Чистота бывает внешней и внутренней. 5 страница
О том, как следует испрашивать благословения
Испрашивать благословения желательно во всех случаях, когда мусульманин хочет совершить что-либо дозволенное или отказаться от этого. Испрашивание благословения состоит из совершения молитвы в два раката и обращения к Аллаху с особой мольбой, во время которой человек признает свою слабость и недостаток знания и просит Аллаха внушить ему, как нужно поступать, облегчить для него достижение этого и избрать для него то, что станет для человека благом в обоих мирах, и удалит его зла в обоих мирах. Аллах Всевышний сказал:
â(#qãZÏètFó$#urÎö9¢Á9$$Î/Ío4qn=¢Á9$#ur4$pk¨XÎ)urîouÎ7s3s9wÎ)n?tãtûüÏèϱ»sø:$#á
«Обращайтесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, она тяжела (для всех), кроме смиренных...»[183]
О том, как следует испрашивать благословения, сообщается в хадисе Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал:
- Посланник Аллаха, , учил нас, как следует просить Аллаха о благословении во (всех) делах подобно тому, как он учил нас (той или иной) суре Корана. Он говорил:
] إِذَا هَمَّ أَحَدُكُمْ بِالْأَمْرِ ، فَلْيَرْكَعْ رَكْعَتَيْنِ مِنْ غَيْرِ الْفَرِيضَةِ ثُمَّ لِيَقُلْ : اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْتَخِيرُكَ بِعِلْمِكَ ، وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ ، وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيمِ ، فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَلَا أَقْدِرُ ، وَتَعْلَمُ وَلَا أَعْلَمُ وَأَنْتَ عَلَّامُ الْغُيُوبِ ، اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الْأَمْرَ ، خَيْرٌ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي - أَوْ قَالَ- عَاجِلِ أَمْرِي وَآجِلِهِ ، فَاقْدُرْهُ لِي وَيَسِّرْهُ لِي ثُمَّ بَارِكْ لِي فِيهِ ، وَإِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الْأَمْرَ شَرٌّ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي - أَوْ قَالَ- فِي عَاجِلِ أَمْرِي وَآجِلِهِ فَاصْرِفْهُ عَنِّي وَاصْرِفْنِي عَنْهُ ، وَاقْدُرْ لِي الْخَيْرَ حَيْثُ كَانَ ثُمَّ أَرْضِنِي - قَالَ - : وَيُسَمِّي حَاجَتَهُ[
«Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два раката, а потом скажет: “О Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и я прошу Тебя придать мне сил Твоим могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно все о сокрытом! О Аллах, если знаешь Ты, что это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел[184] (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то предопредели его мне, облегчи его для меня и ниспошли мне Твое благословение в этом. Если же Ты знаешь, что это дело окажется злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то отврати его от меня, и отврати меня от него и, суди мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворенности им /Аллахумма, инни астахиру-кя би-‘ильми-кя, ва астакдиру-кя би-кудрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азыми, фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та‘ляму ва ля а‘ляму ва Анта ‘Алляму-ль-гуййуб! Аллахумма, ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати ’амри (‘аджили ’амри ва аджили-хи) фа-кдур-ху ли, ва йассир-ху ли сумма барик ли фи-хи. Ва ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати ’амри (‘аджили ’амри ва аджили-хи) фа-сриф-ху ‘ан-ни, ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур ли-ль-хайра хайсу кяна, сумма арды-ни би-хи/”». (А затем пророк, ,) говорил: «И (человеку следует) сказать, чего он хочет».[185]
О правилах поведения в пути
Согласно шариату в пути следует соблюдать определенные правила поведения, которые облегчают трудности путешествия. Человеку, который собирается поехать куда-либо по свом делам, желательно поискать себе праведных попутчиков и не отправляться в путь в одиночку. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:
] الرَّاكِبُ شَيْطَانٌ ، وَالرَّاكِبَانِ شَيْطَانَانِ ، وَالثَّلَاثَةُ رَكْبٌ[
«Один всадник - шайтан, два всадника - два шайтана,[186] а трое (всадников это уже) караван».[187]
Перед тем как отправиться в путь, следует испросить у Аллаха благословения, к чему побуждал мусульман посланник Аллаха, .
Согласно сунне людям, которые собираются отправиться в путь, необходимо избрать одного из них старшим, который будет руководить ими, советуясь с ними, так как посланник Аллаха, , сказал:
] إِذَا خَرَجَ ثَلَاثَةٌ فِي سَفَرٍ فَلْيُؤَمِّرُوا أَحَدَهُمْ [
«Если трое отправятся в путь, пусть назначат одного из них старшим».[188]
Путнику, который сядет верхом, следует обратиться к Аллаху с мольбой, на что указывает хадис Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который передал, что, когда посланник Аллаха, , садился верхом на своего верблюда, отправляясь в путь, он трижды произносил слова “Аллах велик /Аллаху акбар/”, а потом говорил:
]سُبْحَانَ الَّذِي سَخَّرَ لَنَا هَذَا وَمَا كُنَّا لَهُ مُقْرِنِينَ وَإِنَّا إِلَى رَبِّنَا لَمُنْقَلِبُونَ، اللَّهُمَّ إِنَّا نَسْأَلُكَ فِي سَفَرِنَا هَذَا الْبِرَّ وَالتَّقْوَى وَمِنْ الْعَمَلِ مَا تَرْضَى ، اللَّهُمَّ هَوِّنْ عَلَيْنَا سَفَرَنَا هَذَا وَاطْوِ عَنَّا بُعْدَهُ ، اللَّهُمَّ أَنْتَ الصَّاحِبُ فِي السَّفَرِ ، وَالْخَلِيفَةُ فِي الْأَهْلِ ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ وَعْثَاءِ السَّفَرِ ، وَكَآبَةِ الْمَنْظَرِ ، وَسُوءِ الْمُنْقَلَبِ فِي الْمَالِ وَالْأَهْلِ ) . وَإِذَا رَجَعَ قَالَهُنَّ وَزَادَ فِيهِنَّ : ( آيِبُونَ تَائِبُونَ عَابِدُونَ لِرَبِّنَا حَامِدُونَ [(
«Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и, поистине, мы вернемся к Господу нашему! О Аллах, поистине, мы просим Тебя (помочь нам придерживаться) благочестия и богобоязненности в этом нашем путешествии[189] и совершать такие дела, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и станешь преемником в семье[190]; о Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от трудностей пути, от уныния, которое (может навеять) увиденное, и от всего дурного(, что может случиться) с имуществом и семьей[191]! /Субхана-ллязи саххара ля-на хаза, ва ма кунна ля-ху мукринина, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибун! Аллахумма, инна нас’алю-Кя фи сафари-на хаза-ль-бирра, ва-т-таква, ва мин аль-‘амали ма тарда! Аллахумма, хаввин ‘аляй-на сафара-на хаза, ва-тви ‘анна бу‘да-ху! Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари ва-ль-халифату филь-ахли, Аллахумма, инни а‘узу би-Кя мин ва‘са’и-с-сафари, ва кяабати-ль-манзари, ва су’и-ль-мункаляби фи-ль-мали ва-ль-ахль!/» Возвращаясь же, он повторял эти слова и добавлял к ним (следующее): «Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаем хвалу Господу нашему /Аййибуна, та’ибуна, ‘абидуна ли-Рабби-на хамидун/».[192]
Путнику следует сокращать обязательные молитвы с четырех до двух ракатов, так как Аллах Всевышний сказал:
â#sÎ)ur÷Läêö/uÑÎûÇÚöF{$#}§øn=sùö/ä3øn=tæîy$uZã_br&(#rçÝÇø)s?z`ÏBÍo4qn=¢Á9$#á
«А когда вы находитесь в пути, то не будет на вас греха, если вы укоротите молитву ».[193]
Женщине запрещается отправляться в путь без сопровождения близкого родственника, так как посланник Аллаха, , сказал:
]لَا يَحِلُّ لِامْرَأَةٍ تُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ؛ تُسَافِرُ مَسِيرَةَ يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ إِلَّا مَعَ ذِي مَحْرَمٍ عَلَيْهَا[
«Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, отправляться в поездку, (которая займет) день и ночь, без сопровождения близкого родственника[194]».[195]
Имеется в виду - такой близкий родственник (махрам), с которым, по шариату, запрещается вступать в брак. К числу таких родственников женщины относятся:
а) ее отец, родные братья, сыновья, дядья и деды;
б) отец ее мужа и ее отчим;
в) молочные родственники, степень родства которых, соответствует степени родства кровных родственников, перечисленных в пункте а).
Отношение к родителям
Никакая иная религия не отводит родителям столь высокое место, как ислам. Так, например, в одном из айатов Корана о поклонении Аллаху говорится в сочетании с упоминанием о добром отношении к родителям. Аллах Всевышний сказал:
â(#rßç6ôã$#ur©!$#wur(#qä.Îô³è@¾ÏmÎ/$\«øx©(Èûøït$Î!ºuqø9$$Î/ur$YZ»|¡ômÎ)á
«Поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним и (делайте) добро родителям, родственникам ».[196]
Проявление почтительности по отношению к родителям относится к числу таких дел, которые Всемогущий и Великий Аллах любит больше всего. Сообщается, что ‘Абдуллах (Ибн Мас‘уд), да будет доволен им Аллах, сказал:
- (Однажды) я спросил пророка, : «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он ответил: «Молитву, совершаемую в установленное для нее время[197]». Я спросил: «А после этого?» Он ответил: «Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям»...[198]
Шариат призывает проявлять почтительность по отношению к родителям во всех обстоятельствах, велит подчиняться их велениям, не гневаясь на них и никак не выражая свое раздражение, и побуждает проявлять к ним покорность, обходиться с ними мягко и не смотреть на них свысока. Аллах Всевышний сказал:
â*4Ó|Ós%ury7/uwr&(#ÿrßç7÷ès?HwÎ)çn$Î)Èûøït$Î!ºuqø9$$Î/ur$·Z»|¡ômÎ)4$¨BÎ)£`tóè=ö7tx8yYÏãuy9Å6ø9$#!$yJèdßtnr&÷rr&$yJèdxÏ.xsù@à)s?!$yJçl°;7e$é&wur$yJèdöpk÷]s?@è%ur$yJßg©9Zwöqs%$VJÌ2ÇËÌÈôÙÏÿ÷z$#ur$yJßgs9yy$uZy_ÉeA%!$#z`ÏBÏpyJôm§9$#@è%urÉb>§$yJßg÷Hxqö$#$yJx.ÎT$u/u#ZÉó|¹ÇËÍÈá
«Судил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и хорошо обходились с родителями. Если один из них у тебя состарится или оба, то не говори им: “Уф!”[199] - и не кричи на них, а говори им слова достойные. * И проявляй по отношению к ним смирение из милосердия и говори: “Господь мой, помилуй их, растивших меня, когда я был маленьким!”».[200]
Доброе отношение к родителям должно проявляться в словах, делах, предпочтении родителей самому себе и жене, а также стремлении в первую очередь выполнять их веления и угождать им в том, что не требует ослушания Аллаха, даже если они не являются мусульманами. Аллах Всевышний сказал:
bÎ)urâ #yyg»y_ #n?tã br& Íô±è@ Î1 $tB }§øs9 y7s9 ¾ÏmÎ/ ÖNù=Ïæ xsù $yJßg÷èÏÜè? ( $yJßgö6Ïm$|¹ur Îû $u÷R9$# $]ùrã÷ètB ( ôìÎ7¨?$#ur @Î6y ô`tB z>$tRr& ¥n<Î) 4 ¢OèO ¥n<Î) öNä3ãèÅ_ötB Nà6ã¥Îm;tRé'sù $yJÎ/ óOçFZä. tbqè=yJ÷ès? ÇÊÎÈ á
«А если они[201] станут понуждать тебя поклоняться наряду со Мной тому, о чем ты не знаешь, то не подчиняйся им, но относись к ним в этом мире хорошо и следуй путем тех, кто обратился ко Мне, (ведь) потом ко Мне вы вернетесь, и Я сообщу вам о том, что вы творили».[202]
Обязательно заботиться о престарелых родителях, доставлять им радость и расходовать на них средства в случае необходимости. Аллах Всевышний сказал:
â tRqè=t«ó¡o #s$tB tbqà)ÏÿZã ( ö@è% !$tB OçFø)xÿRr& ô`ÏiB 9öyz ÈûøïyÏ9ºuqù=Î=sù tûüÎ/tø%F{$#ur 4yJ»tGuø9$#ur ÈûüÅ3»|¡pRùQ$#ur Èûøó$#ur È@Î6¡¡9$# 3 $tBur (#qè=yèøÿs? ô`ÏB 9öyz ¨bÎ*sù ©!$# ¾ÏmÎ/ ÒOÎ=tæ á
«Они спрашивают тебя, что им (следует) расходовать. Скажи: “Все, что вы расходуете (должно доставаться) родителям, родственникам, сиротам, неимущим и путникам. И какое бы доброе дело вы ни совершили, поистине, Аллах об этом знает”».[203]
Детям, которые заботятся о престарелых родителях, следует спрашивать у них разрешения, прежде чем отправиться в путь, даже если речь идет об участии в джихаде на пути Аллаха, за исключением таких случаев, когда дело касается выполнения безусловной обязанности (фард ‘айн), так как родителям может понадобиться уход или какие-нибудь услуги, которые могут оказать только дети.
По отношению к матерям почтительность следует проявлять в особой мере, чтобы отблагодарить их за заботу, которую они проявляли о детях. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
]جَاءَ رَجُلٌ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ : يَا رَسُولَ اللَّهِ ، مَنْ أَحَقُّ النَّاسِ بِحُسْنِ صَحَابَتِي ؟ . قَالَ : ( أُمُّكَ ) . قَالَ : ثُمَّ مَنْ ؟ قَالَ : ( ثُمَّ أُمُّكَ ) . قَالَ : ثُمَّ مَنْ ؟ ،قَالَ : ( ثُمَّ أُمُّكَ ) . قَالَ : ثُمَّ مَنْ ؟ قَالَ : ( ثُمَّ أَبُوكَ )[
- (Как-то раз) один человек пришел к посланнику Аллаха, , и спросил:«О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он сказал: «Твоя мать». (Этот человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». (Человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». (Человек снова) спросил: «А кто потом?»- (и тогда) он сказал (ему): «Твой отец».[204]
Проявлением почтительности по отношению к родителям являются обращения к Аллаху с мольбами за них после их смерти, проявление уважения по отношению к их друзьям и выполнение их завещаний, так как Аллах Всевышний сказал:
â ôÙÏÿ÷z$#ur $yJßgs9 yy$uZy_ ÉeA%!$# z`ÏB ÏpyJôm§9$# @è%ur Éb>§ $yJßg÷Hxqö$# $yJx. ÎT$u/u #ZÉó|¹ á
«И проявляй по отношению к ним смирение из милосердия и говори: “Господь мой, помилуй их, растивших меня, когда я был маленьким!”».[205]
Указанием на это служат также слова посланника Аллаха, , который сказал:
] إِنَّ مِنْ أَبَرِّ الْبِرِّ صِلَةَ الرَّجُلِ أَهْلَ وُدِّ أَبِيهِ بَعْدَ أَنْ يُوَلِّيَ [
«Высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы после смерти своего отца человек поддерживал связи с теми, кого он любил».[206]
Отношение к детям
Доброта, мягкость и сострадание по отношению к детям являются благородными чувствами, которые Аллах вложил в сердца родителей. Эти чувства помогают воспитывать детей, приносят наилучшие результаты и оказывают наибольшее воздействие. Шариат побуждает сердца родителей проявлять жалость и милосердие по отношению к детям. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
- (Однажды, когда) пророк, , поцеловал аль-Хасана бин ‘Али, да будет доволен им Аллах, аль-Акра‘ бин Хабис, (увидевший это,) cказал: «Поистине, у меня есть десять сыновей, но я (ни разу) не поцеловал никого из них!» Тогда посланник Аллаха, , сказал:
] مَنْ لَا يَرْحَمُ لَا يُرْحَمُ [
«Не помилуют того, кто сам не жалеет (других)!» [207]
Ребенок имеет право на то, чтобы отец выбрал для него одно из самых красивых имен. Наилучшими именами являются ‘Абдуллах и ‘Абд ар-Рахман, так как посланник Аллаха, , сказал:
] إِنَّ أَحَبَّ أَسْمَائِكُمْ إِلَى اللَّهِ عَبْدُ اللَّهِ وَعَبْدُ الرَّحْمَنِ[
«Поистине, имена ‘Абдуллах и ‘Абд ар-Рахман относятся к числу тех имен ваших, которые Аллах любит больше всего».[208] Кроме того, родители не должны давать детям отвратительные имена. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, , всегда изменял безобразное имя[209]».[210]