Ты наставил ближнего твоего на грех. Ты
Растлеваешь душу соблазненного и похищаешь
У него то, что принадлежит вечности
». Приглашать на пьяное сборище юношу
Или девушку, подстрекать к отмщению
Обид, соблазнять развратными зрелищами
Или рассказами, отговаривать соблюдать
Пост, заниматься сводничеством, предоставлять
Свое жилище для пьянства и развратных
Сборищ — все это соучастие в нравственном
убийстве ближнего. К этому греху
Относится убийство животных без нужды в
Пропитании, истязание.
Уныние чаще всего происходит от чрезмерной
Занятости собой, своими переживаниями,
Неудачами, что приводит к угасанию
Любви к окружающим, равнодушию к чужим
Страданиям, неумению радоваться чужим
Радостям, зависти. Основа и корень нашей
Духовной жизни и силы — любовь ко Христу,
И ее нужно в себе растить и воспитывать.
Всматриваться в Его образ, прояснять и углублять
Его в себе, жить мыслью о Нем, а не
О своих мелких суетных ударах и неудачах,
13*
Отдавать Ему свое сердце, — это и есть
Жизнь христианина. И тогда в сердце нашем
Воцарятся тишина и мир, о котором говорит
святой Исаак Сирин: «Умирись с собой, и
мирятся с тобою Небо и земля».
Человекоугодие. Мы впадаем в этот
Грех, желая понравиться другому человеку,
Боясь опозориться перед ним. Из человеко-
Угодия мы часто не обличаем очевидного
Греха, соучаствуем во лжи.
Чревонеистовство — излишество в
Пище и питии, пьянство, чувственность,
Плотоугодие, любовь к чувственным удовольствиям,
К деликатным кушаньям.
Чревоугодие — один из целого ряда
Грехов против ближних, семьи и общества.
Оно проявляется в привычке неумеренного,
Чрезмерного употребления пищи, то есть
Объедания или в пристрастии к утонченным
Вкусовым ощущениям, услаждении
Себя пищей. Конечно, разным людям требуется
Разное количество пищи для поддержания
Своих физических сил — это зависит от
Возраста, телосложения, состояния здоровья,
А также от тяжести работы, которую выполняет
Человек. В самой пище нет никакого
Греха, ибо это дар Божий. Грех заключается
В отношении к ней как к вожделенной
Цели, в поклонении ей, в сладострастном
Переживании вкусовых ощущений, разговорах
На эту тему, в стремлении тратить как
Можно больше денег на новые, еще более
Изысканные продукты. Каждый кусок пищи,
Съеденный сверх утоления голода, всякий
Глоток влаги после угашения жажды, просто
Для удовольствия, — это уже чревоугодие.
Сидя за столом, христианин должен не дать
увлечь себя этой страсти. «Чем больше дров,
Тем сильнее пламя; чем больше яств — тем
яростнее похоть» (Авва Леонтий). «Чревоугодие
— мать любодеяния», — сказано в одном
Древнем патерике. А святой Иоанн Ле-
ствичник прямо предостерегает: «Возобладай
Над чревом, пока оно над тобою не
возобладало».
Блаженный Августин сравнивает тело с
Яростным конем, увлекающим душу, необузданность
Которого следует укрощать
Уменьшением пищи; для этой цели главным
Образом и установлены Церковью посты.
Но «берегитесь измерять пост простым
Воздержанием от пищи, — говорит святитель
Василий Великий. — Те, которые воздерживаются
От пищи, а ведут себя дурно,
Уподобляются диаволу, который, хотя ничего
не ест, однако же, не перестает грешить».
Во время поста необходимо — и это главное
— обуздать свои мысли, чувства, порывы.
Лучше всего о смысле постя духовного говорится
в одной великопостной стихире.- «Постимся
Постом приятным, благоугодным Гос-
подеви: истинный пост есть злых отчужде373
Ние, воздержание языка, ярости отложение,
Похотей отлучение, оглаголания, лжи и
клятвопреступления: сих оскудение, пост
истинный есть и благоприятный». Как бы
Ни был труден пост в условиях нашей жизни,
К нему надо стремиться, его необходимо
Сохранять в быту, особенно пост внутренний,
Духовный, который у отцов называется
Целомудрием. Сестра и подруга поста — молитва,
Без которой он превращается в самоцель,