Пророку и следовать его примеру.
Повиноваться Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, следует исполняя то, что он велел делать, и отказываясь от того, что он запрещал, и только это сообразуется со смыслом свидетельства о том, что он - Посланник Аллаха. Аллах Всевышний повелел повиноваться ему во многих аятах. В одних аятах в сочетании с Ним, как, например, в этом:
"О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику..."("Женщины", 59),
- и в других аятах, отдельно, как например, в нижеследующих аятах:
"Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху" ("Женщины", 80),
- а также:
"...и повинуйтесь Посланнику, - может быть, вы будете помилованы!"("Свет", 56).
Иногда же Он угрожает тем, кто ослушается Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Так, например, Всевышний сказал:
"Пусть берегутся те, которые нарушают его приказ, чтобы их не постигло испытание или не постигло их наказание мучительное!"("Свет",63).
Это значит, что сердца таких людей будут охвачены искушением и они утратят веру, или же впадут в лицемерие, или в ересь, или подвергнутся мучительному наказанию в мире этом, так как будут убиты, или окажутся в заточении или на них обрушится еще какое-нибудь испытание еще в этой жизни. Что же касается повиновения Пророку и следования ему, то Аллах указал, что благодаря этому раб может снискать любовь Аллаха и заслужить прощение своих грехов, ибо Всевышний сказал:
"Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи" ("Семейство Имрана", 31).
Аллах сделал повиновение Пророку следованием по правильному пути, а ослушание его - заблуждением, ибо Всевышний сказал:
"И если будете ему повиноваться, то пойдете по прямой дороге"("Свет", 54).
Всевышний также сказал:
"Если же они не ответят тебе, то знай, что они следуют только за своими страстями. А кто более сбит с пути, чем тот, кто последовал за своей страстью без руководства Аллаха? Поистине, Аллах не ведет прямым путем людей неправедных!"("Рассказ", 50).
Аллах Преславный и Всевышний поведал людям, что Пророк является хорошим примером для Уммы своей, сказав:
"Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день и поминает Аллаха много"("Сонмы", 21).
Ибн Касир, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: "Этот священный аят является важной основой, свидетельствующей о необходимости следования примеру Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в его словах, делах и обстоятельствах. Поэтому Всевышний Аллах повелел людям следовать примеру Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, именно в тот день, когда союзные племена выступили против него в битве за Медину, и он проявил терпение, выдержку, присутствие духа и старание, ожидая облегчения от своего Всемогущего и Великого Господа, да пребудут над ним благословения и мир до самого дня воскресения.
Аллах упомянул в Коране о необходимости повиноваться Посланнику и следовать его примеру около сорока раз, поэтому люди больше нуждаются в познании того, что он принес с собой, и следовании ему, чем в еде и питье, ибо если у них не будет еды и питья, то они только умрут в этом мире, а если они не будут повиноваться и следовать ему, то испытывать будут вечные страдания и муки. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел людям следовать его примеру в поклонении и исполнять ритуалы поклонения точно так же, как это делал он сам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Совершайте молитву так же, как вы видели меня совершающим ее" (Этот хадис передал ал-Бухари).
Он также сказал:
"Берите с меня пример, совершая обряды паломничества" (Этот хадис приводит Муслим).
Он также сказал:
"Если кто-нибудь станет совершать то, чего мы не повелевали, дело его будет отвергнуто" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
Он также сказал:
"Тот, кто избегает Сунны моей, не имеет ко мне отношения" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
И можно привести еще много примеров из авторитетных текстов, где говорится о необходимости следования его примеру и запрещается противоречить ему.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ