя ждать и бросился к воде, но, перелезая через бугорок, упал и перевернулся на спинку. В этом положении он был крайне беспомощен и бессильно лежал, шевеля конечностями. Мальчик злорадно завизжал и, видимо, решив, что раку не судьба спастись, хотел опять вернуть его на ужасное шерстяное одеяло, но в это время подоспела женская рука и столкнула рака в воду. Тут уж он был в своей стихии. Мгновенно отдышавшись, он то задом, то передом бросился плыть в глубину, задыхаясь от счастья. Его радость была так очевидна, что ребёнок совсем перестал жалеть об утрате своей живой игрушки и веселился от души.
Так спасся от гибели маленький рак.
ДВЕ ВСТРЕЧИ
Экспедиция приехала на станцию поздно ночью. В доме все дачники давно спали, и только хозяйка с помощницей хлопотали на летней кухне, приготовляя поздний ужин для ожидавшихся гостей. Приезд экспедиции наполнил шумом и гомоном спящий дом. Сотрудники втаскивали и раскладывали вещи, отдавали распоряжения, стучали тяжёлыми дорожными сапогами, громко разговаривали. В сонное царство ворвалась струя бодрой, деловой, кипучей жизни, не считавшейся со спячкой, царящей в доме.
Девушка проснулась и никак не могла снова заснуть. Её раздражало, что приехавшие люди совсем не думали о том, что в доме спят, и шумели так, как будто специально хотели её разбудить. Она прислушивалась к голосам, молодым, энергичным. Начальника экспедиции совсем не было слышно. Она смутно помнила его голос, — она была на одном из его выступлений, он говорил тихо и очень спокойно; и несмотря на то что она находилась всё то время как в дурмане, она всё же не могла не запомнить этой манеры говорить. В ней было что-то...
Эти воспоминания не давали ей заснуть. Ей захотелось выйти в соседнюю комнату, где шумели люди, и высказать им своё неудовольствие по поводу того, что приезжие не считаются с обитателями дома и не дают им спать. Она встала и накинула зелёный шёлковый халатик, привезённый ей на днях в подарок женихом, но, поколебавшись немного, раздумала. Почему-то она не решилась сделать это и легла снова.
Постепенно гомон затих. Гости поужинали и расположились на ночлег. Глава экспедиции поместился в большой комнате, смежной с той, в которой жила девушка. Помечтав о приехавшем к ней из города женихе, остановившемся в этом же гостеприимном доме, и о предстоящей завтра интересной прогулке вдвоём в горы, и о том счастье, которое ожидает её в ближайшем будущем, девушка наконец успокоилась и заснула.
Завтрак для членов экспедиции был накрыт в большой столовой, где обычно обедали дачники. Девушке пришлось пройти через эту комнату по дороге в сад, где на этот раз пили чай постояльцы. Проходя мимо сидевшего во главе стола знаменитого путешественника, она с любопытством взглянула на него. Ведь она так много слышала и читала о нём, а последнее время вокруг его имени была поднята такая шумиха... Правда, теперь ей было не до всего этого. Розовые облака нежных чувств заслонили от неё весь мир. В другое время она, вероятно, не пропустила бы такой редкой встречи и постаралась бы даже познакомиться со столь выдающимся человеком, но сейчас она была занята исключительно своим женихом, приехавшим к ней на неделю в отпуск и заполнившим все её мысли и чувства. К тому же он был страшно ревнив и не потерпел бы никакого общения с посторонними мужчинами с её стороны. Да она и не стремилась теперь никуда и ни к чему. Он её так любил и уверял её, что их ожидает неописуемое счастье, которое он ей даст на всю жизнь, и что она его кумир, которого он будет всегда носить на руках и обожать. Что же ей ещё было нужно?!
Всё же она взглянула на сидевшего за столом человека, которого никак нельзя было назвать стариком, несмотря на то что у него была седая борода. У него было такое свежее, гладкое и ясное лицо и крепкая, бодрая фигура. Неожиданно, в ответ на её взгляд, он привстал и очень приветливо поздоровался с ней. То же сделал и его сын, сидевший по левую сторону от него. Она была приятно удивлена такой приветливостью и приписала её особой учтивости этих знаменитых людей. Жених, также заметивший происшедшее, истолковал это по-своему, решив, что сидевшие за столом не могли, конечно, остаться равнодушными к самой интересной девушке в мире. Ответив на ходу лёгким поклоном на неожиданное приветствие, она вышла из комнаты. На этом закончилась встреча, о которой она тут же забыла.
Прошло много лет, и она снова приехала на эту маленькую станцию. Розовые облака, окутывавшие её сознание в тот роковой для неё год, бесследно рассеялись, как это и полагается облакам. Вместе с ними растаяло и всё остальное, казавшееся тогда таким прочным и непоколебимым.
Из всего того, что составляло тогда её жизнь, ничего не осталось. Не было ни мужа, ни семейного счастья, ни спокойной, обеспеченной жизни, ничего, что она раньше так ценила и на чём хотела построить свою жизнь. Всё это исчезло, как тот старый дом, где останавливалась экспедиция, и который она, приехав сюда, тщетно искала. На его месте вырос целый рой маленьких, грязных глинобитных фанз, вокруг которых ползали крикливые, чумазые ребятишки и валялись в лужах чёрные свиньи.
Но теперь, взамен всего утерянного и давно забытого, о котором она больше не вспоминала, она имела то, что составляло её единственное, неотъемлемое счастье, которое она не променяла бы ни на какие блага мира. С ней была одна из тех книг Откровения Новой Эпохи, данных людям через того самого человека, который много лет тому назад так приветливо поздоровался с незнакомой ему девушкой.
И она приехала сюда ещё раз, для того чтобы окончательно понять, какое истинное счастье встречи с Вестником Света было неповторимо и безвозвратно упущено ею во имя карточного домика малого личного счастья, который так позорно рассыпался при первом же порыве ветра суровой жизни. И она снова ходила здесь, по этой земле, по которой прошёл он, смотрела на скалы, видевшие его, дышала воздухом, которым он дышал когда-то, и понимала, что она здесь теперь для того, чтобы перед вступлением в Новый Мир окончательно искупить свою роковую ошибку. Теперь она понимала, что в ту встречу она имела возможность приобщиться к полной чаше напитка Истины, отдельные капли которого она потом в течение многих лет с таким трудом и напряжением собирала. Ибо, несмотря на все книги, которые она имела, ничто не могло бы дать ей то, что она получила бы при личном, непосредственном соприкасании с великим духом. Но тогда она была ещё не готова...
Под конец своего кратковременного пребывания на станции она пришла однажды к огромной скале, похожей на голову воина в старинном головном уборе и называвшейся местными жителями «шлемом Чингиз-хана», и там написала стихи о Вестнике, идущем по коре Земли и насыщающем её сознанием духа. После этого ей стало легче, как будто в этих стихах, или через них, произошла вторая встреча, особая и несказуемая, при которой было понято то, что осталось неопознанным в первой. И в этом понимании заключалось искупление того невежества, которое могло разбить всю её жизнь и судьбу, если бы не та незримая Рука помощи, которая, как она теперь ясно видела, вела её через все пропасти жизни и помогала преодолеть всё. Теперь она могла уехать отсюда и жить дальше, в надежде в каких-то других мирах и обликах снова встретить светлого Вестника, на этот раз так, как до'лжно.
ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ
Я поручаю говорить о назначении жизни на земле.
Агни Йога. 183
Что такое земная жизнь? В чём её смысл и цель? Люди утеряли понимание назначения земной жизни. Бесчисленные бедствия, страдания и преступления происходят от этого. Люди страдают от болезней, нужды, потерь, не понимая, к чему всё это, и не видя выхода из круга постоянных терзаний. Люди погружаются в излишества и пороки, чтобы как можно приятнее и веселее прожить короткую земную жизнь, которую они считают единственной; люди идут на бесчисленные войны и преступления лишь для того, чтобы как можно больше приобрести для своего земного обогащения. Всё это приводит к новым страданиям, бессмысленным и непонятным.
«Так нужно человечеству снова понять смысл своего кратковременного пребывания в земном состоянии. Только основным определением своего существования в плотном виде и пониманием Тонкого и Огненного Мира можно укрепить бытие своё»1.
Без понимания смысла и цели своей земной жизни она становится безысходным кругом страданий, болезней и потерь. Выход из этого круга только один — ясное осознание своего назначения на земле.
«Можно строить жизнь так, что каждый день будет концом, но можно так просветить жизнь, что каждый час будет началом. Так на глазах можно перестраивать наше земное существование. Только этим путём вопросы будущего и сознание об огненном совершенствовании сделаются ощутительными»2.
Наша земная жизнь не есть единственная, как полагают многие, она — мгновение в беспредельной цепи существований, капля в океане вечной жизни.
«Путник, пойми, что твоя земная жизнь есть маломалейшая частица твоих существований», — говорит Живая Этика3.
«Не легко признать, что земная жизнь есть мгновенное видение. Не легко понять всё это, хотя люди должны предчувствовать уже от рождения»4.
«Жизнь земная иногда называлась безвременною. Истинно, жизнь земная между иными состояниями не имеет протяжённости»5.
«...Существование земное не будет даже сотою частью жизни в Мире Тонком»6.
«Нужно усвоить мысль о переходности часа здешнего и о непреложности Беспредельности»7.
«Только понятие пути может соответствовать земному пребыванию»8.
«Этот мир не есть наша обитель. Он лишь одна из многих стадий, через которые мы идём... Этот мир есть мир пяти минут, нечто, через что мы должны пройти»9.
Осознание этого в корне меняет наше отношение к земной жизни и всю нашу жизнь в целом. Когда мы осознаем, что краткий миг земной жизни дан для подготовки к длительному пребыванию в других мирах, то и действовать мы будем соответственно. Вместо накопления земной собственности, которую всё равно придётся оставить, мы будем устремляться к накоплению и совершенствованию того, что нужно во всех мирах.
«Люди не хотят представить себе, что их земная жизнь короче самой мимолётной остановки поезда. Достойный путник на кратком ночлеге заботится не утрудить хозяев, но сознание его устремлено к цели путешествия. Но путники Великого Пути часто мыслят лишь о ночлеге, маломысленно забывая о своём назначении. Несоизмеримо маломыслие с великим Путём! Потому огненный путь будет путём сознания будущего»10.
«Земная жизнь есть миг, который не имеет соизмерения с Высшим Миром, потому разумно и в кратком мгновении почерпнуть пользу для длительного»11.
«О чём заботиться — о тесном или обширном, о кратком или длительном? Самый простой рассудительный человек скажет — пусть лучшее будет длительным.
Сравним земную жизнь с надземным пребыванием. За малыми исключениями, пребывание в Тонком Мире несравненно длительнее. Значит, мы должны готовиться не для кратких остановок и должны особенно ценить то, что понадобится в длительном пребывании. Всеначальная энергия, мысль, сознание, воображение и воодушевление являют невесомую собственность»12.
«Люди должны быть в постоянном приготовлении к будущему. Только в таком сознании смогут они гармонизировать земную жизнь»13.
Но несмотря на свою краткость, земная жизнь чрезвычайно ценна и необходима для духа. Именно в ней, и только в ней, можем мы приобрести всё нужное для дальнейшего пути, для будущего; только на земле можем мы закладывать зёрна совершенствования, которые дадут свои плоды в других мирах. Только подходя к земной жизни не снизу, от плоти, но сверху, от духа, можем мы правильно понять её.
«...Всё земное бытие должно быть осмыслено от границ Высшего Мира»14.
«Но разве не зовёт каждый небосклон к мысли о вечном движении? Только в этих эволюционных понятиях можно принять красоту пути земного как обители по восхождению. Сама краткость пути не должна смущать, наоборот, должна радовать, как солнечный оборот»15.
«К чему устремимся, к конечному или беспредельному? Краткосрочно земное пребывание; срочны Миры Тонкий и Мысленный, но вне сроков Мир Огненный, значит, к нему и следует стремиться. В Мирах срочных добывается доспех огненный. Мир земной как тупик пути — или восхождение, или разрушение.[2] Даже Мир Тонкий не удовлетворит устремлённый дух; все прочие жизни лишь приготовления к всеобъемлемости Мира Огненного»16.
«Мир Огненный есть суждённое будущее. Кто же задержится в пути, зная великое назначение? Кто же не будет уважать плотное состояние, зная, что оно помогает восхождению? (...) Так, наше краткое здешнее пребывание дано как самое лучшее благо для спешного движения к Огненному Миру»17.
Как можем мы приобрести сознание — нашу единственную, неотъемлемую собственность во всех Мирах? Лишь пройдя на земле через всё земное — горе, радость, труды, испытания — и преодолев их в непрестанной сознательной борьбе, можем мы всё понять и вместить. Земная жизнь — единственный путь ко всем достижениям.
Сказано, что нет Ангела, который не был бы когда-то человеком. Так все великие Духи прошли через материю, и потому именно они и вмещают весь Мир.
«Многие слышали о Кумарах, но немногие правильно поняли их. Явление какое-то надземное — так скажут, но забудут, каким трудом складывается достижение. Учёные уже начинают понимать, как входит человеческая личность в пантеон героев. Таким же путём наслаиваются и качества водителей человечества. Если они не пройдут страдания земные, они не могут отзвучать на страдания людские. Если они не познают пота труда, они не смогут руководить людьми в их работе. Самоотвержение, милосердие, сострадание, мужество куются в жизни. Ничто отвлечённое не может слагать силу духа»18.
Тягостно для духа воплощение в материю. «...Нелегко подойти к земным сферам от Тонкого Мира. Это ныряние можно сравнить с водолазом. Как водолаз должен надевать тяжкий доспех, чтобы противостать давлению океана, так идущий на землю должен окружить себя тяжкою плотью»19.
Тягостны бесконечные земные заботы, болезни и беды. Чистилище и Ад не есть отвлечённость потустороннего мира, но страдания и испытания нашей земной жизни.
«Нет более мощного Чистилища, нежели жизнь земная, если напряжены все потенциальности духа. Также нет мощнее Ада, нежели земные заразы духа. Утверждать Чистилище на Земле, как ведущее начинание к Миру Тонкому и Огненному, есть задача очищения сознания. (...) Ведь лишь понятие единства пути заставит людей жить красотою и умирать как путники, продолжающие своё странствование. (...) Направим мысли людей к Чистилищу на Земле»20.
«Когда явлены условия счастливой земной жизни, не войдёт дух в храм предначертанный»21.
Так, когда фокус нашего сознания отходит от земных явлений и устанавливается на Высшем Мире, на Беспредельности, тогда и вся жизнь наша преображается. «Заботы земные как камни с горы, чем ниже, тем стремительнее натиск обвала. Не лучше ли взойти на самую вершину, где нет камней обрывающихся? Устремление кверху преображает и заботы о земном. Они хотя и остаются, но смысл их меняется. Так можно познавать, насколько вершина полезнее ущелья»22.
«Кто же в сердце своём не поймёт красоту вознесения? Кто же не ощутит в сердце тягость возвращения в дом временный, в дом угрожаемый, в дом тесный? Так нужно сознать Мир Высший, чтобы всем бытием перенестись и вознестись. Не мысля о Высших Мирах, разве возможно выглянуть в окно тесного дома? И сердце поведёт путём Христовым, как к ступени Преображения. Так откроем двери дома тесного. Каждое единение сознания уже есть открытие двери»23.
«Кто полагает ценность в плотном мире, тот нищ в Мире Высшем»24.
«ЛИШЬ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДУХА МЫ ЗДЕСЬ»25.
Мир земной для нас — как тупик пути;
Дальше: взлёт наверх или вниз сползти;
А недвижным быть — значит в никуда:
Мимо жизнь пройдёт, сгинет без следа...
Мир земной — тупик,
роковой
упор:
К духу или в прах,
к звёздам или в сор.
Н.Д.Спирина. Капли
1970-е – 1980-е
ОБРАЗЫ РЕРИХА
Вечер, впервые проведённый 2 августа 1973 г.
в Доме учёных новосибирского Академгородка[3]
Николай Константинович Рерих — художник, писатель, учёный, путешественник, борец за мир, деятель культуры. Художник, создавший более 7000 картин. Писатель — 27 книг (переведённых на разные языки), не считая многих отдельных очерков и статей. Видный общественный деятель — ведя на протяжении всей жизни борьбу за сохранение памятников искусства, он был инициатором Международного пакта (1930 г.) о защите культурных ценностей, созданных человечеством. Этот пакт был ратифицирован многими государствами, в том числе и Советским Союзом. В 1954 году этот пакт лёг в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта (Красный Крест Культуры).
Во многих странах имя Рериха являлось символом объединения и созидания. При его жизни во многих странах были созданы Общества имени Рериха, посвящённые культуре, искусству, знанию.
Рерих говорил: «Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства».
«Там, где культура, там и мир», — утверждал Рерих.
Рерих мечтал о всемирном Дне Культуры, «когда одновременно во всех школах и просветительных учреждениях всего мира будет возвещено об истинных сокровищах нации и человечества».
Его определения культуры — краткие, чёткие формулы, полные глубокого значения, призывы к Свету, добру, знанию.
Вся его многогранная деятельность была претворением в жизнь этих призывов, они были для него не отвлечённостью, но программой действия.
«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.
Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты».
Рерих утверждал: «Расцвет искусства и знания одухотворяет достоинство личности человеческой».
«В жизни нашей всё, что может поднять и облагородить дух наш, должно иметь господствующее место».
Рерих призывал вводить Прекрасное в нашу каждодневную жизнь; всячески развивать «внутреннее сознание прекрасного».
И не только посредством произведений искусства приобщаться к Красоте призывал он, но и уметь видеть её в природе, в самой жизни.
В картинах Рериха природа живая. Она живёт своей особой жизнью, своеобразно реагирует на всё происходящее. Как говорил Тютчев,
Не то, что мните вы, природа —
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
В картинах Н.К.Рериха на темы Древней Руси заметно не только освоение современной ему живописной техники, но и блестящее использование приёмов древних иконописцев.
Также и в литературных творениях Рерих в присущей ему своеобразной красочной речи исходит из стиля исконной русской литературы.
Для примера даём цитату из так называемого «Изборника» XIII века, а затем отрывки из статьи Рериха «Север и Древняя Русь».
Изборник (Слово о погибели Русской земли)
«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля Русская».
Север и Древняя Русь
«Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нём знают мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна. Северные ветры бодры и веселы. Северные озёра задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зелёные холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны».
«Почему древние люди любили жить в таком приволье? Не только в стратегических и других соображениях тут дело, а широко жил и широко чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река или широкое озеро, чтобы не знал глаз предела в синеющих заманчивых далях».
«Цельны движения древнего; строго целесообразны его думы; остро чувство меры и стремления к украшению».
«Счастливое прошлое есть у всякой страны, есть у всякого места. Радость искусства была суждена всем. С любой точки земли человек мог к красоте прикасаться».