Полностью соблюдает этикет приветствия
Приветствие - важнейший элемент исламского этикета, установленный Всемогущим Господом в Его Священной Книге. Его верный посланник уделил большое внимание этому вопросу. Он разработал основы и правила этикета приветствия.
В Своей ясно изложенной Книге Всевышний Аллах повелел верующим:
«О те, которые уверовали! Входите в чьи-либо дома, кроме своих домов, только после того, как попросите позволения на это и приветствуйте их обитателей, пожелав им благополучия, мира и спасения». (24; 27)
Всевышний повелел ответить на приветствие так же или более возвышено. Приветствие ни в коем случае нельзя оставить без внимания:
«Если вас приветствуют каким-либо приветствием, то приветствуйте их приветствием лучшим или отвечайте таким же».(4;86)
В своих наставлениях благородный пророк побуждал проявлять вежливость и приветствовать независимо от того, знаешь этого человека или не знаешь. Так, например, когда один человек спросил его, каково лучшее проявление благочестивости, он ответил: «Накорми и приветствуй того, кого ты знаешь, и того, кого до этого не знал».
Приветствие он считал одной из заповедей, которые повелевал своим сподвижникам соблюдать во взаимоотношениях. Аль-Бараа ибн Аазиб рассказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, повелел нам соблюдать семь заповедей: ухаживай за больным, сопровождай похоронную процессию, пожелай чихнувшему здоровья, помоги слабому, подсоби потерпевшему ущерб, обратись с приветствием и выполни свою клятву».
Благородный посланник уделял такое большое внимание этому вопросу потому, что исходил из следующего. Приветливость оказывает очень большое воздействие на человека. Она как бы открывает источник любви в душах, укрепляет узы, связывающие сердца, делает еще более прочными нити дружбы, благосклонности, взаимного сближения и искренности. Он считал ее одной из предпосылок к любви и взаимной привязанности, которые приводят к вере в Аллаха и потом способствуют тому, чтобы человек попал в рай: «Клянусь Тем, в руке которого моя душа! Вы попадаете в рай только тогда, когда уверуете. А уверуете только тогда, когда будете в дружеских отношениях, полюбите друг друга. Разве я не указывал вам на то, что надо сделать, чтобы полюбить друг друга? Всегда желайте друг другу мира и благополучия. Самые близкие к Аллаху - те, которые первыми приветствуют».
В связи с этим небезынтересно вспомнить об Абдалле ибн Омаре, да будет доволен им Аллах. Рано утром он приходит на рынок и приветствует каждого проходящего мимо, желая ему мира и благополучия. Его спросили: «Что ты делаешь на рынке? Ты не продаешь, не спрашиваешь о товарах, не прицениваешься, не сидишь в обществе беседующих». Он ответил: «Мы приходим рано утром, чтобы приветствовать и пожелать благополучия каждому, кто нам встретится».
Приветствие с пожеланием мира и благополучия в исламе не следует рассматривать как просто устоявшуюся традицию, которая установилась когда-то, в определенных условиях общественного общежития сообразно с состоянием отношений между людьми. Если бы было так, то такая традиция может претерпевать изменения в зависимости от времени и окружающей общественной среды. В исламе же дело гораздо шире и глубже. Это непреходящий атрибут исламского этикета, который имеет четко выраженные формулировки и правила, а именно: «Мир и благополучие вам, милость Аллаха и Его благословения». Так говорит приветствующий, используя местоимение в форме именно множественного числа, если даже надо приветствовать одного, а не несколько человек. Отвечающий говорит: «И вам мир, милость Аллаха и Его благословения».
Истинная мусульманка всегда использует именно это приветствие и не желает заменить его каким-либо иным языковым выражением.
Эту освященную религией формулировку не могут заменить другие, например, старая - «Приветствую с наступлением утра» или возникшая позже форма приветствия - «Доброе утро», которая есть нечто иное как буквальный перевод с английского или французского языков. Не заменяют и другие формы, имеющие хождения в обществе тех мусульман, которые отходят от истинного пути, указанного их вероучением.
Эта исламская форма приветствия является той формой, которую предпочел Всевышний Аллах с момента сотворения Им Адама, научил его пользоваться ею и повелел ему так приветствовать ангелов. Он хотел, чтобы потомство Адама всегда и всюду выражало приветствие именно так. Очень важно, что содержащееся в этом приветствии понятие «салям» включает в себя несколько оттенков - мир, безопасность, благополучие, спасение. Это понятие со всеми его оттенками лексических значений - самое близкое и желанное для человека всегда и всюду.
Всевышний Аллах повелел нам использовать именно эту форму приветствия и не заменять ее какой-либо другой:
«Если входите в дома, то приветствуйте друг друга, желая мира и благополучия, прося у Аллаха благословенного, благоденствия и доброго».(24; 61).
В одном из хадисов говорится об этом, т.е. о полной форме приветствия и ответа: «Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою