Ними соглашалась и, по неосторожности, к
Их речам прибавляла немного от себя, но,
Одумавшись, тотчас удерживалась. Но и это
Испытывавшие меня духи поставили мне во
Грех, и только заслугами преподобного Василия
Святые Ангелы освободили меня из
этого мытарства, и мы пошли выше».
На четвертом мытарстве чревоугодия
Истязуются объядение, пьянство, безвременное
И тайное ядение, ядение без молитвы,
Нарушение постов, сластолюбие, пресыщение,
Пирование — словом, все роды
угождения чреву: «Внешний вид этих духов
был безобразен: они изображали собой разные
Виды сластолюбивых чревоугодников и
Мерзких пьяниц; несли блюда и чаши с яствами
И разным питьем. Пища и питье по
Виду тоже были гнусны, походили на смердящий
Гной и блевотину. Духи этого мытарства
Казались пресыщенными и пьяными,
Они скакали с музыкой в руках и делали все,
Что обыкновенно делают пирующие, и ругались
Над душами грешных, приводимыми
Ими к мытарству. Эти духи, как псы, обступили
Нас, остановили и начали показывать
все мои грехи этого рода: ела ли тайно когда-
Нибудь или через силу и сверх надобности,
Или с утра, как свинья, без молитвы и
Крестного знамения, или в святые посты ела
Прежде времени, назначенного церковным
Уставом, или по невоздержанию вкушала
Прежде обеда, или во время обеда пресыщалась
Не в меру. Высчитали также мое пьянство,
Показывая чаши и сосуды, из которых
я напивалась, и прямо говорили: столько-то
Чаш выпила ты в такое-то время, и на таком-
То пиршестве, с такими-то людьми; а в другом
Месте выпила столько-то и дошла до
Беспамятства и рвоты, и столько-то раз пировала
И плясала под музыку, хлопая в ладоши,
Пела песни и прыгала и, когда тебя приводили
Домой, изнемогала от безмерного
Пьянства; еще показывали мне лукавые
Духи те чаши, из которых я пила иногда поутру
И в постные дни ради гостей или когда
по немощи пила до опьянения и не считала
Того за грех и не каялась, а напротив, еще и
Других соблазняла к тому же. Указали мне и
На то, когда в воскресные дни случалось мне
Выпить прежде святой Литургии, и многое
Тому подобное указывали они мне из моих
Грехов по чревоугодию и радовались, уже
Считая меня в своей власти, и намеревались
Отвести меня на дно ада; я же, видя себя обличенной
И не имея ничего сказать против
Них, трепетала. Но святые Ангелы, заимствовав
Из сокровищницы преподобного Василия
Добрые дела его, покрыли мои грехи и
изъяли из власти тех лукавых духов».
Пятое мытарство — леность. Там сочтены
Все дни и часы, проведенные в лености,
В нерадении о служении Богу; там истязует-
Ся уныние, оставление церковных и желейных
Молитвословий, по лености, по небрежению
И хладности к Богу; там истязуются
Тунеядцы, снедающие чужие труды и не хотящие
Сами трудиться, также наемники, получающие
Плату, но исполняющие свою обязанность
с небрежением: «Мы дошли до мытарства,
Называемое мытарством лености, на
Котором человек дает ответ за все дни и часы,
Проведенные в праздности. Здесь же задерживаются
И тунеядцы, питающиеся чужими
Трудами и не хотящие сами ничего делать,
Или берущие плату за невыполненную работу.
Там же спрашивают отчет с тех, которые
Не заботятся о славе имени Божия и ленятся
В праздничные и воскресные дни ходить к
Божественной литургии и другим службам
Божиим. Здесь же испытываются небрежность
И уныние, леность и нерадение о своей
Душе как мирских людей, так и духовных,
и многие отсюда отводятся в пропасть».
Шестое мытарство — воровство, на котором
Рассматриваются всякого рода хищения
И воровство, грубые и благовидные, явные
И тайные.
Седьмое мытарство — сребролюбие и
Скупость.
Восьмое мытарство — лихва, где обвиняются
Ростовщики, лихоимцы. Здесь же
Отдают отчет те, кто присваивает себе
Чужое.
Еще далее — девятое мытарство неправды,
на котором «истязуются все неправедные
Судьи, которые свой суд ведут за