Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно
Для себя пройти через исповедь
— говорят общие фразы: «во всем
грешна», или распространяются о мелочах,
Умалчивая о том, что действительно должно
Тяготить совесть. Причиной тому является и
Ложный стыд перед духовником, и нерешительность,
Но особенно — малодушный
Страх всерьез начать разбираться в своей
Жизни, полной мелких, ставших привычными
Слабостей и грехов. Опасно деление грехов
на «тяжкие» и «легкие». Такие «легкие»
Грехи, как ложь (хотя бы и бескорыстная),
Похотливые помыслы, грубость в общении с
Людьми, развращают и порабощают душу, и
Бороться с ними, как правило, бывает труднее,
Чем с тяжкими. Можно привести известный
святоотеческий образ: убрать груду
Мелких камней требует большего труда, чем
Передвинуть равновеликий им по весу большой
Камень. Греховный образ жизни, превратившийся
В норму, порочные привычки
И склонности, на которые зачастую не обращают
Внимания, можно уподобить злокачественной
Опухоли, незаметной снаружи,
Но изо дня в день подтачивающей душу и
Отравляющей весь духовный организм человека.
Не надо бояться называть вещи своими
именами: прелюбодеяние, блуд, убийство
Зачатого плода — смертные грехи,
Нераскаянность в них лишает спасения,
Обрекает на вечные муки. Об этом надо
говорить прямо. «Знайте, любезнейшие, —
Писал валаамский старец Дамаскин, —
В чем откроетесь отцу духовному, того не
Будет записано у диавола, а о чем не раскаетесь,
То будет записано у него; то и прошу
Любовь вашу всмотреться — не лучше ли
Здесь загладить покаянием, нежели там мукою,
— чего не дай Боже?»
«Откровенная исповедь, — говорил
Псково-печерский старец Савва, — врачует
Душевные и даже телесные недуги, искореняет
Страсти, в душу смущенного возвращается
Прежний мир, спокойствие, а иначе
Душа черствеет и чернеет еще больше. Кто
Истинно кается и живет благочестиво, у
Того и лицо цветет, а сердце радуется и веселится.
Лицо человека — зеркало души...
И не надо стыдиться открывать свои мерзости.
Надо жертвовать всем для чистоты
и святости нашей, только бы не погибнуть!
И блудницы бывают праведны, нужно только
Искренно каяться и не грешить больше.
Если не обличим себя здесь, то будем
обличены на страшном суде». Преподобный
Варсонофий Оптинский предупреждал,
Что неисповеданный грех разрушающе
Действует на человека и приводит душу к
Смерти.
«Подходя к исповеди, — писал святой
Праведный Алексий (Мечев), — должно сознать
То, что грешен я, виноват, до мелочей
Рассмотреть со всех сторон все так, чтобы
Это опротивело, почувствовать благость Бо-
жию: Господь пролил за меня кровь, заботится
Обо мне, любит меня, готов, как мать, принять
Меня, обнимает меня, утешает, а я все
грешу и грешу».
Грехи на исповеди называются вслух,
Членораздельно, сосредоточенно и так, что
Бы в словах исповеди отражалось покаянное
Состояние духа и стремление как бы
Оторвать грех с его корнем и освободиться
от него. «Бог хочет услышать от нас не потому,
Что Сам не знает их, — писал преподобный
Ефрем Сирин. — Напротив, Ему угодно,
Чтобы мы сами через исповедь осознали
свои грехопадения», «Хотя Господь Бог все
Ведает слабости наши, и даже не соделанная
Предвидит, и не имеет нужды, чтобы пересказывать
Ему о том, что известно Ему; однако
За нашу пользу, чрез пророка Своего,
говорит или приказывает: «Глаголи ты пер-
вее беззакония твоя, да оправдишися». И так
Видите, сколь необходимо нужно для очищения
Грехов устное исповедание, без коего
Невозможно ни начала благого положить,
Ни спастись, ни спокойну в духе своем быть;
Почему и должно рассмотреть бывшее и
раскрыть», — писал преподобный старец
Антоний Оптинский.
Говорить надо точно, не затемняя неприглядности
Греха общими выражениями.
Надо ли подробно рассказывать о своих грехах?
На это старцы отвечают так:
«Когда метут комнату, то не занимаются
Рассматриванием сора, а все в кучу да и вон.