Нет, в (том, что мы будем проявлять) терпение».
1 Имеется в виду, что мусульмане снова вернулись в Худайбийу через год после заключения там перемирия с курайшитами в 628 году.
2 Иначе говоря, никто из мусульман не смог узнать то дерево, под которым они дали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, “клятву, угодную Аллаху” /бай‘ат ар-ридван/, когда ожидалось, что вот-вот начнётся сражение с курайшитами.
3 ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, называет это милостью Аллаха, так как в противном случае люди могли объявить это дерево священным.
1213 (2959). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Зайда, да будет доволен им Аллах, что во время битвы на харре1 кто-то подошёл к нему и сказал:
Поистине, Ибн Ханзаля призывает людей поклясться в (том, что они будут сражаться) насмерть».
(На это ‘Абдуллах бин Зайд, да будет доволен им Аллах,) сказал:
После (смерти) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я уже никому не стану клясться в этом».
1 Харра — лавовые поля, окружающие Медину. Имеется в виду сражение взбунтовавшихся жителей Медины с войсками халифа Йазида бин Му‘авийи, которое произошло 27 августа 683 г./27 зу-ль-хиджжа 63 года хиджры и закончилось победой правительственных войск.
1214 (2960). Сообщается, что Салама (бин аль-Аква‘), да будет доволен им Аллах, сказал:
Я принёс пророку, да благословит его Аллах и приветствует, клятву, (угодную Аллаху,) а потом укрылся в тени дерева, когда же количество людей (, находившихся вокруг него,) уменьшилось, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “О Ибн аль-Аква‘, а разве ты не поклянёшься (мне)?” Я сказал: “Я ведь уже поклялся, о посланник Аллаха!” Он сказал: “(Поклянись) ещё!”1 — и я снова поклялся (ему)”».
Люди спросили (Саламу):
«О Абу Муслим, в чём же вы клялись ему в тот день?»
Он ответил:
В том, что будем стоять) насмерть».
1 Не совсем ясно, почему пророк, да благословит его Аллах и приветствует, потребовал от Саламы бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, поклясться дважды. В комментариях указывается, что возможной причиной была отчаянная храбрость Саламы, да будет доволен им Аллах, или же то, что он сражался как в конном, так и в пешем строю.
1215 (2962, 2963). Сообщается, что Муджаши‘, да будет доволен им Аллах, сказал:
В своё время) мы вместе с моим братом пришли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, которому я сказал: “Прими у нас клятву в том, что мы совершим хиджру”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “(Время) хиджры прошло”.1 Я спросил: “Так в чём же нам поклясться (тебе)?” Он сказал: “В (том, что вы будете исповедовать) ислам и (принимать участие в) джихаде”».
1 Таким образом, этот разговор имел место после овладения мусульманами Меккой в 630 г., когда необходимость переселения мусульман в Медину по причине преследований со стороны идолопоклонников уже отпала.
Глава 994: Правитель должен требовать от людей (выполнения) лишь того, что они в состоянии (делать).
1216 (2964). Сообщается, что (однажды) Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Сегодня ко мне пришёл один человек и задал мне такой вопрос, ответа на который я не знал. Он сказал: “Скажи мне, а что если хорошо снаряжённый и энергичный человек отправится в военный поход вместе с нашими начальниками и станет приказывать нам то, выполнение чего окажется нам не под силу?”1 Я сказал: “Клянусь Аллахом, не знаю, что и сказать тебе, кроме того, что, когда мы были вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ему стоило приказать что-нибудь лишь один раз, и мы выполняли это. Поистине, с любым из вас всё будет в порядке до тех пор, пока он будет бояться Аллаха, если же у кого-то возникнут сомнения относительно (законности) чего-либо2, (пусть) спросит (об этом) того, кто (сможет дать ему такой ответ, который) избавит его (от сомнений), однако скоро уже настанет такое время, когда вы не сможете находить (таких людей). Клянусь Тем, помимо Кого нет иного бога, поистине, (думая о) том, что в этой жизни уже прошло (и что осталось), я (могу сравнить это) лишь с прудом, чистая вода которого исчезла, а осталась одна только муть!”»
1 Этот человек хотел спросить, следует ли им подчиняться ему в подобных обстоятельствах?
2 То есть относительно соответствия этого установлениям шариата.
Глава 995: Если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не начинал сражение спозаранку, он откладывал его до тех пор, пока солнце не начинало клониться к закату.
1217 (2965, 2966). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда в один из дней посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повстречал врагов1, он ждал, пока солнце не стало клониться к закату2, а потом встал среди людей и обратился (к ним с такими словами): «О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха об избавлении3, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что рай находится в тени (ваших) мечей!» Затем (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «О Аллах, ниспосылающий Книгу, приводящий в движение облака, победивший союзные племена4, разбей их и приведи нас к победе над ними! /Аллахумма, мунзиля-ль-китаби, ва муджрийа-с-сахаби ва хазима-ль-ахзаби-хзим-хум ва-нсур-на ‘аляй-хим!/»
1 Иначе говоря, во время одного из военных походов.
2 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пережидал жару, чтобы людям было легче сражаться.
3 Имеется в виду избавление от всего дурного.
4 Речь идёт о союзных племенах, осадивших Медину в апреле 627 года.
Глава 996: О том, что было сказано относительно знамени пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
1218 (2976). Сообщается, что (однажды) аль-‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал аз-Зубайру, да будет доволен им Аллах: