Краткие сведения о Евангелии

Слово «евангелие» принадлежит греческому языку, в перево­де на русский язык оно означает «доброе известие», «благая весть» (благовестие).

Евангелием мы называем благую и радостную весть о спасе­нии человеческого рода от греха, проклятия и смерти, преподан­ную людям Господом нашим Иисусом Христом, воплотившимся Сыном Божиим, и проповеданную апостолами.

Из этого определения Евангелия следует, что Евангелистом в подлинном смысле слова можно назвать только Господа нашего Иисуса Христа, так как Он есть не только Источник Божественно­го спасительного учения, но и Совершитель великой Голгофской Жертвы любви, ¾ Сама Божественная Любовь, посредством Кото­рой спасается человеческий род.

Живя среди людей, Христос излагал Свое Божественное уче­ние в устной форме.

Первоначально спасительное учение Иисуса Христа сохраня­лось в Церкви в устном сказании, но впоследствии устное благо­вествование было записано на свитках пергамента апостолами и их ближайшими учениками. С этого времени название «еванге­лие» перешло также на эти письменные повествования о жизни и учении Спасителя.

Надо иметь в виду, что в те древние времена многие пытались письменно изложить жизнь и учение Господа нашего Иисуса Христа, но из всех этих писаний только четыре признаны Церко­вью каноническими и почитаются ею как священные книги. Это Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Вернее сказать, есть только одно Евангелие, ибо есть только один Спаситель Ии­сус Христос и одно Его учение; но существуют четыре изложения Евангелия, написанные четырьмя евангелистами. Вместе взятые все эти писания носят название Четвероевангелия.

Евангелия Матфея, Марка и Луки в отличие от Евангелия Иоанна называются синоптическими, потому что они очень близ­ки между собой по плану и содержанию.

Но различия между синоптическими Евангелиями и Еванге­лием Иоанна Богослова не являются существенными. Если срав­нить все четыре Евангелия, то окажется, что в главном все они на­ходятся в удивительном согласии. Все они описывают жизнь и учение Господа Иисуса Христа – Сына Божия и Сына Человече­ского, святого, чистого, кроткого и любвеобильного, могущест­венного в словах и делах, посланного Богом Отцом для спасения мира, добровольно принявшего мучительную смерть на кресте и воскресшего из мертвых.

Евангелисты не ставили себе задачей изложить все учение Спасителя для всех времен и народов, а писали каждый с особой частной целью, определяемой условиями его апостольства, и со­образно с этой целью упоминали лишь о тех или иных изречени­ях Христа и событиях Его жизни. Поэтому Евангелия в первом веке были апостольскими писаниями, предназначенными отдель­ным христианским общинам и даже частным лицам (Лк. 1, 1-4). Но так как в этих писаниях излагалось учение Христово и указы­вался людям путь спасения, то Дух Святой, живущий и пребыва­ющий в Церкви Христовой, сохранил их для всех времен и наро­дов, ибо Божественная Истина, запечатленная в Евангелиях, не может ограничиваться ни временем, ни каким-нибудь общест­вом или народом.

Время происхождения Евангелий не может быть определено с безусловной точностью, но должно быть отнесено ко второй по­ловине первого века.

Первыми новозаветными книгами, несомненно, были посла­ния апостолов, которые писались с целью поучения и укрепления в вере христианских общин; но вскоре явилась потребность и в книгах, в которых подробно излагалась бы история земной жизни Иисуса Христа.

Можно полагать, что ап. Матфей написал свое Евангелие око­ло 50-60 годов по Рождестве Христовом, Марк и Лука несколько лет спустя и во всяком случае раньше разрушения Иерусалима, т. е. раньше 70 года, а Иоанн – в конце первого века, в преклон­ном возрасте.

Язык, на котором написаны Евангелия – греческий, не клас­сический, а так называемый александрийский, наиболее в то вре­мя распространенный. Написанные на нем книги свободно чита­лись различными народами, входящими в Римскую империю – от берегов Атлантического океана до Евфрата и далее.

Древние отцы Церкви усматривали в Ветхом Завете прообра­зы и символы четырех Евангелий. Так, они сравнивали св. Четве­роевангелие с рекой, которая, вытекая из Эдема для орошения насажденного Богом рая, разделялась на четыре реки, протекав­шие по странам, хранившим в своих недрах множество драгоцен­ных камней и дорогих металлов (Быт. 2, 10-14). Эта река явля­ется символическим изображением духовной глубины и величия содержания Святого Евангелия.

Другой символ для четырех Евангелий Святые Отцы усмат­ривали в таинственной колеснице, которую видел пророк Иезеки­иль у реки Ховарь. Она состояла из четырех животных, каждое из которых имело четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Эти лица животных, взятые в отдельности, сделались символами для каждого из евангелистов.

Христианское искусство, начиная с пятого века, изображает Матфея с человеком или ангелом, так как ап. Матфей в своем Евангелии больше говорит о человеческом и мессианском харак­тере Христа.

Евангелист Марк в иконографии изображается со львом, так как св. Марк в своем Евангелии повествует преимущественно о всемогуществе и царском достоинстве Иисуса Христа (лев – царь животных).

Евангелист Лука изображается с тельцом, потому что св. Лу­ка повествует преимущественно о первосвященническом служе­нии Иисуса Христа (телец – жертвенное животное).

И, наконец, евангелист Иоанн изображается с орлом, ибо как орел подымается высоко над землей и проникает своим острым взором в далекие дали, так и св. Иоанн Богослов, духовно подыма­ясь над всем земным и человеческим, преимущественно говорит в своем Евангелии о Христе как о Боге Слове, Второй Ипостаси Святой Троицы.

1.1. Евангелие от Матфея

Матфей, сын Алфея, был одним из двенадцати апостолов, призванных Господом Иисусом Христом для проповеди Еванге­лия. Он носил также имя Левий и до призвания Господом был мы­тарем, т.е. сборщиком пошлин в Капернауме.

Верный ученик Христов, Матфей был очевидцем многих чу­дес, совершенных Спасителем, и постоянным слушателем Его на­ставлений. После вознесения Иисуса Христа он проповедовал благую весть иудеям в Палестине и написал для них Евангелие на еврейском, точнее, арамейском языке. Об этом нам свидетельст­вует Папий, еп. Иерапольский, ученик ап. Иоанна Богослова.

Но первоначальный арамейский текст Евангелия от Матфея утерян, и до нас дошел только очень древний греческий перевод. Ученые предполагают, что на греческий язык с арамейского язы­ка Евангелие было переведено самим евангелистом Матфеем.

Главная цель евангелиста – показать евреям, что Иисус Христос есть истинный Мессия, обещанный Богом избранному народу. С этой целью он приводит много пророчеств о Мессии из Священного Писания Ветхого Завета и говорит, что все они ис­полнились в Иисусе. Поэтому у ап. Матфея чаще, чем у других евангелистов, встречается выражение: «Да сбудется реченное пророком...».

Иудеи ожидали пришествия такого Мессии, который основал бы на земле могущественное царство и сделал бы евреев народом, господствующим в мире. В противовес этому узко земному пони­манию ветхозаветных пророчеств о Мессии, евангелист Матфей проповедовал своим единоплеменникам подлинное Христово Царство, Царство духовное, сверхприродное, полагающее свое ос­нование на земле и завершающееся на небе.

Евангелие ап. Матфея написано около 50 года. Оно содержит 28 глав, начинается изложением родословной Христа от Авраама и заканчивается прощальной беседой Спасителя с апостолами на одной из гор Галилейских.

1.2. Евангелие от Марка

Евангелист Марк не принадлежал к числу двенадцати Апосто­лов Христовых и не ходил за Спасителем. Родом был он из Иеруса­лима и имел два имени: по-римски прозывался Марком, а еврей­ское имя его было Иоанн. В христианство был обращен ап. Пет­ром, который называет его своим духовным сыном (1 Пет. 5, 13).

Горя желанием распространять веру Христову среди язычни­ков, св. Марк в 45 году вместе с апостолами Павлом и Варнавою, своим дядей, путешествует в Малую Азию, но в Памфилии он вы­нужден был проститься с апостолами и возвратился в Иерусалим (Деян. 13, 13).

Евангелист Марк с юных лет становится преданным учеником ап. Петра, является постоянным спутником в его проповедничес­кой деятельности и не расстается со своим учителем до самой его смерти в Риме. С 62-го по 67-й год св. Марк вместе с ап. Петром на­ходится в Риме. Римские христиане еще при первом их посещении ап. Петром просили его написать им книгу о жизни и учении Спа­сителя. В ответ на эту просьбу св. Марк изложил все, что слышал от ап. Петра о земной жизни Христа в письменной форме, очень на­глядно и живо. Об этом свидетельствует св. Климент, еп. Алексан­дрийский, следующим образом: «В то время, как апостол Петр бла­говествовал в Риме, Марк, спутник его... написал... Евангелие, именуемое Евангелием от Марка». А св. Папий, еп. Иерапольский, говорит: «Марк, истолкователь апостола Петра, записал слова и де­яния Иисусовы с точностью, но не по порядку». Этих свидетельств, восходящих ко второму веку, достаточно, чтобы не усомниться в принадлежности второго Евангелия св. Марку.

По всей вероятности, св. Марк писал Евангелие для христи­ан, обращенных из язычества и мало знакомых с историей и бы­том еврейского народа. Поэтому в Евангелии очень мало ссылок на Ветхий Завет, но зато часто объясняются различные иудейские обычаи, описывается география Палестины, объясняются непо­нятные для римских христиан арамейские выражения.

Главная цель Евангелия – утвердить в обращенных язычни­ках веру в Божественность Спасителя и показать им Божествен­ную власть Христа, Сына Божия, над всей тварью.

Евангелие св. Марка состоит из 16 глав. Оно начинается при­зывом св. Иоанна Крестителя к покаянию и заканчивается возне­сением Господа нашего Иисуса Христа на небо и проповедью св. апостолов.

У нас нет данных, чтобы с точностью определить время напи­сания Евангелия от Марка. Во всяком случае, оно было написано позднее арамейского Евангелия ап. Матфея и, по всей вероятнос­ти, в пятидесятых годах, когда ап. Петр впервые посетил рим­ских христиан.

Согласно древнему преданию, евангелист Марк был первым епископом Александрийской церкви и умер мученической смертью.

1.3. Евангелие от Луки

Автором третьего Евангелия древняя Церковь единогласно называет апостола Луку.

По свидетельству историка Евсевия (IV век), Лука происхо­дил из языческой семьи уроженцев Антиохии Сирийской. Он получил хорошее греческое образование и был по профессии врачом.

Уверовав во Христа, св. Лука становится ревностным учени­ком и постоянным спутником ап. Павла в его апостольских путе­шествиях. Он неотступно следует за своим учителем, разделяет с ним труды второго и третьего апостольского путешествия (Де­ян. 16, 10-17; 20, 5-21) и остается при нем во время пребывания ап. Павла под стражей в Кесарии и в Риме (Деян. 24, 23; 27; 28; Кол. 4, 14). «Луку, врача возлюбленного», называет ап. Павел в числе своих сподвижников, которые были ему утешением во время римских уз (Кол. 4, 11-14).

Под влиянием проповеди ап. Павла св. Лука пишет Еванге­лие, адресуя его к Феофилу (Лк. 1, 1-4), человеку высокого обще­ственного положения, обращенному в христианство из язычни­ков, и в его лице к христианским общинам, основанным св. Пав­лом – «апостолом языков».

Желая дать христианам из язычников твердое основание то­го учения, в котором они были наставлены ап. Павлом, св. Лука ставит себе целью: 1) передать уверовавшим, «по тщательном исследовании» и «по порядку», слова и дела Спасителя и 2) укре­пить этим повествованием веру в Спасителя мира.

Источниками для написания Евангелия св. Луке послужили, как говорит он сам, рассказы живых лиц, «бывших с самого нача­ла очевидцами и служителями Слова» (Лк. 1, 2). С ними он встре­чался в обществе ап. Павла и в Иерусалиме, и в Кесарии. В осно­ве евангельского повествования о рождестве и детских годах Ии­суса Христа (гл. 1 и 2) лежит, по-видимому, записанное на ара­мейском языке Священное Предание, в котором слышится еще голос Самой Девы Марии. Но существует и другое предание, кото­рое говорит, что св. Лука сам встречался с Божией Матерью, слы­шал от Нее рассказы о Господе и написал первую икону Святой Девы с Младенцем Иисусом на руках.

Кроме того, при написании своего Евангелия св. Лука пользо­вался и ранее написанными Евангелиями Матфея и Марка.

Помимо Евангелия святой Лука написал еще и книгу «Дея­ния Святых Апостолов». В обоих этих творениях обнаруживается талантливая рука историка, который при необычайной точности и сжатости изложения умел давать картинное и притом историче­ски обоснованное повествование. Но не надо забывать, что на всем повествовании Луки и на самом языке его лежит отпечаток мыс­ли и речи ап. Павла.

Евангелие св. Луки состоит из 24 глав. Оно начинается собы­тиями, предшествовавшими рождению Иисуса Христа, и закан­чивается вознесением Господа на небо.

1.4. Евангелие от Иоанна

Апостол Иоанн Богослов, младший брат ап. Иакова, был сы­ном рыболова Заведея и Соломии. Родился Иоанн на берегах Гали­лейского озера. В юности своей он помогал отцу ловить рыбу, но за­тем ушел на Иордан к св. Иоанну Крестителю и стал его учеником. Когда же на берегах Иордана появился Спаситель, Иоанн всей ду­шой полюбил Мессию, стал Его верным и любимым учеником и ни­когда не расставался с Ним до дня Его вознесения на небо. После смерти Спасителя св. апостол принял Божию Матерь в свой дом и заботился о Ней до самого Ее успения. Затем, вероятно, после смерти ап. Павла, Иоанн Богослов с проповеднической целью пе­реселяется в город Ефес, который после разрушения Иерусалима сделался центром христианской Церкви на Востоке. Там воспи­тал он будущих епископов: Папия Иерапольского, Игнатия Бого­носца, Поликарпа Смирнского.

При императоре Домициане он был сослан на остров Патмос, где в видениях Господь показал ему будущие судьбы мира. Все эти видения он записал в книгу, которая называется «Открове­ние» или «Апокалипсис».

Только при императоре Нерве св. апостол смог возвратиться из ссылки в Ефес.

Имея в лице ап. Иоанна одного из ближайших свидетелей и очевидцев «служения Слова», христиане Ефеса стали просить его, чтобы он описал им земную жизнь Христа Спасителя. Когда они принесли Иоанну книги первых трех евангелистов, то он одо­брил эти книги и похвалил евангелистов за их искренность и правдивость повествования. Но при этом он заметил, что три евангелиста больше обращают внимание на человеческую приро­ду Христа. Апостол Иоанн сказал своим последователям, что при повествовании о Христе, пришедшем в мир во плоти, необходимо больше говорить о Его Божестве, так как иначе люди с течением времени начнут судить и думать о Христе лишь по тому, чем Он явился в земной жизни.

Поэтому ап. Иоанн начинает свое Евангелие не с изложения событий из человеческой жизни Христа, а прежде всего указыва­ет на Его предвечное существование с Богом Отцом.

Воплотившийся Христос есть Вторая Ипостась Святой Трои­цы, Божественное Слово (Логос), посредством Которого произош­ло все существующее (Ин. 1, 1-3).

Таким образом, цель написания Евангелия можно выразить словами самого же евангелиста, обращенными к ефесским хрис­тианам: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20, 31).

Этим самым евангелист желает оградить христиан от распро­страняющихся в Малой Азии ересей (Керинфа, Евионитов, Нико­лаитов), отрицавших Божественную природу Спасителя.

Дополняя синоптиков, св. Иоанн описывает преимуществен­но деятельность Христа в Иудее, подробно рассказывает о посе­щениях Им Иерусалима по большим праздникам.

Написано Евангелие в девяностые годы первого века, неза­долго до смерти св. апостола.

Евангелие св. Иоанна Богослова состоит из 21 главы. Оно за­канчивается повествованием о явлении воскресшего Господа уче­никам на Галилейском озере.

Евангелие — Книга Жизни

Приступая к изучению Евангельской истории, надо по­мнить, что знание Священной истории необходимо каждому хри­стианину, но еще более пастырю Церкви Христовой, для которо­го Слово Божие и служение Ему есть его жизнь.

Мы должны знать, что Христос не мифологическая, а вполне реальная, историческая Личность, совершившая на земле вели­кое дело искупления человеческого рода, какое не мог совершить ни до Него, ни после Него никто из смертных.

Он жил среди людей, ходил по этой земле, имел своих после­дователей, посещал города и селения Палестины с проповедью, был гоним врагами, пострадал на кресте, умер позорной смертью, воскрес во славе, вознесся на небо и пребывает в Церкви Своей – «во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

Мы должны хорошо знать географию Палестины, историчес­кую обстановку того времени, когда жил Христос, интересовать­ся археологическими находками, подтверждающими истинность евангельского повествования. Все это необходимо знать будуще­му богослову, так как Евангельская история - это фон, на кото­ром изучается богословие.

Но, изучая Священную историю, надо избегать крайностей, надо помнить, что одно историческое «голое» знание не имеет су­щественного значения в деле веры, в деле нашего спасения.

Если мы, например, увлечемся только выяснением даты Рож­дества Христова и подробностями Его земной жизни, но без веры во Христа, то мы, разумеется, приобретем много исторических сведений, но сердце наше останется безразличным к спасению. Не так ли поступают и атеисты? Какая же тогда будет разница между так называемым христианством, интересующимся жиз­нью Христа без веры в Него, и атеистом, изучающим христианст­во? Разумеется, никакой.

Евангельские исторические события имеют для нас сущест­венное значение только в том случае, если они воспринимаются через верующее сердце, через веру во Христа как Богочеловека, Сына Божия, Спасителя мира. Только так, только через веру во Христа, или, лучше сказать – в свете Христовом – мы должны воспринимать Священную Евангельскую историю.

Каждое Евангельское слово, каждое священное событие должно восприниматься и осознаваться нашим разумом через ос­новной смысл Евангелия, через «горнило нашей веры». Тогда евангельские события заживут в нашем сердце. Тогда образ Хри­ста станет близким и дорогим нашему духу, тогда Святое Еванге­лие станет для нас Книгой Жизни, ведущей нас ко спасению.

И действительно, никакая книга на земле по своему содержа­нию и действию на человеческую душу не может сравниться с Евангелием, ни тем более заменить его.

Как говорил Спурджон, «Евангелие есть Слово, превосходя­щее все человеческие речи, Писание выше всех произведений пера, неподражаемое творение Святого Духа; оно пригодно для всех мест, времен и стран, для всех народностей, сословий и лиц. Еван­гелие – это Книга книг, источник вечной жизни (2 Тим. 1, 12, 13), спасения (Деян. 13, 26; Еф. 1, 13) и утешение для несчастных и страждущих. Это – книга, не имеющая на земле себе подобной, содержание которой, как взор Самого Бога, проникало бы в глуби­ну души каждого человека, которая во всем до единого слова содер­жала бы истину, была бы мудрее всех сводов законов, назидатель­ней всех поучений, прекраснее поэзии всего мира, и трогала бы че­ловеческое сердце, как нежный голос любящей матери. Еванге­лие – это дивный неземной свет, озаряющий наше духовное суще­ство сильнее солнца (2 Пет. 1, 19); это – дыхание Вечного, пробуж­дающее в душе счастливого человека, среди всех земных наслажде­ний, вздох о лучшем и высшем, тоску по его небесной родине; это – веяние Святого Духа-Утешителя, наполняющее душу страдальца неизреченным блаженством среди тяжелых жизненных невзгод».

Но чтобы Евангелие благодатно действовало на наш ум и сердце, чтобы эта преблагословенная живая Книга живого Бога помогала нам бороться со злом в этом мире, нам надо полюбить ее и иметь глубокое благоговение к этой святыне.

Чтение св. Евангелия мы должны сделать ежедневной нашей потребностью. Но читать надо с молитвенным настроением, ибо читать Евангелие – значит беседовать с Богом.

Не читайте Евангелия... с целью подвергнуть его сухой кри­тике нашего ограниченного рассудка, не читайте его поэтическим воображением, но читайте его совестью, ища увидеть непогреши­мую святую истину, чтобы заповеди евангельские одухотворили все ваше существо. Евангелие – Книга жизни, и читать ее надо де­лами. Позднее вы можете приложить к Евангелию и мерку здра­вой критики... Но во имя этой Святой Книги, не имеющей себе равной между книгами всего мира – произведениями человечест­ва, во имя ее безмерной духовной высоты и Божественной мудро­сти, которыми веет на вас с каждой страницы ее, мы просим вас прочесть Евангелие сначала только простым разумом и совестью. Читаемая так, Книга «глаголов жизни вечной» заставит трепе­тать вашу совесть перед добром, перед высокой прекрасной мора­лью Евангелия; вы подчинитесь духу, живущему в Евангелии, прикоснетесь к живому Христу и почувствуете благодатную «си­лу, исходящую» со святых строк и целящую, как исцелила крово­точивую риза Господня, ваши душевные раны. Эта Книга вызовет у вас крик восторга и слезы отрады, и вы закроете ее, умиленные и восхищенные...

«Избавь Бог, ¾ поучает архимандрит Михаил, ¾ читать Евангелие, как газету или роман. Слова Святой Книги надо чи­тать с большой внимательностью и надлежащим благоговением, ибо в них дыхание Святого Духа. Чтобы получить душевную пользу, нельзя читать Евангелие торопясь, бегло просматривая его: Евангелие не открывает своих лучших сокровищ поверхност­ному наблюдателю. Главная суть, следует помнить, не в количе­стве, а в качестве чтения Евангелия. Нет необходимости непре­менно прочитывать ежедневно из него как можно больше, доста­точно прочитать и одну главу, но с подобающим вниманием и со­средоточенностью, а иногда лучше ограничиться даже одним евангельским стихом, сделав его предметом нашего серьезного размышления.

Верующий должен читать Евангелие так, как читает невес­та письмо любимого человека, полученное из далекой страны. Она не довольствуется тем, что вскользь, поверхностно усвоит содержание этого письма. Нет, она через слово проникает духом во внутренний смысл его, в тайные мысли и намерения писав­шего; с благоговейным чувством отнесется она к каждой строке, написанной рукой дорогого для нее существа, и своей душой ощутит ту атмосферу, из которой вышло письмо. Из-за слов она услышит голос любимого. Она даже, наконец, видит его. Слова письма оживают. Они служат, таким образом, живою связью между обоими, и через них две души соединяются в живой дру­жеской беседе».

Итак, пусть эта Книга книг постоянно будет у нас на столе; будем всегда относиться к ней с величайшим благоговением, как к бессмертному Слову Божию; станем читать ее, молитвен­но вдумываться в каждое ее слово, чтобы в совершенстве усво­ить ее животворный дух, воспитать в себе любовь к истине, доб­ру и красоте и постепенно прийти «в меру полного возраста Хри­стова» (Еф. 4, 13).

Пусть эта книга священная

Спутница вам неизменная

Будет везде и всегда

Пусть эта книга спасения

Вам подает утешение

В годы борьбы и труда.

Эти глаголы чудесные,

Как отголоски небесные

В грусти юдоли земной,

Пусть в ваше сердце вливаются, -

И небеса сочетаются

С чистою вашей душой.

К.Р.

Наши рекомендации