Разделяет и поддерживает мнение мужа
Одним из законоустановлений Аллаха в этой жизни предусматривается, что мужчина и женщина вместе решают жизненные проблемы. Они нужны и не могут обходиться друг без друга. Поэтому законоположения и предписания ислама исходят из того, что между ними должны быть совместные действия, тесное сотрудничество во всем. Ислам побуждал мужчину всегда помогать своей жене. Будучи для всех без исключения примером, образцом для подражания, посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, занимался делами своих родственников дома, пока не уходил на молитву, как вспоминала мать верующих Аиша, да будет доволен ею Аллах.
Мужчина в исламе всегда рядом с женой - и в работе, и при ведении домашних дел. В свою очередь и женщина всегда была рядом, одновременно с ним решала самые разные вопросы и делом и словом, высказывая свое мнение.
История донесла до нас, как мусульманка, например, шла бок о бок с мужчиной в военных походах. Она подносила воду страдающим от жажды и оказывала помощь раненым, вызывала энтузиазм и поднимала боевой дух, проявляла стойкость, когда воины обращались в бегство. Она всегда занимала позицию, достойную правоверной - искренней и мужественной. Это не раз отмечал посланник Аллаха, как уже говорилось в предыдущих разделах этой книги.
Активное участие мусульманской женщины в общественной жизни не сводилось только к оказанию поддержки и помощи мужчине во время войны. Она всегда рядом с ним и в мирное время - высказывает свое благоразумное мнение и полезный совет, укрепляет его дух в случае горя или несчастья, оказывает помощь в трудный час.
История сохранила нам немало имен видных деятелей исламского движения, которые прислушивались к советам своих жен. В первую очередь мы можем сослаться на пример посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Он учитывает мнение Хадиджи, Умм Саля-ма, Аиши и других жен. Абдалла бен аз-Зубайр прислушивался к мнению своей матери - Асмаа. Аль-Валид ибн Абд аль-Малик учитывал мнение своей жены Умм аль-Банин, дочери Абд аль-Азиза ибн Марван. Ар-Рашид советовался со своей женой Зу-байдой. Таких примеров в истории ислама очень много.
И это вполне естественно. Сознательная мусульманка никогда не забывает, какую огромную ответственность возложил ислам на ее плечи, вменяя ей в обязанность максимально помогать мужу во всем, окружать его вниманием и радовать всем, что нравится его человеческой природе, доставляет удовольствие его чувствам, душе и сердцу, способствует повышению его работоспособности и активности. Поэтому она никогда не скупилась на высказывание своего мнения когда видела, что это для него нужно. Всегда незамедлительно становится на его сторону, поддерживает и поощряет его, сочувствует и советует.
Первая мусульманка, духовная мать мусульман, Хадиджа бинт Хувайлид - наилучший пример жены, оказывающей благотворное влияние на мужа. В тот день, когда на благородного посланника было ниспослано с небес первое откровение, он вернулся домой к верной Хадидже напуганный случившимся. Он дрожал. Войдя к Хадидже, воскликнул: «Укутай меня! Укутай меня!» С самого начала Хадиджа встала на сторону мужа, помогала ему и словом, и делом, высказывала свое мнение, одобряла и поощряла. А теперь давайте послушаем духовную мать мусульман Аишу, ее рассказ о том, как было ниспослано первое откровение, сошедшее на посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. И замечательное поведение Хадиджи, ее образцовая позиция в отношение благородного посланника. Рассказ этот приводят аль-Бухари и Муслим. Аиша рассказала: «Откровение начиналось с того, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, спал и к нему явилось ясное, четкое видение. Он воспринимал его не иначе как зарю, утренний рассвет. Он был в одиночестве в пещере на склоне горы Хира, занимался молитвами, размышлениями и созерцанием. Захватив с собой немного еды, он уходил на несколько суток, чтобы в полном одиночестве «очищаться», т.е. просить путем молитвы помочь очистить себя от инстинктивных побуждений, которые он признавал противозаконными, а следовательно - греховными. Месяц рамадан, который традиционно был месяцем поста у ку-райшитов и большинства других арабских племен, он проводил в полюбившемся ему одиночестве на горе Хира, возвращаясь к Хадидже, только чтобы запастись провиантом. И вот однажды, когда он спал в пещере явился. Ему ангел и сказал: «Читай». Он ответил: «Я не умею читать». Но ангел сдавил меня и снова сказал: «Читай». Я снова ответил: «Я не умею читать». Он вновь сдавил меня, не позволяя вздохнуть и повелел: «Читай». Я вновь ответил: «Я не умею читать». Третий раз сдавил меня, да так, что мне с трудом удалось выдержать, но потом отпустил и сказал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! Господь твой щедрый, который научил калямом, научил человека тому, чего он не знал». Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, выбежал из пещеры и бросился домой к своей верной Хадидже. Он вбежал к ней, весь дрожа, и сказал: «Укутай меня!» Она накрыла его. Он обратился: «О Хадиджа! Что со мной?!» И рассказал ей, что произошло, а в заключении отметил: «Я испугался. Мне было страшно». Хадиджа ответила: «Клянусь Аллахом, не посрамит тебя Аллах. Ты добр и справедлив к своей семье, помогаешь тем, кто нуждается в помощи, всегда говоришь правду, всегда гостя принимаешь, как надо, помогаешь тем, с кем случилась беда. Во всей Мекке ты самый большой праведник».
Чтобы убедить его в том, что ничего плохого не произошло, Хадиджа привлекла своего двоюродного брата по отцовской линии Вараку. Его полное имя - Варака ибн Науфаль ибн Асу ибн Абдаль-Узза. Надо пояснить, что Варака - богоискатель - ханиф, жил с ними на правах члена семьи. Он был целиком поглощен своими религиозными заботами. Он умел читать и писать и слыл знатоком различных вероучений. Ханифами тогда арабы называли богоискателей, во взглядах которых были идеи единобожия, которые еще до ислама отвергли язычество, жили строго и праведно. Он обратился в христианство, когда все окружающие его были многобожниками. Как раз в это время он работал над переводом Евангелия на арабский язык.
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, рассказал Бараке, что ему виделось ночью в пещере на склоне горы Хира. Барака высказал мнение, что это был Намус, который некогда являлся пророку Мусе (Моисею), да будет над ним мир. Очевидно, Барака имел в виду ангела Джабраила. Барака выразил сожаление, что из-за своего преклонного возраста не сможет помочь Мухаммеду, да будет над ним благовеление Аллаха, когда у него будут трудности в отношениях с соплеменниками.
Поистине, сказанное выше о Хадидже со всей убедительностью свидетельствует, какой прекрасной женой была она, да будет доволен ею Аллах. Она могла высказаться по многим вопросам, обладала внутренней силой, твердостью духа, умением глубоко вникнуть в суть дела, была дальновидной. Став женой Мухаммеда, да будет над ним благовеление Аллаха, она признала его нравственное и духовное превосходство. Хадиджа окружила его вниманием и заботой и стала ему верным другом, способным глубоко понимать, разделять радости и тревоги, поддержать и одобрить в трудную минуту. Она видела в благородном посланнике высокие нравственные качества- доброту и прямодушие, справедливость и честность. Своей проницательностью она догадывалась, что за этим новым состоянием, которое охватило посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, кроется дело огромной важности. Аллах готовил Своею посланника. И раздался ее нежный голос, неся ему радостную весть, вселяя в его сердце уверенность и спокойствие: «Возрадуйся и успокойся. Клянусь Тем, в чьих руках находится моя судьба, ты будешь пророком».
Первая Духовная мать мусульман Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, была для благородного посланника верной помощницей. Уже этим она заслужила бессмертие. Она первая уверовала в Аллаха и Его
посланника, встала на сторону своего мужа и поддерживала его, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, всячески помогала ему в самые тяжелые периоды гонений и травли, которым он подвергся в начале своей пророческой деятельности. Она стойко переносила вместе с ним выпавшие на его долю гонения и преследования. Ибн Хишам, автор «Ас-Сира» пишет в своем труде: «Хадиджа бинт Хувайлид приняла ислам, глубоко уверовав и признав правдивым все, что пришло к нему от Аллаха. Она всячески помогала ему в его деле. Она была первым человеком, уверовавшим в Аллаха и Его посланника, признавшим истинным то, что он проповедовал. Этим самым Аллах облегчил тяжесть, возложенную на плечи Его пророка, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать». Такой позицией Хадиджи Аллах утешал его. Она всегда поддерживала его, подтверждала правильность его деятельности и тем самым помогала ему восстанавливать веру в себя и вести и дальше свою трудную миссию... Да помилует ее Аллах!
Она была надежной подругой женщин и по праву истинным образом несла нелегкую ношу правдивейшего образа жизни и действий. И не удивительно, что она заслужила у Всевышнего высокую оценку. Аллах посылает ей через своих посланников Джабраила и Мухаммеда, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, радостную весть о доме в раю, как об этом сообщается в хадисе, записанном Абу Хурайра: «Джаб-раил явился к пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и возвестил: «О посланник Аллаха! Вот Хадиджа пришла к тебе. У нее с собой сосуд, в котором приправа, все, что едят с хлебом, вернее, что нужно есть и пить. Прочитай ей пожелания от ее Господа и от меня. Обрадуй ее вестью о том, что в райской обители ей уготован дом из полой жемчужины».
Праведная мусульманка дает своему мужу советы, когда ему очень нужен тот, кто сможет посоветовать ему. Тем самым она совершит прекрасное благодеяние для своего мужа.
Немеркнущим примером такого благодеяния является очень подходящий, удачный совет, который дала духовная мать мусульман Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, проявив глубокое видение сути вопроса и мудрость. Дело касалось позиции мусульман к договору с курайшитами из Мекки, заключенному в долине Худайбийя.
Это было в феврале 628 года. Шел шестой год хиджры. Умм Саляма сопровождала благородного посланника в его поездке в Мекку для совершения малого хаджа. Как известно, узнав о намерении мусульман совершить умру, курайшиты решили не допустить посланника и его сторонников в Мекку к Священному дому. Тогда в долине аль-Худайбийя был заключен договор между посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и курайшитами. Он предусматривал перемирие на десять лет. Условия договора касались и беглецов с той и другой стороны. Мухаммед обязался выдавать, т.е. возвращать обратно, курайшитам всех их соплеменников, которые придут к нему, т.е. примут ислам и убегут в Мадину. Курайшиты же, напротив, не обязаны были выдавать ему тех, кто убежит от него в Мекку. Кроме того, предусматривалось, что в этом году, после заключения договора, мусульмане вернутся к себе домой, так и не побывав в Мекке.
Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, понимал благодаря своей проницательности и дальновидности, что договор этот внешне выглядел как несправедливое для мусульман перемирие, но по существу был благом для мусульман и ислама, их важной победой.
Что же касается его сподвижников, то для них оказалось совершенно неожиданным делом, когда им стали известны условия договора. Они считали, что договор ущемляет их права, более того - губителен. Тем более, если учесть, что они обладали численным перевесом с чисто военной точки зрения и победили бы. Чувства недовольства сподвижников выразил Омар ибн аль-Хаттаб. Он пришел к Абу Бакру и спросил: «Разве он не посланник Аллаха?» Тот ответил:«Да, конечно, посланник Аллаха!» Омар спросил: «Разве мы не мусульмане?» Тот ответил: «Да, конечно, мы мусульмане». Омар опять спрашивает: «Разве они не многобожники?» Тот ответил: «Да, конечно, многобожники». Омар опять спрашивает: «Так почему же мы совершаем дурной поступок по отношению к нашей религии?»
Абу Бакр предупредительно сказал ему: «О Омар! Следуй его повелению. Я свидетельствую, что он - посланник Аллаха». Омар ответил: «И я свидетельствую, что он - посланник Аллаха».
Омар ибн аль-Хаттаб не ограничился этим диалогом, пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и обратился к нему с теми же вопросами, которые задавал Абу Бакру. Отвечая на его последний вопрос «Так почему же мы...» посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Я раб Аллаха и посланник Его. Я не поступаю вопреки Его повелению. Он не погубит меня». Омар понял, что совершил ошибку, пытаясь возражать.
После того, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, закончил с заключением договора о перемирии, он повелел своим сподвижникам совершить жертвоприношение верблюдов и обрить головы. Но никто не послушался его. Пророк зашел к жене Умм Са-ляме и рассказал ей об этом. И здесь проявилась ее проницательность. Она сказала: «О, посланник Аллаха! Выйди, и, ничего не говоря им, принеси верблюдиц в жертву и обрей голову».
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, прислушался к совету так и сделал. Сподвижники увидели и устремились последовать его примеру- они приносили в жертву животных и брили друг другу головы.
После этого мусульмане одумались, ибо уяснили себе насколько дальновидным был благородный посланник, заключивший перемирие. Оно оказалось великой победой, ибо после заключения договора при
Худайбийи ислам приняло большое количество людей, больше чем за все время до этого. В сборнике хадисов Муслима «Достоверный» говорится, что Всевышний ниспослал откровение «Мы помогли тебе одержать убедительную победу». Речь идет о победе, одержанной в результате заключения этого договора. Благородный посланник велел пригласить Омара, и когда тот пришел, провозгласил ему это откровение. Тот сказал: «О посланник Аллаха! Является ли это победой?» Он ответил: «Да». Омар успокоился и вернулся к себе.