Наука психофизической трансформации
Получить представление об учении и практиковать его - далеко не одно и то же. Теорию можно использовать как основу для практики, а можно просто расширить горизонты ума еще одной информацией. Практика включает теорию, но теория без практики мертва. Занимаясь практикой, мы не только творчески усваиваем теорию, но постигаем йогические прин-ыки которых пойдет речь в следующем разделе.
Пожалуйста, не рассматривайте данное руководство как универсальное и исчерпывающее пособие для всех без исключения. Каждый человек - это живая комплексная система субъектив-ных возможностей, и потом) на практических занятиях необхо димо учитывать индигасгуальный фактор. Следовательно, советы наставника, а также ваша интугагия помогут вам избежать лишних проблем. Наряду с мантрами и медитативными методами тантрическая йога включает диету, а также использует как подспорье определенные растения и драгоценные камни. Тот, кто уже практикует йогу или следует аюрведической мед-шине, несомненно, извлечет- пользу из этих занятий. Душой йоги является медитация, а не физкультура, хотя, конечно, йогические позы (асаны) имеют исключительное значение для общего оздоровления. Однако здесь не будут разучиваться различные позы, так как опубликовано очень много пособий на эту тему и каждый может отыскать их для себя сам.
Чтобы постичь науку тантрической йоги, нам предстоит обсудить, как и какие энергии пробуждаются, функционируют и управляют нашими телом и умом. Важно понять, что йога на этом, однако, не останавливается, а идет дальше, к первои-гточнику психофизическтк трансформаций в человеке, чтобы л лбодить его от порабощающего влияния сил, с которыми он отождествляется. Лишь овладев искусством освобождения, человек станет по-настоящему счастливым и уже ничто не ом рачит его существования.
ТРИ ТЕЛА
В ведических и тантрических гестах природа человеческого существа рассматривается как система трех тел, которые являются проводниками Я, или Пуруши. Каждое тело представляет материальную структуру или вибрационное поле, окружающее сознание. Причем по мере приближения к сознанию природа каждого тела становится все более утонченной. Так, например, каузальное, или причинное, тело всецело соткано из мыслеформ. Следовательно, тантрическая система опирается на философию санкхьи как основополагающую и авторитетную доктрину брахманизма.
Грубое, или физическое, тело
Грубое физическое тело (стхула шарира) - это наше обычное видимое тело. Оно состоит из 16 компонентов, распределенных по четырем группам:
1. Пять органов чувств - ухо, кожа, глаз, язык и нос.
2. Пять органов действия - речь, руки, ноги, органы размножения и выделения.
3. Пять элементов - эфир, воздух, огонь, вода и земля.
4. Ум как шестой орган чувств, воспринимающий информацию и координирующий пять органов чувств и пять органов действия.
Физическое тело возникает вследствие сексуальной связи родителей. Оно растет, поддерживается пищей и тремя биоэнергетическими силами: вата (воздух), питта (огонь) и капха (во-ш). Физическое тело мы осознаем в состоянии бодрствовании.
Тонкое, или астральное, тело
Внутри физического тела сокрыто астральное (сукшма шарира), которое представляет собой энергетический каркас физического тела. Астральное тело состоит из таких же 16 компонентов, но на тонком уровне. Психическая активность воз можна благодаря функционированию астральных органов, которые не так ограничены, как физические органы, и могут воспринимать вибрации, далеко отстоящие от грубого физического тела: например, так называемое внутреннее ухо слышит дальше внешнего, внутренний глаз видит дальше внешнего и тд. Точно так же и астральные органы могут действовать на расстоянии.
Каждый из грубых элементов включает в себя пять астральных элементов, из которых и соткано астральное тело. По этой причине астральное тело легче, свободнее и более активно, чем физическое (например, оно может плавать и летать в астральном пространстве). Оно пропитано праной (жизненной силой), которая щпясулирует сквозь астральное тело, пронизывая его разноцветным энергетическим спектром.
В тонком теле локализованы семь астральных центров, или чакр, связанных со змеиной силой Кундалини в основании позвоночника. Существует грандиозная астральная Вселенная, доступная для астрального восприятия. Там также кипит жизнь, но она не обусловлена грубой инертной силой физического тела. Астральные переживания и астральные объекты оставляют след в энергетической сфере ума. Их можно прочувствовать в сновидениях, в мечтах, а также после смерти физического тела как позитивные или негативные состояния тонких энергий, которые высвобождаются из грубо-ю материального тела. В это астральное царство могут проникнуть при жизни и вполне сознательно люди творческого труда - художники, музыканты, поэты и многие другие, так как астральный мир насыщен эстетическимн формами. Великие снятые, подвижники и провидцы пребываю! на вер шине астральной Вселенной, а те, кто был предан им, также восходят туда после смерти.
Причинное, или кармическое, тело
Внутри тонкого тела существует еще более тонкое тело, называемое каузальным, или причинным (карана шарира). Это, пожалуй, даже не тело, а тончайшая форма ментальной энергии, которая соткана из пяти танматр и двух компонентов.
Танматры
1. Запах - Гандха танматра.
2. Вкус - Раса танматра.
3.Зрение - Рула танматра.
4. Осязание - Спарша танматра.
5.Звук - Шабда танматра. Два компонента
1. Эго - Ахамкара.
2. Разум - Буддхи.
Танматры представляют собой основной строительный материал для тонких и грубых органов восприятия и действия. Без них невозможна была бы взаимосвязь между различными частями тела, а следовательно, и сама жизнь. С помощью причинного тела формируется опыт двух других тел - астрального и физического. По существу, все объекты или органы являются комбинациями танматр. Однажды овладев танматрами, йо-гины научились разгадывать тайны природы. В причинном теле сокрыты семена или впечатления кармы, которая обусловливает нас рождаться вновь и вновь, чтобы освободиться от старых привязанностей или накопить новые. Семь факторов причинного тела приводят к совершению всех действий, которые отражаются в физическом и астральном теле. Царством причинного тела является Вселенная причин т следствий, бесформенное царство Божественных принципов, медитаций и со-стояний ума в глубоком сне без сновидений. Обычно мы только приближаемся к такому состоянию и пребываем главным образом в состоянии бодрствования или сновидений. А между тем именно причинное тело является основным источником жизненной энергии, подгоггывающей два других тела.
Причинное тело ласположено в сердечной области, но не является сердечной чакрой физического или астрального тела. Будучи духовным сердцем, оно расположено чуть правее от центра грудины.
ПРАМАТЕРИЯ И Я
За пределами причинного тела прсклтфаются две субстанции -Пракрита и Пуруша. Пракрита представляет собой тонкую субстанцию, космтгческий бульон, из которого возникают различные материальные формы со всевозможными свойствами и характеристиками. Три космические силы (гуны) пронизывают Пракрита и в сочетании с пятью танматра ми формируют:
1) саттву (гуну гармонии), которая созидает причинное тело и пять органов чувств;
2) раджас (гуну страсти), который созидает астральное те ло и пять органов действия;
3) тамас (гуну инертности), который созидает физическое тело и пять элементов.
Прекрати обладает необычайно тонкой структурой. Даже мысль затрудняется постичь подлинную ее природу. Обладая потенциальной мощью проявления непроявленного, Пракрита может восприниматься чистым сознанием (или Я) как са мый тонкий объект восприятия. Атман, или Чистое Сознание, вне всех объектов, миров, тел и состояний. Это Я (или Самоосознание) не имеет ничего общего с «я» (ахамкарой), т.е. эгоистическими импульсами, которые представляют модификацию ума. Я - это энергия Пракрита (Шакти), мощь проницательного видения, Душа и Источник Пракрита.
БРАХМАН, ИЛИ АБСОЛЮТ
Пуруша и Пракрита (Дух и Природа) составляют единое Целое в Брахмане, или Абсолюте, - субстанции всего Сущего и энергии всего сознания. Все йогические практики направлены на то, чтобы возвратить нас к Абсолюту, к Я. Брахман - Вы сшая Реальность, или чистая Сущность, во всем Сущем, объективном и субъективном, проявленном и непроявленном.
Пракрита связана как с Майей (энергией Иллюзии), так и с Шакти (энергией Сознания) и представляет силу, которая позволяет объектам появиться. Майя - также энергия, которая превращает Единое во множество, а Авидья (неведение) скрывает Реальность Единого, заставляя воспринимать множество как реальность. Шакти является энергией сознания, которое устраняет неведение и обнажает единственную Реальность Я. Майя-Пракрита и Атман-Брахман в действительности представляют Единство как изначальная и вечная энергия Творения.