Когда отсутствуют дела сердца.
Если кто-либо спросит: «У человека возникло какое-либо препятствие, наподобие высокомерия, зависти и т.д. и отсутствуют у него дела сердца, а также то, что из них вытекает, а это слова языка и внешние дела, исчезает ли у такого человека тасдык или нет?».
Ответом на это будет: «Даже, если у него останется тасдык, то это такой тасдык, который не принимается в расчет. В текстах шейх аль-Ислама приходит, что тасдык исчезает или отсутствует при отсутствии дел сердца. То есть он имеет в виду, что в этом случае исчезает тасдык, приносящий пользу, который считается Иманом. Уже предшествовало, что тасдык, не обязывающий к делам сердца, не является Иманом по единогласному мнению мусульман.
Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «Обязательно должно сопутствовать тасдыку что-либо из любви к Аллаху и трепета перед Ним, а если же ничего из этого не будет присутствовать, то такой тасдык абсолютно не считается Иманом. Напротив, он подобен тасдыку фараона, яхудов и иблиса» (маджму фатава 7/307).
Также он сказал: «Основой куфра иблиса, фараона, яхудов и им подобных не является отсутствие тасдыка и знания. Так как, когда иблис совершил куфр, никто не сообщал ему какого-либо известия, напротив, Всевышний Аллах приказал ему сделать земной поклон для Адама, а он отказался, возгордился и стал одним из кафиров. Куфр иблиса был по причине отказа и высокомерия и того, что за этим следует, но никак не по причине такзиба.[42] Также фараон и его народ. Они отрицали знамения Аллаха, будучи несправедливыми и возвышаясь, хотя в своих душах они были убеждены в них. Муса, мир ему, сказал фараону: «Он сказал: «Ты уже знаешь, что никто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений» («Перенос ночью», 102). Тут могут быть два варианта. Первый: высокомерие, отказ, зависть и т.п. являются причинами куфра и обязывают к отсутствию знания и тасдыка, который является Иманом. Если у человека будут присутствовать знание и полноценный тасдык, то они приведут его к подчинению и преданию себя Аллаху, если у него есть на это возможность. Подобно тому, как твердое желание приводит к осуществлению желаемого, если есть на то возможность. Становится ясным, что если не осуществляется желаемое, при наличии возможности, то это указывает на то, что в сердце человека находится не твердое желание, а просто переживание. Точно также если отсутствует любовь к Аллаху и подчинение Ему, к которым обязывают тасдык и знание, то это указывает на то, что то, что содержится в сердце, не является тасдыком и знанием, как об этом заявляют некоторые группы, напротив, в нем присутствуют сомнения и недоверие. Противоположное этому является основой мнения Джахма, ас-Салихи и аль-Аш’ари (в том, что известно от него), а также мнением большинства сподвижников последнего, таких как коды Абу Бакр и тех, кто за ним последовал, а это те, кто сделал внутренние и внешние дела последователями Имана, но никак не его частью. Они считают то, при исчезновении чего исчезает Иман, чем-то неразлучным с тасдыком и абсолютно не допускают, что вместе с куфром может быть внутренний тасдык[43].
Второй: в сердце человека присутствует знание об Истине и ее признание (тасдык), однако, зависть, высокомерие и т.п., которые находятся у него в сердце, являются препятствием для подчинения и предания сердца, а также его любви. Это не является подобным твердому желанию, основанному на знании, так как желание, при наличии возможности, приводит к осуществлению желаемого. Знание об Истине и ее признание (тасдык), при наличии возможности совершать дела, не является тем, что обязывает к этим делам, напротив, вместе с этим знанием и тасдыком должны присутствовать желание Истины и любовь к ней».
Завершил он, да помилует его Аллах, это свое высказывание словами: «Просто тасдык и знание не приводят к любви, пока сердце не будет свободно от зависти и высокомерия. Так как человеческая душа создана так, что она склоняется к любви к Истине и она (любовь) соответствует ей. Нет ничего любимей для здоровых сердец, чем Аллах. Это и есть Ханифия - религия Ибрахима ﷺ, которого Аллах избрал себе другом. Сказал Всевышний Аллах: «В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом со здоровым сердцем» («Поэты», 88-89).
Простое знание не обязывает к любви, если в душе не будет какой-то другой побуждающей силы».
Затем он сказал: «Тот, кто враждует с Аллахом и Его посланником и сопротивляется им, эти его поступки являются последствием его отказа от поминания Аллаха и Его посланника в благом, а также отказа от поминания того, что приведет к любви. По этой причине знания этого человека умножаются так, что он может забыть их. Как сказал Всевышний: «Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он забыл» («Собрание», 19), также Он сказал: «Не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежным к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» («Пещера», 28). В таком состоянии у человека присутствуют тасдык и знание, которым сопутствуют ненависть и вражда. Эти тасдык и знание являются слабыми и если бы не ненависть и вражда, то они привели бы человека к любви к Аллаху и Его посланнику, по причине чего он стал бы верующим. Поэтому, из условий Имана наличие полноценного знания» (маджму фатава 7/534-537)[44].
Также он, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается иблиса, фараона, яхудов и им подобных, то находящиеся в их душах куфр, желание возвыситься и зависть, стали препятствиями любви к Аллаху и поклонению сердца Ему, без которых Иман не будет присутствовать. Поэтому в их сердцах появилась неприязнь к довольству Аллаха и их сердца последовали за тем, что гневит Аллаха, что в свою очередь является куфром, при котором знание не приносит пользу» (маджму фатава 7/562).
Если внешние проявления Имана (слова и дела) являются тем, к чему обязывают его внутренние проявления, и если тасдык приводит к любви только тогда, когда не будет никакого препятствия для этого, и будет присутствовать какая-либо причина, из-за которой возникает любовь, то будет ошибкой говорить, что: «Тасдык является тем, что вызывает все остальные составные части Имана. Как на то указал шейх аль-Ислам в своих словах: «Эти две основы обязательно должны присутствовать в Имане: признание (тасдык) Истины и любовь к ней. Первое является основой слов, а второе – основой дел. Затем полноценная любовь, при наличии возможности, обязательно приводит к движениям тела, проявляющихся в словах и внешних делах, как это уже предшествовало. Поэтому те люди, которые сделали простое знание и тасдык тем, что вызывает все остальные составные части Имана или все то, что называется Иманом, совершили ошибку. Напротив, в человеке обязательно должны присутствовать знание и любовь. Знание является условием в любви к возлюбленному, также как и жизнь является условием для знания. Однако, знание о чем-либо и признание (тасдык) его существования не приводит к любви к этой вещи, пока между знающим об этой вещи и самой вещью не будет какой-либо причины, из-за которой он ее любит. Поэтому бывает так, что человек признает существование многих вещей и знает о них, но в то же время ненавидит их. Наподобие того, как он признает существование шайтанов и кафиров, но он ненавидит их. Само по себе признание (тасдык) существования чего-либо не требует любви к нему. Однако, Аллах Свят Он, Сам по себе достоин, чтобы Его любили и поклонялись Ему, и чтобы ради Него любили Его посланника. В сердцах присутствует некое содержание, которое требует любви к Аллаху и подчинения Ему. Также это содержание требует знания о Нем и Его признания (тасдык). Поэтому тот человек, который признает (тасдык) Аллаха и Его посланника, но не является любящим Аллаха и Его посланника, не является верующим до тех пор, пока в его сердце вместе с тасдыком и знанием не будет присутствовать любовь к Аллаху и Его посланнику. И если в сердце человека присутствует тасдык к Аллаху и любовь к Нему, то его тело обязательно должно прийти в движение, произнося слова и совершая внешние дела…» (маджму фатава 7/541)[45].