Часть 2: Преображение и исцеление - река
Чувств
Наши чувства очень сильно влияют на наши мысли и поступки. Внутри нас течет река эмоций, в которой каждая капля - это отдельная эмоция, и каждая эмоция связана с другими, пока существует. Чтобы наблюдать за этим, мы садимся на берегу этой реки и опознаем каждое чувство по мере того как оно поднимается на поверхность, течет мимо и исчезает '
Существует три вида эмоций - приятные, неприятные и нейтральные Когда мы испытываем неприятные эмоции, нам может захотеться прогнать их прочь. Но более эффективным будет вернуться к осознанному дыханию и просто наблюдать его, отождествляясь молчаливо с самим собой: “Вдыхая, я знаю, что испытываю неприятное чувство. Выдыхая, я знаю, что испытываю неприятное чувство”. Называя чувства своими именами, такими как “гнев”, “печаль”, “радость” или “счастье”, мы помогаем осознавать их яснее и глубже принимать.
Мы можем использовать дыхание, чтобы быть в контакте с нашими чувствами и принимать их. Если наше дыхание легкое и спокойное -естественный результат осознанного дыхания - наш ум и тело будут постепенно становиться легкими, спокойными и чистыми, так же как и наши чувства. Сознательное наблюдение базируется на принципе “не двойственности”: наше чувство неотделимо от нас или вызвано только чем-то внешним; Наше чувство - это мы и в данную минуту мы - это чувство. Мы ни подавляем, ни пугаемся чувства, ни отвергаем его. Наш подход в том, чтобы не цепляться за чувства и не отвергать их, в том, чтобы отпустить себя, и это важная часть практики медитации.
Если мы встречаем неприятную эмоцию с вниманием, любовью и ненасилием, мы можем преобразить ее в здоровую энергшо, которая может наполнить нас. Благодаря осознанному наблюдению, неприятные эмоции много открывают нам, предлагая нам озарение и понимание в отношении себя и общества.
Без хирургии
Западная медицина уделяет слишком большое внимание хирургическим методам. Доктора хотят убирать те вещи, которые не желательны. Если у нас в теле что-то неправильно, очень часто они советуют нам сделать операцию. То же самое касается психотерапии. Терапевты хотят по-
нам избавиться от не желаемого и сохранить только то, что желае-
Но в результате нас может остаться очень мало. Если мы пытаемся
1 бвосить то, что нам не хочется иметь, мы можем выбросить большую
часть себя.
Вместо того, чтобы отделываться от чего-либо, мы можем научиться кусству изменения. Мы можем преобразить свой гнев во что-либо более полезное, например, понимание. Нам не нужен хирург, чтобы удалить гнев. Если мы гневаемся на наш гнев, то он тут же усиливается в два Мы можем только спокойно наблюдать его с любовью и вниманием. Если мы смотрим на свой гнев таким образом, без попыток убежать от него он преобразится. Это примирение. Если мы спокойны внутри, мы можем примириться с нашим гневом. Мы можем таким же образом поступать с депрессией, тревогой, страхом и другими неприятными чувствами.
Преобразить чувства
Первый шаг в работе с чувствами в том, чтобы научиться распознавать их, когда они возникают. Действующая сила здесь - осознанность. В случае страха, например, вы вызываете осознанность, смотрите на свой страх и опознаете его как страх. Вы знаете, что страх рождается внутри вас и что осознанность тоже происходит от вас. Они оба находятся внутри вас, не борются, а один наблюдает за другим.
Второй шаг - стать одним целым со своим чувством. Лучше не говорить: “Уходи, страх. Ты мне не нравишься. Ты - это не я”. Лучше сказать: “Привет, страх. Как поживаешь?” Затем вы можете пригласить две свои части, страх и осознанность подружиться и стать одним. Это может выглядеть как борьба, но вы знаете, что вы больше, чем ваш страх, вам не нужно бояться. Пока осознанность присутствует, она может сопровождать ваш страх. Основная практика - питать ваше осознание с помощью осознанного дыхания, сохранять его здесь, живым и сильным. Даже если у вас не получается сохранять осознание сильным вначале, если вы питаете его, оно будет становиться сильнее. Пока вы осознанны, вы не будете погружаться "в свой страх. Фактически, вы начнете изменять его ' каждый раз, когда у вас появляется осознанность.
Третий шаг в том, чтобы успокоить чувство. В то время, как ваше осознание хорошо следит за вашим страхом, вы начинаете успокаивать его. “Вдыхая, я успокаиваю деятельность моего тела и ума”. Вы успокаиваете ваше чувство, просто пребывая с ним. как мать'нежно держит плачущего ребенка. Чувствуя материнскую нежность, ребенок успокаивается
и перестает плакать. Мать — это ваша осознанность, рожденная из глубины вашего сознания, и она будет оберегать вашу боль. Мать, держащая ребенка - одно целое с ребенком. Если мать думает о другом, ребенок не успокоится. Мать откладывает в стороны другие вещи и просто держит своего ребенка. Так что не избегайте своих чувств. Не говорите: “Это не важно. Я не только чувство”. Приходите и будьте вместе с ним. Вы можете сказать: “Выдыхая, я успокаиваю страх”.
Четвертый шаг в том, чтобы высвободить чувство, позволить ему быть. Благодаря вашему спокойствию, вы чувствуете это легче, даже окруженный страхом, и вы знаете что ваш страх не будет перерастать в нечто, что переполнит вас. Когда вы знаете, что вы способны позаботиться о своем страхе, он уже сокращен до минимума, стал мягче и не так неприятен. Сейчас вы можете улыбнуться и позволить ему быть, но, пожалуйста, не останавливайте его. Успокоение и выражение есть лекарство только для симптомов. Теперь у вас появляется возможность идти глубже и понять сами корни своего страха.
Пятый шаг - смотреть глубже. Вы пристально смотрите на свое дитя -ваше чувство страха - и видите, что не так, даже после того как ребенок уже перестал плакать, после того как страх прошел. Вы не можете держать ребенка все время, и поэтому вы смотрите внутрь его, чтобы увидеть, что не так. Но смотря, вы увидите, что поможет вам изменить ваше чувство. Вы поймете, например, что его страдания имеют много причин, внутри и вне его тела. Если что-то не так снаружи, то если вы приведете это в порядок, сохраняя нежность и внимательность к ситуация, он почувствует себя лучше. Смотря в своего ребенка, вы увидите элементы, которые заставили его плакать, и когда вы увидите их, вы будете знать, что делать, чтобы изменить чувство и быть свободным.
Этот процесс похож на психотерапию. Вместе с пациентом терапевт смотрит па природу боли. Часто, терапевт может раскрыть причины страдания, которые пойдут в разрез с тем, как пациент смотрит на вещи, с его убеждениями по поводу самого себя, с его культурой и общественными взглядами. Терапевт вместе с пациентом изучает эти точки зрения и убеждения, и вместе они помогают ему освободиться от тюрьмы, в которой он находился. Но усилия пациента играют решающую роль. Учитель должен дать рождение учителю внутри своего студента. Психотерапевт должен дать рождение психотерапевту внутри пациента. “Внутренний психотерапевт” пациента затем может работать постоянно и эффективно.
Терапевт не лечит пациента, просто давая ему другие убеждения. Он старается помочь ему увидеть те идеи и убеждения, которые привели его к страданию. Многие пациенты хотят избавиться от болезненных
чувств, но они не хотят избавляться от своих убеждений, от взглядов, которые лежат в самой основе их эмоций. Таким образом, пациент и психотерапевт должны работать вместе, чтобы помочь пациенту увидеть вещи такими, какие они есть на самом деле. То же самое относится к ситуации, когда мы используем осознанность, чтобы изменить свои чувства. После того, как мы признали чувство, объединились с ним, успокоили его и приняли его, мы можем смотреть глубже в его причины, которые часто основываются на неправильном восприятии. Как только, мы поймем причины и природу наших чувств, они начнут изменяться.
Осознание гнева
Гнев это неприятная эмоция. Он похож на горящее пламя, сжигающее ваш самоконтроль, и заставляет вас говорить и делать вещи, о которых вы впоследствии жалеете. Когда кто-то зол, мы можем ясно увидеть, что он или она пребывают в аду. Гнев и ненависть это то, из чего и состоит ад. Ум без гнева прохладен, свеж и здравомыслящ. Отсутствие гнева основано на реальном счастье, любви и сострадании.
Когда свет осознанности падает на наш гнев, он немедленно начинает терять часть своей разрушительной природы. Мы можем сказать себе: “Вдыхая, я знаю, что во мне есть гнев. Выдыхая, я знаю, что я есть мой гнев”. Если мы постоянно идем за своим дыханием в то время, когда мы наблюдаем за своим гневом, он уже не сможет овладеть нашим сознанием.
Мы должны, призывать свою осознанность, когда возникает гнев. Наше осознание гнева не должно подавлять его или прогонять его. Оно просто смотрит за ним. Это очень важный принцип. Осознанность - не судья. Она больше похож на старшую сестру, нежно и заботливо присматривающую за своей младшей сестрой и поддерживающую ее. Мы концентрируемся на дыхании, утверждаясь в осознанности и глубже познавая себя.
Когда мы злимся, мы обычно не склонны смотреть на себя. Мы хотим думать о том человеке, который заставляет нас сердиться, думать о его ненавистных нам качествах - его грубости, нечестности, жестокости, злобности и т.д. Чем больше мы думаем о нем, слушаем его, смотрим на него, тем больше разгорается наш гнев. Его нечестность и злобность могут быть реально существующими, воображаемыми или преувеличенными, но, фактически, корень проблемы - это гнев сам по себе, и мы долж-
ны вернуться и посмотреть в первую очередь внутрь себя. Лучше, если мы не будем слушать или смотреть на человека, которого мы считаем причиной своего гнева. Подобно пожарному, мы, прежде всего, должны лить воду на пламя, и не терять время, смотря на того, кто поджег дом. “Вдыхая, я знаю, что я зол. Выдыхая, я знаю, что должен приложить всю мою энергию на то, чтобы позаботиться о моем гневе”. Таким образом, мы прекращаем думать о другом человеке, и мы воздерживаемся от действий и слов, пока наш гнев существует. Если мы направим свой ум на наблюдение за нашим гневом, мы будем избегать произвести те повреждения, о которых мы можем пожалеть потом.
Когда мы гневаемся, мы сами становимся этим гневом. Подавлять его или прогонять его, все равно, что подавлять или прогонять себя. Когда мы радуемся, мы радость. Когда мы гневаемся, мы гнев. Когда гнев рождается в нас, мы можем сознавать, что гнев - этр энергия внутри нас, и мы можем допустить то, что эта энергия существует для того, чтобы преобразиться в другой вид энергии. Когда у нас есть ящик для компоста, наполненный органическим материалом, который гниет и пахнет, мы знаем, что можем превратить эти отбросы в красивые цветы. Во-первых, мы можем смотреть на цветы и на компост как на противоположности, но когда мы смотрим глубже, мы видим, что цветы уже содержатся в компосте, а компост уже содержится в цветах. Требуется всего пара недель, чтобы цветы превратились в компост. Когда садовник смотрит на компост, то он не чувствует грусти или отвращения. Напротив, он ценит перегной и не пренебрегает им. Необходимо всего несколько месяцев, чтобы компост дал рождение цветам. Нам нужно применить то понимание и не двойственное отношение, которое есть у садовника к своему гневу. Нам не нужно бояться или отвергать его. Мы знаем, что гнев может быть тем самым компостом, и что он может родить что-либо прекрасное. Мы нужен гнев так же, как садовнику нужен компост. Если мы знаем, как принять свой гнев, у нас уже есть немного спокойствия и радости. Постепенно мы можем полностью преобразить гнев в покой, любовь и понимание.
Избивать подушку
Выражение гнева не всегда лучший способ обходиться с ним. Проявление гнева может стать постоянной практикой, и таким образом он усилится в нашем сознании. Если выражать гнев на человека, на которого мы сердимся, это может принести большой вред.
Некоторые из нас могут предпочесть уйти в свою комнату, закрыть дверь, и колотить подушку. Мы называем это “ощутить свой гнев”. Но я не думаю, что это так. Фактически, мы не ощущаем даже свою подушку. Если бы мы в самом деле почувствовали ее, мы узнали бы, что такое подушка и не стали бы бить ее. Все же, эта техника временно может работать, потому что когда мы бьем подушку, мы тратим много энергии, и через некоторое время мы истощены и чувствуем себя лучше. Но корни нашего гнева остались не затронутыми, и если мы поедим, наша энергия вернется. Если корни нашего гнева полить снова, он возродится вновь, и нам снова придется колотить подушку.
Избиение подушки может принести вам какое-то облегчение, но не надолго. Для того, чтобы произвести реальное изменение, мы должны иметь дело с корнями нашего гнева - серьезно взглянуть на сами их причины. Если мы этого не делаем, семя гнева вырастет вновь. Если мы практикуем осознанную жизнь и сажаем семена здоровья и осознанности, они окажут влияние на наш гнев и смогут преобразить его даже без нашей просьбы об этом.
Наша осознанность будет заботиться обо всем, как солнце заботится о растениях. Солнцу не кажется, что оно делает что-то большое, оно просто светит на растения, но это преображает все. Маки закрываются каждый раз, когда спускаются сумерки, но когда солнце светит на них один или два часа, они открываются. Таким же образом, осознанность, если ее практиковать постоянно, приведет к преображению цветка нашего гнева, и он откроется и покажет нам свою собственную природу. Когда мы поймем корни нашего гнева, мы освободимся от него.