Литургических символов — все то, что называют

Церковным благолепием. Дар молитвы

— это и умение владеть собой, своим

Вниманием, повторять слова молитвы не

Только губами и языком, но и всем сердцем

И всеми мыслями участвовать в молитвенном

Делании. Прекрасным средством для

Этого является Иисусова молитва, которая

Заключается в равномерном, многократном,

неторопливом повторении слов: «Господи

Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя,

грешнаго». Об этом молитвенном упражнении

Существует обширная аскетическая ли358

тература, собранная в основном в «Доброто-

любии» и в других отеческих творениях.

Иисусова молитва особенно хороша тем,

Что не требует создания специальной внешней

Обстановки, ее можно читать, идя по

Улице, во время работы, на кухне, в поезде и

Так далее. В этих случаях она особенно помогает

Отвлечь внимание наше от всего соблазнительного,

Суетного, пошлого, пустого

И сосредоточить ум и сердце на сладчайшем

Имени Божием. Правда, не следует начинать

занятия «духовным деланием» без

Благословения и руководства опытного духовника,

Поскольку подобное самочинство

Может привести к ложному мистическому

Состоянию прелести.

Неповиновение — непослушание, непокорность,

Строптивость, самовольство.

Ненависть — отвращение, омерзение,

Сильная нелюбовь, вражда.

Неприязнь — недоброжелательство, нерасположение,

Вражда, нелюбовь к кому или

Чему-либо.

Нечистота — это не только физическая

Нечистота тела, но также невоздержание,

Сладострастие, роскошь. Нечистый — запрещенный

Церковным законом или обычаем.

Обрядоверие — приверженность букве

Писания и Предания, придание значения

Только внешней стороне церковной жизни

При забвении ее смысла. Вера в спасительное

Значение лишь точного исполнения обрядовых

Действий самих по себе, без учета их

Внутреннего духовного смысла, свидетельствует

Об ущербности веры и снижении благоговения

Перед Богом, забвении того, что

Христианин должен служить Богу в обновлении

духа, а не по ветхой букве (см.: Рим. 7,6).

Обрядоверие возникает из-за недостаточного

Вникания в благую весть Христову, а Он дал

Нам способность быть служителями Нового

Завета, не буквы, но духа, потому что буква

убивает, а дух животворит (см.: 2 Кор. 3, 6).

Обрядоверие свидетельствует о неадекватном

Восприятии учения Церкви, не соответствующем

Его величию, или же о неразумной

Ревности служения, не соответствующей воле

Божией. Обрядоверие, достаточно распространенное

В среде церковного народа, влечет

За собой суеверие, законничество, гордость,

Разделение.

Осуждение — склонность подмечать, запоминать

И называть чужие недостатки, совершать

Явный или внутренний суд над

Ближним. Под действием не всегда заметного

Даже для самого себя осуждения ближнего

В сердце формируется его искаженный

Образ. Этот образ служит затем внутренним

Оправданием нелюбви к этому человеку,

Пренебрежительно злого отношения к нему.

Осуждение ближнего находится в тесной

Связи со страстью гордости. Осуждая чужие

Недостатки (действительные или кажущиеся),

Человек мнит себя лучше, чище, благочестивее,

Честнее или умнее другого.

Отсутствие постоянной заботы о выполнении

Воли Божией в жизни. Этот

Грех проявляется, когда мы совершаем серьезные

Поступки, не испрашивая благословения

Бога, не советуясь и не прося благословения

У духовного отца.

Отсутствие страха Божия и благоговения

Перед Ним. Этот грех выражается в

Небрежной рассеянной молитве, неблагоговейном

Поведении в храме, перед Святыней,

Непочитании священного сана. Грех

Может также принимать формы отсутствие

Памяти смертной в ожидании последнего

Суда.

Отчаяние — впадение в уныние, терять

Веру и надежду.

Отчаяние от зрелища своего духовного

Состояния и бессилия бороться

С грехом — грех самооценки собственного

Наши рекомендации