Свидетельства Нового Завета
Догматическое богословие
Москва, 1997 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Литература.
Часть первая. Введение в догматическое богословие
Раздел I. догматическом богословие как наука
Понятие о догматическом богословии.
Предмет догматического богословия. Понятие о догматах
Свойства догматов.
1.2.1. Теологичность (вероучительность).
1.2.2. Богооткровенность.
1.2.3. Церковность.
1.2.4. Законообязательность (общеобязательность).
Догматы и богословские мнения
Догматы и догматические формулы и богословские термины
Догматические системы (исторический обзор)
Причины появления догматов
Основные принципы раскрытия содержания догматических истин
Назначение догматов.
Усвоение догматических истин человеческим сознанием
Развитие догматической науки
Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки
2.2. Теория «догматического развития»
Православный взгляд на развитие догматической науки
Задачи и метод богословской догматической науки
Литература
Раздел II Священное Предание
Священное Писание о Священном Предании
Понятие о Священном Предании
Соотношение Священного Писания и Священного Предания
Понимание Священного Предания в современном православном богословии
Формальное предание
2.3.1. Древние символы и исповедания веры
2.3.2. Соборные вероопределения.
2.3.3. Творения святых отцов и учителей Церкви
2.3.4 Литургическая практика Церкви
2.3.5. «Символические книги» Православия.
Раздел III Понятие о богопознании и его границы
Богопознание в жизни христианина. естественный и сверхестественный путь богопознания
Естественное богопознание (естественное Откровение)
Сверхъестественное богопознание
Характер и границы богопознания
Споры о характере и границах богопознания в IV веке
2.1.1. Евномианская доктрина
2.1.2. Учение о богопознании великих Каппадокийцев и святого Иоанна Златоуста
Споры о характере и границах богопознания в XIV веке
2.2.1. Доктрина Варлаама Калабрийского
2.2.2. Учение святителя Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии
Понятие об апофатическом и катафатическом богословии
Часть вторая. О Боге в Самом Себе
Раздел I. О Боге, едином в существе
Истина бытия Божия
Учение о существе Божием
Содержание учения о существе Божием
Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих
2.2.1. Самобытность
2.2.2. Неизменяемость
2.2.3. Вечность
2.2.4. Неизмеримость и вездеприсутствие
Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих
2.3.1. Отношение приписываемых существу Божию свойств к Самому Его существу
2.3.2. Истинность наших представлений о Боге
2.3.3. Катафатические свойства Божии
2.3.3.1. Разум, Премудрость и Всеведение
2.3.3.2. Святость и Свет
2.3.3.3. Всемогущество
2.3.3.4. Всеблаженство
2.3.3.5. Благость, Любовь и Милость
2.3.3.6. Правда Божия
2.3.3.7 Любовь и Правда Божий в их соотношении
2.3.4. Антропоморфизмы Священного Писания.
Раздел II. О Боге, Троичном в лицах
Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии
Аналогии Пресвятой Троицы в мире
Краткая история догмата о Пресвятой Троице
Доникейский период в истории троичного богословия.
3.1.1. Монархианство.
3.1.1.1. Динамизм или адопцианство.
3.1.1.2. Модализм
3.1.2. Учение Оригена о Троице
Тринитарные споры IV столетия
3.2.1. Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский
3.2.2. Доктрина Ария
3.2.3. Полемика с арианством в IV столетии
3.2.4. Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология
3.2.5. Духоборчество
Тринитарные заблуждения после II Вселенского Собора
Свидетельства Откровения о троичности Лиц в Боге
Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом Завете
4.1.2. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца.
4.1.3. Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и Сына
Свидетельства Нового Завета
4.2.1.Указания на троичность Лиц без указания Их различия
4.2.2. Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные Лица в отдельности