Свидетельства Нового Завета

Догматическое богословие

Москва, 1997 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Литература.

Часть первая. Введение в догматическое богословие

Раздел I. догматическом богословие как наука

Понятие о догматическом богословии.

Предмет догматического богословия. Понятие о догматах

Свойства догматов.

1.2.1. Теологичность (вероучительность).

1.2.2. Богооткровенность.

1.2.3. Церковность.

1.2.4. Законообязательность (общеобязательность).

Догматы и богословские мнения

Догматы и догматические формулы и богословские термины

Догматические системы (исторический обзор)

Причины появления догматов

Основные принципы раскрытия содержания догматических истин

Назначение догматов.

Усвоение догматических истин человеческим сознанием

Развитие догматической науки

Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки

2.2. Теория «догматического развития»

Православный взгляд на развитие догматической науки

Задачи и метод богословской догматической науки

Литература

Раздел II Священное Предание

Священное Писание о Священном Предании

Понятие о Священном Предании

Соотношение Священного Писания и Священного Предания

Понимание Священного Предания в современном православном богословии

Формальное предание

2.3.1. Древние символы и исповедания веры

2.3.2. Соборные вероопределения.

2.3.3. Творения святых отцов и учителей Церкви

2.3.4 Литургическая практика Церкви

2.3.5. «Символические книги» Православия.

Раздел III Понятие о богопознании и его границы

Богопознание в жизни христианина. естественный и сверхестественный путь богопознания

Естественное богопознание (естественное Откровение)

Сверхъестественное богопознание

Характер и границы богопознания

Споры о характере и границах богопознания в IV веке

2.1.1. Евномианская доктрина

2.1.2. Учение о богопознании великих Каппадокийцев и святого Иоанна Златоуста

Споры о характере и границах богопознания в XIV веке

2.2.1. Доктрина Варлаама Калабрийского

2.2.2. Учение святителя Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии

Понятие об апофатическом и катафатическом богословии

Часть вторая. О Боге в Самом Себе

Раздел I. О Боге, едином в существе

Истина бытия Божия

Учение о существе Божием

Содержание учения о существе Божием

Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих

2.2.1. Самобытность

2.2.2. Неизменяемость

2.2.3. Вечность

2.2.4. Неизмеримость и вездеприсутствие

Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих

2.3.1. Отношение приписываемых существу Божию свойств к Самому Его существу

2.3.2. Истинность наших представлений о Боге

2.3.3. Катафатические свойства Божии

2.3.3.1. Разум, Премудрость и Всеведение

2.3.3.2. Святость и Свет

2.3.3.3. Всемогущество

2.3.3.4. Всеблаженство

2.3.3.5. Благость, Любовь и Милость

2.3.3.6. Правда Божия

2.3.3.7 Любовь и Правда Божий в их соотношении

2.3.4. Антропоморфизмы Священного Писания.

Раздел II. О Боге, Троичном в лицах

Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии

Аналогии Пресвятой Троицы в мире

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

Доникейский период в истории троичного богословия.

3.1.1. Монархианство.

3.1.1.1. Динамизм или адопцианство.

3.1.1.2. Модализм

3.1.2. Учение Оригена о Троице

Тринитарные споры IV столетия

3.2.1. Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский

3.2.2. Доктрина Ария

3.2.3. Полемика с арианством в IV столетии

3.2.4. Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология

3.2.5. Духоборчество

Тринитарные заблуждения после II Вселенского Собора

Свидетельства Откровения о троичности Лиц в Боге

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом Завете

4.1.2. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца.

4.1.3. Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и Сына

Свидетельства Нового Завета

4.2.1.Указания на троичность Лиц без указания Их различия

4.2.2. Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные Лица в отдельности

Наши рекомендации