Литургических символов — все то, что называют
Церковным благолепием. Дар молитвы
— это и умение владеть собой, своим
Вниманием, повторять слова молитвы не
Только губами и языком, но и всем сердцем
И всеми мыслями участвовать в молитвенном
Делании. Прекрасным средством для
Этого является Иисусова молитва, которая
Заключается в равномерном, многократном,
неторопливом повторении слов: «Господи
Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя,
грешнаго». Об этом молитвенном упражнении
Существует обширная аскетическая ли358
тература, собранная в основном в «Доброто-
любии» и в других отеческих творениях.
Иисусова молитва особенно хороша тем,
Что не требует создания специальной внешней
Обстановки, ее можно читать, идя по
Улице, во время работы, на кухне, в поезде и
Так далее. В этих случаях она особенно помогает
Отвлечь внимание наше от всего соблазнительного,
Суетного, пошлого, пустого
И сосредоточить ум и сердце на сладчайшем
Имени Божием. Правда, не следует начинать
занятия «духовным деланием» без
Благословения и руководства опытного духовника,
Поскольку подобное самочинство
Может привести к ложному мистическому
Состоянию прелести.
Неповиновение — непослушание, непокорность,
Строптивость, самовольство.
Ненависть — отвращение, омерзение,
Сильная нелюбовь, вражда.
Неприязнь — недоброжелательство, нерасположение,
Вражда, нелюбовь к кому или
Чему-либо.
Нечистота — это не только физическая
Нечистота тела, но также невоздержание,
Сладострастие, роскошь. Нечистый — запрещенный
Церковным законом или обычаем.
Обрядоверие — приверженность букве
Писания и Предания, придание значения
Только внешней стороне церковной жизни
При забвении ее смысла. Вера в спасительное
Значение лишь точного исполнения обрядовых
Действий самих по себе, без учета их
Внутреннего духовного смысла, свидетельствует
Об ущербности веры и снижении благоговения
Перед Богом, забвении того, что
Христианин должен служить Богу в обновлении
духа, а не по ветхой букве (см.: Рим. 7,6).
Обрядоверие возникает из-за недостаточного
Вникания в благую весть Христову, а Он дал
Нам способность быть служителями Нового
Завета, не буквы, но духа, потому что буква
убивает, а дух животворит (см.: 2 Кор. 3, 6).
Обрядоверие свидетельствует о неадекватном
Восприятии учения Церкви, не соответствующем
Его величию, или же о неразумной
Ревности служения, не соответствующей воле
Божией. Обрядоверие, достаточно распространенное
В среде церковного народа, влечет
За собой суеверие, законничество, гордость,
Разделение.
Осуждение — склонность подмечать, запоминать
И называть чужие недостатки, совершать
Явный или внутренний суд над
Ближним. Под действием не всегда заметного
Даже для самого себя осуждения ближнего
В сердце формируется его искаженный
Образ. Этот образ служит затем внутренним
Оправданием нелюбви к этому человеку,
Пренебрежительно злого отношения к нему.
Осуждение ближнего находится в тесной
Связи со страстью гордости. Осуждая чужие
Недостатки (действительные или кажущиеся),
Человек мнит себя лучше, чище, благочестивее,
Честнее или умнее другого.
Отсутствие постоянной заботы о выполнении
Воли Божией в жизни. Этот
Грех проявляется, когда мы совершаем серьезные
Поступки, не испрашивая благословения
Бога, не советуясь и не прося благословения
У духовного отца.
Отсутствие страха Божия и благоговения
Перед Ним. Этот грех выражается в
Небрежной рассеянной молитве, неблагоговейном
Поведении в храме, перед Святыней,
Непочитании священного сана. Грех
Может также принимать формы отсутствие
Памяти смертной в ожидании последнего
Суда.
Отчаяние — впадение в уныние, терять
Веру и надежду.
Отчаяние от зрелища своего духовного
Состояния и бессилия бороться
С грехом — грех самооценки собственного