Сочетание сходных (по смыслу) и других сур Корана

Он сочетал (чтение) схожих по смыслу(234) сур из муфассаля(235), читая таким образом следующие пары сур в одном рак‘ате(236):

«Милостивый»(55:78)(237) и «Звезда» (53:62);

«Месяц» (54:55) и «Неминуемое»(69:52);

«Гора» (52:49) и «Рассеивающие прах» (51:60);

«Неотвратимое» (56:96) и «Письменная трость» (68:52);

«Ступени» (70:44) и «Исторгающие» (79:46);

«Обвешивающие» (83:36) и «Нахмурился» (80:42);

«Завернувшийся» (74:56) и «Закутавшийся» (73:20);

«Человек» (76:31) и «Воскресение» (75:40);

«Дым» (44:59) и «Скручивание» (81:29).

Иногда он объединял чтение семи длинных сур (тиваль) Корана, таких как «Корова», «Женщины» и «Семейство ‘Имрана», в одном рак‘ате во время совершения дополнительной ночной молитвы, о чем будет упомянуто далее. Он говорил: «Наилучшей является та молитва, во время которой (совершается) долгое стояние (кийам)»(238).

Когда он читал:

«Так неужели Он не в состоянии воскресить мертвых?!» (Сура «Воскресение», аят 40), то говорил:

Субхана-кя фа-баля! («Слава Тебе, конечно (да)!»),

и когда он читал:

«Славь Имя Господа Твоего Всевышнего!» (Сура «Всевышний», аят 1), то говорил:

Субхана раббийа-ль-а‘ля! («Слава моему Господу Всевышнему!»)(239).

__________
(234) «Наза’ир» — сходные по смыслу суры, в которых, например, содержатся увещания, повеления либо поучительные повествования (из истории прошлых общин и пророков (мир им)).

(235) Муфассаль — общее название всех сур Корана, начинающихся, согласно наиболее достоверной точке зрения, с 50-й суры «Каф» и завершающихся последней сурой Корана.

(236) Аль-Бухари и Муслим.

(237) Здесь и далее первая цифра указывает номер суры, а вторая - количество аятов в ней. Рассматривая некоторые пары сур, нетрудно обнаружить, что (читая) многие из них, он (да благословит его Аллах и приветствует) не придерживался того порядка сур, как они расположены в Коране. Это является свидетельством того, что так делать разрешается, хотя лучше придерживаться той последовательности, в которой суры расположены в Коране. Тот же вопрос прослеживается и в разделе «Дополнительная ночная молитва («тахаджжуд»)».

(238) Муслим и ат-Тахави.

(239) Абу Дауд и аль-Байхаки приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Этот хадис носит общий характер, поэтому он применим как к чтению Корана во время дополнительных и обязательных молитв, так и при иных обстоятельствах. Ибн Аби Шайба (2/132/2) передал, что Абу Муса аль-Аш‘ари и аль-Мугира ибн Шу‘бах произносили эти слова во время совершения обязательных молитв, а Умар (ибн аль-Хаттаб) и Али (ибн Абу Талиб) - не только во время совершения обязательных молитв.
__________

О дозволенности чтения только суры «аль-Фатиха»

«Обычно Му‘аз ибн Джабаль читал (последнюю) вечернюю (‘иша) молитву вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а потом возвращался и проводил молитву с людьми своего племени. Однажды вечером, когда он возвратился и проводил с ними молитву, какой-то юноша [его звали Сулайм, и он был из племени бану сулайм] из людей (его племени) молился вместе с ним, однако когда молитва стала слишком затягиваться для него, он [ушел и] помолился [в углу мечети], затем вышел, взял своего верблюда за поводья и удалился. После завершения молитвы Му‘азу сообщили о случившемся, и он сказал: ‘Поистине, это лицемерие с его стороны! Я обязательно расскажу Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о том, как он поступил!’ Юноша сказал: ‘И я расскажу Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о том, как он поступил!’ Когда же наступило утро, они (оба) пришли к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и Му‘аз сообщил ему о поступке этого юноши. Юноша сказал: ‘О Посланник Аллаха! Он довольно долго находится рядом с тобой, а затем возвращается и затягивает ее (т.е. молитву) для нас!’ Услышав это, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ‘Так это ты вызываешь такое сильное недовольство, о Му‘аз?!’, а обратившись к юноше, сказал: ‘Что ты делаешь, когда молишься, о сын моего брата?!’ Тот ответил: ‘Я читаю суру, Открывающую Книгу, затем прошу Аллаха о Рае и прибегаю к Его защите от Ада. Мне (ведь) неведомо ни твое едва различимое произношение слов (дандана(240)), ни Му‘аза!’ Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: ‘Мы с Му‘азом это делаем одинаково’. Передатчик этого хадиса далее сообщил: ‘Юноша сказал: ‘А Му‘аз еще узнает (кто я такой), прийдя к людям (моего племени), когда им сообщат, что (на нас) напали враги!’ Далее передатчик хадиса сказал: ‘И когда (действительно на его племя) напали враги, этот юноша погиб мученической смертью (т.е. стал шахидом). После этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Му‘азу: ‘И что же сделал тот юноша, который спорил со мной и с тобой?’ Му‘аз ответил: ‘О Посланник Аллаха! Он был прав перед Аллахом, а я сказал ложь (назвав его лицемером) — он стал мучеником за веру!’»(241).

__________
(240) «Дандана» — когда кто-нибудь так произносит некоторые слова, что интонация слышна, однако их трудно разобрать; это чуть больше, чем шепот («Нихайа»).

(241) Ибн Хузайма в «ас-Сахих» (1634) и аль-Байхаки приводят этот хадис с достоверным иснадом. Подкрепляющий хадис приводится Абу Даудом в «Сахих Аби Дауд» (№ 758), а основное содержание этой истории приводят аль-Бухари и Муслим. Первое дополнение содержится в одном из хадисов, приводимых Муслимом, второе - Ахмадом (5/74), а третье и четвертое - аль-Бухари. Также есть хадис, соответствующий названию этого раздела, который передается от Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершил два рак‘ата молитвы, прочитав в них только суру «аль-Фатиха». Этот хадис приводят Ахмад (1/282), Харис ибн Абу Усама в своем «Муснаде» (стр. 38 «Зава’ид») и аль-Байхаки (2/62) со слабым иснадом. В своих предыдущих работах я называл этот хадис хорошим, пока не обнаружил свою ошибку, поскольку этот хадис передается через Ханзалу ад-Дауси, являющегося слабым передатчиком хадисов. Хвала Аллаху, Который указал мне на мою ошибку, и я поспешил исправить её в печатной форме. Затем мне Аллах даровал ещё лучший хадис от Му‘аза, в котором повествуется о том, на что указал вышеупомянутый хадис от Ибн Аббаса. Хвала Аллаху, благодаря Милости Которого завершаются благие дела!
__________

Наши рекомендации